Может быть кому-то будет интересно почитать, хотя документ большой и частично на старославянском языке. Я специально оставила текст таким
ЛѢТОПИСЬ
Апостольской церкви и прихода слоб. Красноженовой Богучарскаго уѣзда
Слоб. Красноженова, окружающія ее селенія и разстояніе ея отъ резиденцій епархіальнаго начальства и мѣстнаго благочиннаго
Слоб. Красноженова расположена вдоль небольшой, извѣстной густотою населенія по ней, рѣчки Лѣвой, по обѣимъ ея сторонамъ. Большая половина слободы лежитъ на правой сторонѣ назв. рѣчки,— тамъ находится и мѣстная приходская церковь — Вотъ близлежащія окружающія Кр— ву селенія съ ихъ церквами: на востокъ—внизъ по р. Лѣвой слоб. Липчанская (8 верстъ) съ Владимірскою ц.; на юго- вост. и югъ—Медова (12 в.) съ Предтеченскою ц. и Криница (въ 12 в.) съ Симеоновскою церк.; (на сѣверо и сѣворо вост.); на западъ вверхъ по Лѣвой слоб. Липчанская (въ 2 в.) съ Іоанно Богословскимъ молитв, домомъ и на сѣв.-востопъ Расковка съ Крестовоздвиженскою ц. (въ 15 в.) и ЛоФицкая (въ 12 в.) съ Александрой невскою ц.—отъ г. Богучара, гдѣ живетъ мѣстный благочинный- протоіерей, Красноженова отстоитъ на 15 в., а отъ г. Воронежа на 240 в.
Кр — ская церковь, исторія ея построенія и перемѣнъ, въ ней произведенныхъ до сего времени.
Церковь слоб. Кр—вой трехпрсстольпая, каменная, окружена каменною же оградою. Апостольскою она называется во имя св апостола Іакова брата св. Евангелиста Іоанна Богослова, коему посвященъ главный средній престолъ.—Другіе два престола, стоящіе рядомъ съ главнымъ по обѣимъ его сторонамъ, посвящены:—съ правой стороны—во имя иконы Казанской Б. Матери, а съ лѣвой—во имя св. великомученицы Варвары.
Первоначальная К—ская церковь сооружена была только съ однимъ престоломъ и была, разумѣется, гораздо тѣснѣе теперешняго,—другіе же два престола съ ихъ придѣлами явились въ позднѣйшее время.
Неизвѣстно когда именно, вслѣдствіе какихъ особ. обстоятельствъ и ио чьей иниціативѣ явилась впервые мысль о построеніи Кр—ской ~ церкви,—начало же дѣятельныхъ заботъ и исканій передъ епархіал. начальствомт» о позволеніи въ Кр -вой построить церковь нужно от нести не далѣе начала 2 половины 1789 года Искали и заботились объ этомъ не одни Кр—цы, но сообща съ ними и жители нѣкоторыхъ другихъ окрестныхъ хуторовъ, какъ это видно изъ храмоздан- ной грамоты, выданной отъ 4 декабря 1789 года за подписью преосвященнаго Иннокентія еп. Воронежскаго. Грамотою этою, вслѣдствіе прошенія Богучарскія округи хуторовъ Дядина, Красноженова, Лиичапска, войсковыхъ,жителей х. Плоскаго, подданныхъ малороссіянъ, разрѣшалось изъ оныхъ хуторовъ въ Красноженовѣ вновь церковь каменнымъ зданіемъ построить.
Изъ другихъ документовъ, современныхъ построенію Кр—ской церкви, видно, что Дядйнъ и Линчанскъ, принимавшіе въ построеніи Кр—ской церкви участіе одинаковое съ К р— вынь, но своей населенности почти не отличались отъ сего послѣдняго,—Дядинъ же, по преданію, даже древнѣе Кр —ва по времени своего населенія. Почему же именно Краспоженовъ предпочтительно предъ назв. хуторами выбрань былъ средоточіемъ церковно приходской жизни окрестныхъ хуторовъ, — причину этого, думается, нужно видѣть въ географическомъ положеніи Кр —ва, занимающаго средину между названными хуторами.
Не велики, вѣроятно, были матеріальные средства храмоздателей,—потому что не смотря на соединенныя усилія означ. хуторовъ дѣло построенія церкви подвигалось очень медленно. Между тѣмъ усердіе храмоздателей къ своему дѣлу и ихъ дѣятельныя усилія, какъ можно скорѣе успѣть въ окончаніи своего дѣла, не подлежатъ сомнѣнію. Изъ хранящихся до селѣ при Кр— ской церкви неоффиціальпыхъ записей и оффиц. Приходо-расходныхъ книгъ, современныхъ построенію, видно, что хутора, участвовавшіе въ храмозданіи, исключительно почти одни были вкладчиками и доставителями матеріальныхъ средствъ къ построенію Кр -ской церкви.—Изъ назв. документовъ извѣстны два незначительныхъ пожертвованія со стороны окрестныхъ помѣщиковъ, которые впрочемъ тотчасъ по построеніи церкви числились прихожанами ея. Изъ назв. же документовъ видно, что кромѣ частныхъ пожертвованій усердіемъ будущихъ прихожанъ въ пользу строюіщейся церкви предоставлены были !) доходы а) съ арендованнаю для этой цѣли паромнию перевоз а (въ докум. назв. уіъзднымъ г.); б) отъ степи, принадлежащей хуторамъ, участвовавшимъ въ храмозданіи (за прогонъ по степи скота торговцами обыкнов. берется съ нихъ платай и 2) выручка отъ продажи меда, покупка котораго у Кр—скаго ктитора была обязательна для жите лей хуторовъ, участвовавшихъ въ храмозданіи.—Но при всемъ усердіи храмоздателей къ 1798 году, т. е. ровно чрезъ семь лѣтъ послѣ полученія граматы, еще не былъ оконченъ даже главный корпусъ церкви безъ колокольни. Храмоздатели, отказавшиаь вслѣдствіе отсутствія матеріальныхъ средствъ отъ одновременнаго окончанія во всѣхъ частяхъ своей церкви, рѣшились до времени довольствоваться необходимѣйшимъ: оставивъ построеніе колокольни, они стали заботиться объ иконостасѣ. Между тѣмъ и на сдѣланіе иконостаса денегъ все таки не было и храмоздатели прибѣгли къ займамъ, что и было причиною появленія очень интереснаго документа, до селѣ хранящагося въ архивѣ Кр- — ской церкви. Документъ ѳтотъ составленъ 4 августа 1798 года въ присутствіи Красноженовскаго атамана (сельскаго старосты) почетныхъ предста вителей хуторовъ, участвовавшихъ въ храмозданіи и Кр - скаго приходскаго священника: симъ послѣднимъ и подписанъ актъ за себя и за прихожанъ и засвидѣтельствованъ въ Богучарскомъ земскомъ судѣ. Дѣло въ томъ, что нѣкто Т. Явтушенко (Кр- вѳцъ), пользуясь нуждою храмоздателей, согласился пожертвовать на церковь 400 р. но съ такимъ условіемъ, чтобы не только сыновей его, но и внуковъ да возраста послѣдняго не брать въ рекруты и не требовать съ нихъ ни общественной службы, ни какихъ бы то ни было повинностей. Храмоздатели, въ виду настоятельной нужды въ деньгахъ, согласи лись на все это, согласились по той наиболѣе выгодѣ, (точныя слова документа) что очередь до его (Явтушенко) семейства гораздо неблизка. (?). Къ несчастно этого ловкаго эксплуататора, эта ловкая сдѣлка его не имѣла ожидашшхъ имъ послѣдствій. Неизвѣстно какими подробностями сопровождалось разъясненіе этого дѣла со стороны подлежащаго начальства; изь надписи же на томъ же документѣ отъ 3 августа 1809 года видно, что деньги 400 р. въ удовлетвореніе Явтушенко изысканы съ жителей слоб. Красноженовской и хут. Липчанска и Дядина. Но и послѣ этой сдѣлки съ Явтушенкомъ до освященія церкви прошло около 2,5 лѣтъ; уже къ осени 1800 года едва добились возможности освятить свою церковь, что дѣйствительно и было совершено 19 сентября того 1800 года.
Радостное дли храмоздателей событіе—освященіе ихъ церкви — вѣроятно привлекло много новыхъ пожертвованій и во всякомъ случаѣ ободрило ихъ въ намѣреніи довести до конца начатое ими дѣло; почему въ декабрѣ того же 1800 г заключенъ былъ ими съ рядчиками контрактъ на возведеніе при церкви колокольни, которая и была окончена къ осени 1802 года.
В 1816 году поновлена была живопись на иконостасѣ. Затѣмъ чрезъ 3 или 4 года послѣ сего начата была строеніемъ каменная ограда вокругъ церкви,— но всѣдгтвіе какихъ то недоразумѣній не была тогда же окончена. Докончена она въ 1820 -31 г. и замѣчательно, что рядчикомъ въ этомъ дѣлѣ было лицо духовнаго знанія, именно слоб. Журавки священникъ о. Георгій Родіоновъ, подрядившійся въ Кр—ной кромѣ окончанія ограды перекрыть желѣзомъ и окрасить церковную крышу, — что и было имъ выполнено.
Въ 1829 году, вслѣдствіе увеличенія числа прихожанъ, Кр--цы обратились къ епархіальному начальству съ просьбою о позволеніи пристроить въ своей церкви два придѣла, для чего нужно было расширить ее, и въ слелѣд. 1830 году получеіп. въ Кр -вой планъ и благословеніе преосвяіц. Антонія, еп. Воронежскаго и Зад. на по строеніе придѣлов во имя Казанскія иконы Божія Матере и св. великомуч. Варвары. Какъ видно изъ современныхъ построенію придѣловъ документовъ, главнымъ старателемъ и двигателемъ этого дѣ ла былъ зажиточный мѣстный прихожанинъ Іосифъ Лк. Акимовъ, во все время веденія сего дѣля онъ был, самымъ дѣятельнымъ представителемъ и повѣреннымъ Кр—цевъ какъ предъ епарх. начальствомъ, такъ предъ подрядчиками и наконецъ при добываніи матеріальныхъ средствъ на построеніе придѣловъ. На имя сего Акимова и назначеинных ему помощниковъ епарх. начальствомъ выдано было двѣ просительныя книги съ 1829 но 1836 годъ. По двумъ этимъ книгамъ собрано было І2 827 р. 12 к. асс., изъ коихъ Акимовымъ пожертвовано 1 050 р. и однимъ изъ мѣстныхъ тогдашнихъ священниковъ о. Матвѣемъ Дольскимъ 300 р. При построеніи придѣловъ рядчикомъ каменныхъ работъ былъ нѣкто Чижовскій однодворецъ Дмитрій Андреевичъ Прохоровъ. Вотъ плата, выговоренная имъ съ Кр—цѳвъ: денегъ 6.500 р., ржаной муки 30 четв., пшеничной 7 четв., овса 25 четв., свинаго сала 8 пуд., соли 10 пуд., баранины 20 п., съ каждаго двора по 1 курицѣ и 1 десятку яицъ (300 дв.), безплатная квартира какъ для хозяина, такъ и для рабочихъ и 1 стогъ степнаго сѣна. Работать не болѣе трехъ лѣтъ. —Въ 1834 году, по сооруженіи придѣловъ, стараніемъ того же Акимова, былъ купленъ теперь самый большой колоколъ въ 54 п.
Въ 1844 году передѣланъ былъ иконостасъ въ главномъ алта рѣ: въ 1850 году сдѣланы были сереб ряныя во весь ростъ ризы на мѣстныя иконы Спасителя и Бож. Матери, стоящія въ главномъ иконостасѣ,—и чрезъ шесть лѣтъ, въ 1856 году, сдѣланы такія же ризы на иконы св. апостола Іакова (храм.) и святителя Николая — Въ 1859 году церковь какъ внутри, такъ и извнѣ была оштукатурена и перекрашена вновь. Наконецъ въ семъ 1871 году, стараніемъ мѣстнаго священ. о. Д., церковнымъ старостою К. и усердіемъ прихожанъ, церковь была вновь оштукатурена снаружи, побѣлена внутри; вновь перекрыта (при чемъ оба шпица ея покрыты бѣлымъ желѣзомъ), исправлены были полы, окна, двери и проч.
Испытавъ всѣ эти перемѣны, Кр—ская церковь, приняла наконецъ тотъ видъ, о каковомъ сейчасъ будетъ сказано.
Мѣстность, занимаемая Кр—скою церковью, ея внутренній и наружный видъ.
Церковь Кр—ская стоитъ на правой сторопѣ рѣчки Лѣвой; среди продолговатой площади, образуемой въ этомъ мѣстѣ двумя, значительно удаленными одна отъ другой, противоположными линіями дворовъ. Поставленная на невысокомъ фундаментѣ и притомъ старинной архитектуры, она не смотря на произведенныя въ ней въ нынѣшнемъ году перемѣны, по наружному своему виду представляетъ что то тяжелое,—мрачное и вообще производитъ на душу какое-то грустное, подавляющее впечатлѣніе. Но не отличаясь красотою, изяществомъ и легкостію своихъ формъ, зданіе церкви замѣчательно прочностію, толщиною стѣнъ, столбовъ, сводовъ и проч. и вообще обѣщаетъ простоять долго.
Внутренность церкви, какъ и наружность, имѣетъ также нѣсколько мрачный оттѣнокъ и все, думается оттого, что церковь не довольно высоко поставлена надъ землею. Стѣны внутри церкви не росписаны, а во многихъ мѣстахъ увѣшаны изображеніями святыхъ въ большомъ и маломъ видѣ. Всѣ три иконостаса., стоящіе рядомъ; красивы, но кое гдѣ, хотя въ незначительной степени, нѣкоторыя украшенія на нихъ отъ времени потемнѣли и попортились. Алтари всѣ свѣтлы и достаточно пространны.
Имущество церковное.
Вся такъ называемая недвижимая собственность церкви состоитъ единственно изъ 152 д 600 кв. саж. Земли, отстоящей отъ церкві на 12 вёрстъ. Землею этою пользуются члены Мѣстнаго цёрковного причта. Отмежевана эта земля въ 1838 году, вмѣсто прежняго меньшаго надѣла въ 33 д. 1440 кв. саж. КромѢ сёй зёмгли и еще деревянной сторожки, стоящей въ церковной оградѣ, Церковь, не имѣетъ ни лавокъ, ни мельницъ, домовъ и т. П. Движимую собственность церкви кромѣ такъ называемой це ковной утвари, которою она вообще достаточна, между прочимъ составляетъ небольшая библіотека, заключающая въ себе, кромѣ духовныхъ журналовъ („Христіанское Чтеніе„Духовная Беседа „Странникъ, „Домашняя Бесѣда, „Руководство для с. пастырей, „Труды Кіевской д. Академіи') болѣе 50 названій разныхъ книгъ духовно-нравственнаго, историческаго и догматическаго содержанія.—Изъ вещей церковныхъ, имѣющйхъ относительно значительную цѣнность по матеріалу или работѣ, можно назвать слѣдующія:
1) Два большихъ Евангелія съ верхними сребропозлащенными досками и съ такими же украшеніями на нижнихъ доскахъ.
2) Три сребропозлащенныхъ на престольныхъ креста, кои вѣсятъ вмѣстѣ 4 ф. 84 зол.
3) Ковчегъ для храненія Св. Даровъ, серебрянный, чеканной работы, вѣситъ 3 ф. 27 зол.
4) Три сребропозлащенныхъ дариносицы, вѣс. 1 ф. 23 зол.
5) Три сребропозлащенныхъ потира, изъ коихъ два чеканной работы, вѣсятъ вмѣстѣ 4 ф. 57 зол.
6) Два сребропозлащенныхъ дискоса чеканной'' работы, вес 1 ф. 12 зол.
7) Три сребропозлащенныхъ звѣздицы, вѣсятъ 84 зол.
8) Три лжицы сребропозлащенныхъ, три пары такихъ же тарѣлочекъ,- два серебряныхъ ковшика и два такихъ же кадила,—всё это вѣситъ' 3 ф. 92 з.
9") Четыре серебряныхъ ризы на мѣстныхъ иконахъ, въ главномъ иконостасѣ,—вѣсятъ около I п. 15 ф.
и 10) Серебряный двуличный ангелъ въ золоченомъ вѣнцѣ съ дикиріемъ и трекиріемъ въ рукахъ- висящій надъ царскими вратами главнаго алтаря,—въ немъ вѣсу 2 '/2 ф.
Колоколовъ всѣхъ шесть: въ самомъ большемъ 54 пуда, а въ меньш емъ. 25 ф.
Древности и документы церковные.
Къ древностямъ К—ской церкви можно отнести храмозданную грамату отъ 4 декабря 1789 года за подписью преосвященнаго Иннокентія, именующаго себя только Воронежскимъ еп., и Св. Антиминс на главномъ престолѣ, холщевой, въ 8 д. мая 1799 г. освященный и подписанный преосвящеи. Христофоромъ, еп. Харьковскимъ и слободскимъ.—Документы состоятъ кромѣ названной храмозданной грамоты изъ метрическихъ и исповѣдныхъ записей, приходорасходныхъ книгъ и изъ плановъ на построеніе придѣловъ, на поновленіе иконостаса и двухъ поземельныхъ. Изъ хра мозданной грамоты видно, что въ ея время въ Богучарѣ д. правленія не было, и духовенство Богучарскаго уѣзда въ административномъ отношеніи зависѣло отъ Павловскаго д. правленія, и что наконецъ слово уезд въ то время замѣнялось словомъ округа. Изъ другихъ документовъ между прочимъ видно, что прихожане Кр — скіѳ прежде именовались свободные—войсковыми жителями, экономическими крестьянами, а помѣщичьи —крестьянами подданными, малороссіянами или великороссіянами и слободскими крестьянами.
Доходы и расходы церковные.
Кромѣ общихъ всѣмъ церквамъ источниковъ доходовъ Кр - ская церковь пользуется доходами оть продажи доброхотно жертвуемаго полотна, въ видѣ такъ называемыхъ рушниковъ и просто кусковъ, а также и платковъ. Обыкновенно для сопровожденія мертвеца въ его послѣднее жилище каждый прихожанинъ беретъ изъ церкви въ свой домъ двѣ или три иконы и эти иконы непремѣнно покрываются платкомъ, рушникомъ или кус комъ полотна, что и поступаетъ въ собственность церкви. Иногда же набожныя прихожанки, вслѣдствіе обѣта или просто для выраженія своего благоговѣйнаго уваженія къ извѣстному святому, сами приносятъ въ церковь рушники, платки или куски холста и покрываютъ иконы святыхъ. Бываетъ и такъ: нѣсколько набожныхъ женщинъ, вслѣдствіе обѣта, съ благословенія своего духовнаго отца общими силами покупаютъ для церкви какую-либо икону свѣчу для ставника или паникадила или что либо въ этомъ родѣ и затѣмъ съ купленною вещію обходить свой приходъ, собирая при этомъ на церковь доброхотныя пожертвованія. Въ послѣднее время мѣстными священниками поставлено, чтобы каждый брачущійвя непремѣнно жертвовалъ въ пользу церкви 1 р. сер.—Расходы Кр — ской церкви общи всѣмъ другимъ церквамъ.
Кладбище церковноприходское находится на восточной сторонѣ отъ церкви, отстоитъ отъ жилыхъ строений на 400 или 500 шаговъ. Ни часовни ни ограды оно ни имѣетъ и обведено небольшою земляною насыпью и рвомъ; открыто въ 1820—28 год.
Кромѣ этого кладбища въ Кр —вой иногда въ уваженіе заслугъ, оказанныхъ церкви чрезъ личные труды или имущественныя пожертвованія, нѣкоторыхъ хоронятъ при церкви, въ ея оградѣ. Изъ этихъ лицъ между прочими извѣстны: 1) священникъ о. Никандръ Бѣлянскій, умершій въ 1829 г. онъ между прочимъ въ Кр—вой извѣстенъ тѣмъ, что былъ первымъ по основаніи въ Кр—вой прихода дьячкомъ и затѣмъ тамъ же былъ діакономъ (1812—1829 г.) и священникомъ (1824 по смерть). 2) о. Матфей Дольскій извѣстный въ памяти Кр—цевъ, какъ человѣкъ повиду, но въ обращеніи съ прихожанами въ частной жизни простой, незатѣйливый и какъ отличный хозяинъ; умеръ въ 1834 году и въ Кр—вой священствовалъ съ 1810 года. 3) о. Афанасій Мясищевъ, по словамъ знавшихъ его, человѣкъ трезвый, серьезный и аккуратный какъ въ отправленіи своихъ служебныхъ обязанностей, такъ и въ частной жизни. Умеръ молодымъ, недостигши 40 лѣтняго возраста, отъ холеры 1848 года. Священствовалъ въ Кр—вой съ 1835 года. 4) о. Степанъ Краснобаштовъ, умершій въ 1858 году. Онъ былъ студентъ семинаріи, и, будучи священникомъ, чутко, сочувственно относился ко всему, что интересовало современнаго ему образованнаго человѣка, —между прочимъ онъ былъ членомъ статистическаго комитета.
Мѣстные п другіе наиболѣе чтимые въ Кр - вой церковные праздники.
Собственно мѣстныхъ церковныхъ праздниковъ въ Кр—вой четыре, и всѣ они такъ назыв. храмовые, престольные.
Первое мѣсто между этими четырьмя праздниками принадлежитъ празднику 30 апрѣля—день памяти св. апостола Іакова,, брата св. ап. и ев. Іоанна Богослова, -и это потому, что въ это время, начинаясь за недѣлю и ранѣе до 30 апрѣля, въ Кр—вой бываетъ одна изъ лучшихъ въ здѣшней мѣстности ярмарка (Яновская, Яковы, помѣстному выраженію). Впрочемъ и другіе три праздника— 8 іюля и 22 октября—дни Казанскія иконы Божія Матери и 4 декабря —день Св. Велікомученицы Варвары—пользуются не меньшимъ уваженіемъ. Это обыкновенно выражается тѣмъ, что въ эти праздничные дни бываетъ такое многочисленное стеченіе богомольцевъ въ церкви, какое замѣчается только въ дни нарочитѣйшихъ праздниковъ, каковы Рождество Христово и Пасха. Много также въ эти праздники служится молебновъ (всегда въ церкви) и никогда въ обыкновенные праздники не исходить столько свѣчей въ церкви и не подается на проскомидію столько приношеній, какъ въ эти праздники. Вообще, не присвояя этого качества исключительно Кр — скимъ прихожанамъ, мы должны сказать, что храмовые праздиики здѣсь пользуются особеннымъ уваженіемъ: пойти изъ одной слободы въ другую къ храмовому празднику здѣсь значить пойти на богомолье. Здѣсь твердо убѣждены и вѣруютъ, что святой, въ честь коего посвященъ храмъ Божій, въ день своего празднества бываетъ особенно милостивъ къ тѣмъ, кои съ теплою любовью совершаютъ память его и что въ этотъ день онъ имѣетъ особенное дерзновеніе передъ Богомъ въ своемъ молитвенномъ предстатедьствѣ за тѣхъ, кои обращаются къ нему съ мольбою о помощи. И полные такого вѣрованія, многіе больные тѣломъ или душою, за десятки версть во всякое время года еще на канунѣ праздника, спѣшатъ въ то селеніе, гдѣ праздникъ, —такъ что даже во время вечерняго Богослуженія подъ день праздника церковь бываетъ полна парода, что, какъ извѣстно, въ селахъ вообще рѣдкость. Много бываетъ и такихъ богомольцевъ, кои во время болѣзни и вообще во время скорби душевной даютъ обѣтъ въ продолженіи нѣкотораго времени ходить на богомолье къ храмовымъ праздникамъ. Съ своей стороны и мѣстные прихожане готовятся къ этимъ днямъ, какъ къ особ. торжественнымъ и знаменательнымъ днямъ: для каждаго крестьянина дни храмовыхъ праздниковъ суть вмѣстѣ дни поминовенія усопшихъ родственниковъ. Такъ называемыхъ помянныхь обѣдовъ не каждый крестьянинъ въ состояніи устроить, и вотъ, готовясь къ празднику, даже бѣднякъ соединяетъ съ праздничнымъ угощеніемъ и поминки; для этого каждый покупаетъ къ празднику медъ и праздничный обѣдъ непремѣнно начинается такъ называемымъ кануномъ, по мѣстному выраженію, кутьею, т. е. свареною пшеницею, которая наливается водою, разбавленною медомъ. У кого нѣтъ гостей въ этотъ праздникъ изъ родныхъ и знакомыхъ, тотъ зоветь къ своему обѣду постороннихъ богомольцевъ: иначе праздникъ—непраздникъ.—Что касается до другихъ праздниковъ, то, кромѣ повсюдныхъ великихъ праздниковъ, изъ праздниковъ святыхъ особеннымъ уваженіемъ пользуются праздникъ Святителя Николая 6 декабря (много въ церкви и по домамъ служатъ мелебновъ) и преимущественно 27 іюля день памяти Св. Великомученика Пантелеймона (по мѣстному выговору Палія). Не смотря на то, что память сего Святаго совершается въ такъ назыв. страдное время года, на канунѣ этого дня бросаютъ работы и ѣдутъ домой для присутствования при церковномъ Богослуженіи. Но народному вѣрованію, того, кто работаетъ въ день памяти сего Святаго и тѣмъ какъ бы оказываетъ к нему не уваженіе, разгнѣванный Великомученикъ непремѣнно спалыть, т е. того поразит молнія. Болѣе прежняго увеличилось между Кр—цами уваженіе къ сему Святому съ того времени, когда въ числѣ прочей Афонской Святыни и часть мощей Великомученика сего пробыла въ Красноженовой около сутокъ. Это было въ 1869 году. Въ память сего событія Кр—цы въ лицѣ набожнѣйшихъ своихъ представителей заказали сдѣлать икону съ изображеніемъ Афонской Святыни, и когда она (изъ полисандроваго дерева, въ сребропозлащенныхъ ризахъ, работы Гильоме, цѣна съ доставкою 79 р. сер.) была сдѣлана и представлена въ Кр -в у ,—то въ первый праздничный день торжественно съ крестнымъ ходомъ была перенесена изъ дома священника о. Д. въ церковь, гдѣ, но совершеніи общаго молебнаго пеія, икона положена на особо приготовленномъ для нея мѣстѣ При этомъ тѣмъ же о. Д. сказано приличное слово, въ заключеніи коего онъ пригласилъ Кр — цевъ ежегодно съ крестнымъ ходомъ вокругъ церкви праздновать день посѣщенія Афонскою Святынею слободы Кр —вой. Послѣ сего число молебновъ Св. Пантелеймону значительно увеличилось, а означенная икона каждый воскресный и праздничный день но окончаніи Богослуженія, чествуется особенно благоговѣйнымъ поклоненіемъ со стороны большинства присутствующихъ въ церкви.
Состав приходскаго причта в прежнее время и теперь; содержаніе причта.
— Въ первое время по основаніи прихода, въ Кр__ вой причта было: 1 священникъ, 1 діаконъ и I причетникъ; съ 1810 года было 2 священника, 1 діаконъ и 2 причетника; съ 1824 было 3 священника, 2 діакона и 6 причетниковъ; а съ 1863 года снова стало 2 священника, 1 діаконъ и 4 причетника. Первый по времени священникъ о. Василій Бѣлозоровъ, по тогдашнему времени, человѣкъ образованный, любознательный и любившій серьезное чтеніе, какъ это можно видѣть изъ пріобрѣтенныхъ имъ для церкви книгъ.
Поступивши въ новый, неустроенный приходъ, гдѣ церковь только что начилась зданіемъ, онъ съ примѣрною ревностію заботился объ успѣшномъ окончаніи церковнаго зданія, объ украшеніи онаго, о снабженіи его нужною утварью. Надписи на Богослужебныхъ книгахъ и другихъ церковныхъ вещахъ, сдѣланныя имъ собственноручно, свидѣтельствуютъ объ особенномъ его усердномъ служеніи на пользу своего приходскаго храма и духовнаго воспитанія своихъ пасомыхъ: еще до окончанія церкви имъ пріобрѣтены, кромѣ полнаго круга Богослужебныхъ книгъ, библія елизавет. изданія, прологъ, четь- минеи, сочиненія Д. Ростовскаго и многія другія книги для чтенія. И какъ у епарх. начальства, такъ и мѣстнаго д. начальства онъ считался однимъ изъ достойнѣйшихъ священниковъ,— между прочимъ онъ проходилъ должности депутата и начальника мѣстной школы обученія пѣнію окружныхъ причетниковъ. (Учителемъ былъ дьячекъ Никаноръ Бѣлянскій см. церк. прих. кладбище), Первый діаконъ въ Кр -вой былъ нѣкто Александръ Куликовскій.
Въ настоящее время въ Кр—вой причта: 2 священника, 1 діаконъ и 3 причетника, Кромѣ пользованія уже означенною землею, Кр —скія притчъ ниоткуда используется никакимъ опредѣленнымъ пособіемъ или содержаніемъ. Источники содержаніи причта состоять изъ денежнаго сбора съ прихожанъ за требоисправленія и сбора натурою. Послѣдній производится каждымъ членомъ причта отдѣльно, три раза въ годъ: по уборкѣ хлѣба осенью и во время праздниковъ Пасхи и Рождества Христова. Если превратить сборъ натурою и поземельный доходъ въ деньги, то вмѣстѣ съ денежнымъ сборомъ затребоисправленія средняя цифра готоваго дохода каждаго члена причта выйдетъ приблизительно такая: священникъ оть 600 до 700 р. с., діаконъ отъ 270 до 300 р. с., и причетникъ отъ 120 до 130 р. с. *) Кромѣ земли каждому члену причта ежегодно даются участки лѣса (плетневаго), когда Кр-цы дѣлятъ его между собою; но отдаленность его оть Кр —вой (30 40 верстъ) дѣлаетъ этотъ лѣсъ совершенео безполезнымъ особенно для причетниковъ: стоитъ ли терять три или четыре дня изъ-за того, чтобы нарубить мелкаго хворостнику не болѣе воза, такъ какъ причетнику отводится лѣса на одну душу?- Живетъ каждый членъ причта въ собственномъ домѣ, купленномъ или самимъ построенномъ; церковныхъ и общественныхъ домовъ нѣтъ.
« Видимая относительная немсотвѣтствонность доходовъ членовъ причта обьясняется тѣмъ, что у священника и діакона, особ. у перваго есть источники доходовъ, по праву принадлежащіе имъ однимъ безъ участія въ причетчіковь, каковы: проскомидия приношенія, исповѣдный, молитвословныя: Кромѣ этого прихожане при хожденіи членовъ причта по приходу для сбора натурою, естественно, к священнику и діакону усерднѣе, считая ихъ въ Богослуженіи необходимыми :* где причетчику едва дадут несколько горстей зерна, откуда священникъ не выйдетъ безъ мѣры зерна и даже двухъ; кромѣ того онъ выноситъ оттуда гуся или индейку и проч. Наконецъ въ Кр—вой заведено: за каждые крестины въ братскую кружку священникъ кладетъ 20 к. с., а между тѣмъ съ прихожанина беретъ минимум от 30 к. до 1 р. с. Если при этом заведено и то что причетники не участвуют в крещении и довольны этою свободою; то едва ли было бы справедливо весь доходъ за требы эти обращать въ кружку . . . .
Приходское училище открыто въ октябрѣ 1863 года однимъ изъ мѣстныхъ священниковъ о. Д. Д—мъ, который до 1869 года, былъ въ нёмъ единственнымъ наставникомъ*, по 1865 г. училище помѣщалось то въ церковной сторожкѣ, то въ наемныхъ помѣщеніяхъ, съ назв. же года но настоящій 1871 годъ оно помѣщалась въ нарочно пріобрѣтеннномъ для сей цѣли означеннымъ о. Д. домикѣ, стоящимъ недалеко отъ церкви. Теперь же оно помѣщается въ надворномъ флигелѣ священника о. Д. который (т. е. о. Д. ) состоитъ въ томъ училищѣ въ должности законоучителя. Наставникъ въ настоящее время изъ окончившихъ курсъ семинаріи, ему выдается жалованья 150 р. с. и 50 р. стипендіи. Съ самаго основанія своего школа ежегодно имѣла отъ 40 до 60 учениковъ и ученицъ Всѣ эти ученики и ученицы дѣти Кр —цевъ. государственныхъ крестьянъ.
О приходѣ вообще и прихожанахъ.
Въ настоящее время Кр —скій приход состоитъ собственно изъ слободы Кр—вой, хутора Дядина и не большаго хуторка Никаноровки.
Слобода Красноженова получила свое названіе отъ фамиліи если не перваго то одного изъ самыхъ зажиточныхъ первыхъ поселенцевъ мѣстности, занимаемой нынѣ слободою,--и теперь еще фамилія Красноженов, самая распространенная между Кр-цами. Давность заселенія мѣстности, занимаемой Кр -вою, какъ можно догадываться по расказамъ мѣстныхъ отаражиловъ, восходятъ не далѣе 30—35 лѣтъ до построенія церкви, слѣд. не далѣе 1760 годовъ. Прихожане Кр—скоЙ церкви, какъ вообще все народонаселеніе здѣшняго края, большею частію, переселенцы изъ губерній Харьковской, Полтавской и Черниговской, но память объ этомъ переселеніи и о старой родинѣ въ настоящее время почти изгладилось даже у старѣйшихъ Кр— цевъ, и большинство ихъ называетъ себя коренными здѣшними жителями „Мы споконвіку тутъ живемо: наши батьки й діди, говорятъ о себѣ Кр—цы. Впрочемъ есть еще въ нѣкоторыхъ семьяхъ старики, кои изъ разсказовъ отцевъ и дѣдовъ знаютъ о свой преж. ней родинѣ, о ея веселыхъ вишневыхъ садкахъ. Позднѣйшихъ переселенцевъ, по языку и образу жизни смѣшавшихся съ старожилами, въ настоящее время можно узнать только по названію пойдуны, которое удержали за собою нѣкоторыя семьи Кр— скіе прихожане всѣ малороссы; исключеніе составляютъ около 150 душъ муж пола из великороссовъ, лѣт 30 назадъ переселивщихся въ Кр— ву изъ села Гороховой Павловскаго у. нашей же губерніи.
Въ первое время Кр—скій приходъ состоялъ кромѣ слободы и уже названныхъ хуторовъ изъ хутора Лиичанска и Плоскаго. За тѣмъ съ 1810 года послѣдовательно причислялись хутора Желобокъ, Криница, Лиманъ и Кравцовъ, Грековъ, сельцо Покровское, Жу ковка, Поповка, Николаевъ и нѣкоторыя другіе мелкіе хуторки. На чиная же съ 1854 года, вслѣдствіе построенія въ нѣкоторыхъ изъ названныхъ хуторовъ собственныхъ церквей (въ Криницѣ, Ліпчанскѣ и сельцѣ Покровскомъ) почти всѣ эти хутора, отошли къ новопостроеннымъ церквамъ. Вотъ таблица, составленная по исповѣднымъ книгамъ, показывающая численность разнаго сословія прихожанъ Кр—ской церкви съ 1803 года по настоящее время.
Изъ таблицы этой видно, что приходъ Кр —скій состоитъ преимущественно изъ государственныхъ крестьянъ.
По вѣроисповѣданію всѣ прихожане православные; раскольніковъ нѣтъ. Впрочемъ въ послѣднее время между прихожанами сей церкви начало распространяться какое то новое ученіе,по народному названію, суха любовь. Это ученіе пропитанное мистицизмомъ, родственное хлыстовщинѣ, не признаетъ брачной жизни въ томъ смыслѣ, в какомъ мы ее понимаемъ, но проповѣдуетъ общее сожитіе,требуеть постояннаго сомосозерцанія, самообвиненія, отрѣшенія отъ многихъ житейскихъ обязанностей, и строгаго соблюденія постовъ. Приверженцы этого ученія это послѣднее требованіе своего устава простерли до того, что въ прошломъ году разговлялись не на пер вый, а на второй день праздника Рождества Христова, потому, что первый денъ пришелся въ пятницу. У сектантовъ этихъ есть, говорятъ, бодородица и святые собственнаго издѣлія, —но это, равно и то, что иногда свои моленья они совершаютъ вокругъ кадки съ водою, все это они держатъ въ глубокой тайнѣ и открываютъ только самымъ испытаннымъ своимъ новобранцамъ. Обыкновенныя каждодневныя собранія происходятъ по вечерамъ, проходятъ въ чтеніи какихъ-то особенныхъ книгъ и рукописей, тщательно оберегаемыхъ отъ непосвященныхъ и въ разглагольствованіяхъ учителей; на случай неожиданныхъ посѣщеній со стороны духовенства, полиціи и вообще подозрительныхъ для нихъ людей у нихъ всегда подъ руками евангеліе, или вообще другая какая либо православная духовно нравственнаго содержанія книга. Духовенство и полиція стали слѣдить за этими вредными сектантами,—и они сдѣлались болѣе милчаливыми о своемъ ученіи и обрядахъ, чѣмъ въ первое время своего появленія въ здѣшнемъ краю. По наружности это самые скромные, тихіе люди, набожные до ханжества: въ разговорѣ его только и слышишь одни вздохи и сокрушеніе о грѣхахъ, самообвиненіе и самоуничиженіе, въ церкви стараются всегда быть на виду у священника. Глядя на нихъ, молящихся въ храмѣ Б. подумаешь, что это истинные христіане, если не знаешь ихъ семейной и особ. закулисной жизни.
Дестовѣрно звѣстно, что каждое вечернее собраніе ихъ заканчивается тѣмъ, что послѣ общей вечери всѣ присутствующія лица обоего пола остальную часть ночи проводятъ по парно. Это и есть у нихъ внѣшнее выраженіе братской любви всеобщей, главной идеи ихъ вѣроученія. Для привлеченія новыхъ членовъ эти сектанты употребляютъ неодинаковыя средства: на одного сперва дѣйствуютъ тѣмъ, что представляютъ ему возможность ежедневно слушать душеспасительные разговоры и книги, а на большинство —представляя имъ возможность къ легкому удовлетворенію чувственныхъ склонностей.
Вообще секта эта, по своему направленію, крайне, опасная и вредная и нѣсколько лѣтъ тому назадъ она уже возбуждала противъ себя уголовное преслѣдованіе, но дѣло, кажется, прекратилось за смертію главныхъ распространителей ученія, содержавшихся въ тюремномъ заключеніи.
Богучарскаго у. слободы Красноженовой и. д. псаломщика Николай Богатыревъ.
Источник: Воронежские епархиальные ведомости за 1872 год № 5
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1