В разных культурах мухомор имеет свои символические значения.
Этот гриб, с его ярко-красной шляпкой, усеянной белыми пятнами, стал символом не только природы, но и духовного поиска.
В славянской мифологии мухомор считается символом плодородия и богатства. Изображение мухомора часто можно встретить на народных узорах, вышивках и деревянных изделиях.
Символическое значение мухомора связано не только с его внешним видом, но и с его ядовитостью. Этот гриб одновременно является символом смерти и жизни.
Многие считают, что обладание мухомором в доме приносит удачу и защищает от злых духов.
Мухомор используется в ритуальных практиках, также в качестве галлюциногена и в медицинских целях. В различных культурах мира он использовался как средство для достижения изменённых состояний сознания. Шаманы применяли мухомор для проведения ритуалов и общения с духами. Это растение считалось мостом между миром людей и миром духов, позволяя шаманам расширять сознание, получать знания и предвидеть будущее. Употребляли ради «достижения мистического экстаза или какого-либо иного решающего переживания».
Мухомор считался обиталищем духов леса, а его употребление могло открыть двери в потусторонние миры. В некоторых легендах упоминается, что именно этот гриб помогал героям совершать невероятные подвиги или находить скрытые сокровища.
Современные художники и писатели часто обращаются к образу мухомора как к символу таинственности и непознанного.
В немецкоязычной работе Филиппа Юхана фон Страленберга описан русско-корякский обмен мухоморов на шкуры белок, лис, горностаев и соболей. Несколько позже Георг Стеллер подтвердил, что, хотя завезенная водка постепенно вытесняет мухоморы среди местного населения, «коряки и юкагиры еще более падки на эту пищу и настолько любят ее, что повсюду скупают мухоморы у русских». Американский путешественник Джон Кеннан утверждал, что, вопреки противодействию властей, мухоморная торговля процветала и во второй половине ХIХ столетия: «Мне самому довелось видеть, как за один такой гриб коряки давали по крайней мере долларов на двадцать ценных шкур». Мухомор служил порошковой добавкой при варке пива. В качестве инсектицида мухомор был предметом крестьянской торговли еще в немецких землях XVI столетия, а у венгров мухомор (bolondgomba, то есть «гриб безумия») использовался в ритуалах колдовства. Берсерки употребляли мухомор, впадали в эйфорию.
В зарубежных справочниках ХХ в. мухомор нередко считался каким-то жутким русским грибом, повинным как в отравлении солдат Наполеона, так и в смерти некоего «царя Алексия». На фреске XIII в. в госпитальерской часовне в Плейнкуре (Франция) изображен змей-искуситель, обвившийся вокруг раскидистого «мухомора» и протягивающий Еве гриб. За фреской сохранялось мухоморное толкование вплоть до середины ХХ в.
«Красный мухомор обладает именно такой степенью воздействия, какую допускает для себя его употребляющий. Зажатый человек обычно не испытывает ничего или желудочные боли, веселый смеется, пессимист предается унынию, у слабого возникает страх, а у склонного к преступной деятельности возможны вспышки дикой агрессии». Не все мухоморные переживания поэтичны. Они легко оборачиваются кошмаром. Для глубоких состояний мухоморного опьянения характерны отрицательные переживания.
Поэтому мухомор не был включен в психоделическую революцию и не стал еще одной игрушкой тех, кто хочет крутить педали психоделического велосипеда. Слишком велик риск заехать туда, где тебе не рады.
В мире есть совсем немного вещей, которые мир этот не может поймать. И мухоморы, как и тысячи лет назад продолжают свою тайную пляску.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев