о взаимодействии с ребенком
О ТОМ, КАК СЛУШАТЬ РЕБЕНКА
«Как понять, что чувствует мой ребенок? Может быть, прямо спросить его?»
Расспросы не помогут понять, что на самом деле беспокоит или радует
ребенка. В ответ он, скорее всего, промолчит или скажет что-то короткое,
неважное для него – просто чтобы вы от него отстали. Ведь дети еще не владеют
языком эмоций, не понимают оттенков чувств.
Вникнуть в переживания ребенка, помочь ему выразить свои эмоции, дать ему знать, что мы поняли его чувства, помогает активное слушание. Этот способ общения подразумевает, что мы вслух называем чувство. «Она не хочет со мной играть», – в слезах говорит дочь. Мама может сказать: «Ты обижена и очень расстроена». Так мы даем понять ребенку, что его переживания значимы для нас.
Когда мы говорим утвердительными предложениями и терпеливо держим в разговоре паузу, дети в ответ, как правило, начинают рассказывать о своих переживаниях, делиться сокровенным.
Уметь активно слушать особенно важно в ситуации, когда в семье появляется младший ребенок. С помощью этой техники можно помочь старшему в этот трудный для него момент. Сядьте перед ним так, чтобы ваши глаза были на уровне его глаз, и скажите: «Ты печален, тебе не хватает моего внимания. Я все время занята с малышом. А ты хочешь, чтобы я больше была с тобой».
Многие мамы же, напротив, раздражаются, начинают упрекать: «Я же не могу разорваться!», «Ты уже большой и должен понимать!» Не нужно рационально объяснять, оправдываться. Важно лишь признать, что старший ребенок имеет право чувствовать то, что он чувствует. И быть доброжелательными к нему.
О ПОДКУПЕ И ДЕТСКИХ ИНТЕРЕСАХ
«Можно ли платить ребенку за то, что он выполнил поручение родителей? И как поступать, когда он не хочет заниматься ничем, кроме игр на компьютере?»
Вы должны выяснить, что ему нравится больше всего. Расширить поле интересов ребенка можно только за счет того, к чему этот интерес уже есть. Сын любит смотреть, как футболист Мэсси забивает голы? А что именно ему в этом нравится?
Развивайте интерес в «горячей точке», внимательно слушайте, что ребенок рассказывает о своем увлечении. Позвольте ему жить своим умом. Учите принимать решения и отвечать за них.
Плата деньгами или конфетами – ложный путь в воспитании. Предположим, ребенок делает математику и в конце концов получает от вас конфету. Тем самым вы подчеркиваете: конфета – вот что главное. В результате смещается система
ценностей, а ведь ваша задача как раз таки ее формировать.
Истинная ценность – оптимизм, жизненная энергия – гаснет, когда мы даем ребенку «взятки» за то, что он делает. Любознательность, упорство, радость от преодоленного препятствия, интерес – вот что должно мотивировать детей. Развивайте в своем ребенке
здоровое честолюбие, не подменяйте его никакой дешевкой.
О НАКАЗАНИЯХ
«Старший бьет младшего, никакие слова взрослых не действуют. Как наказывать ребенка, чтобы он слушался?»
Если сын или дочь сделали что-то, находясь в состоянии аффекта, сильного напряжения, злости, агрессии, их нельзя в этот момент воспитывать. И бессмысленно что-то пытаться объяснить. Ребенок нас просто не услышит. Но нужно сократить его физическую активность – если ребенок маленький, посадить, например, к себе на колени и сказать: «Сначала ты успокоишься». Дальше активно слушать: «Ты зол. Что-то случилось. Ты имеешь право сердиться, но пускать в ход
кулаки нельзя».
Только когда ребенок действительно успокоится, можно начать с ним говорить о том, что произошло, определить границы дозволенного, установить правила и договориться о санкциях в случае их нарушения. Самый действенный способ наказания – лишить на короткое время ребенка чего-то, что ему нравится. Но об этом он должен знать заранее.
Как можно раньше объясняйте ребенку, что есть эмоции, на которые человек имеет право, а есть действия, которые совершать нельзя. «Давай придумаем другой способ разобраться в этой ситуации. Но если ты еще раз ударишь брата, мне придется тебя наказать».
О САМООЦЕНКЕ
«Как взрослому с невысокой самооценкой воспитать у ребенка хорошее
отношение к себе?»
Начинать надо с себя. Например, с отношений со своим партнером. Детям трудно сдерживать и регулировать свои эмоции, а взрослые обладают такими возможностями. Если вы, например, обижены на партнера, не глотайте обиду! У страдающего человека всегда занижена самооценка. Скажите себе: «Я не хочу страдать». И, выпрямив спину, расскажите партнеру о том, что вы чувствуете.
Используйте «Я-сообщение». Это хороший способ защитить себя. «Я-сообщение» включает местоимение «я» и чувство, которое вы испытываете: «Я обижаюсь, когда меня не слушают» или «Я расстроена, так как…», «Мне грустно…». Чувство может быть и позитивным: «Я так рада, что ты это сделал». Мы имеем право выразить себя, при этом, конечно, выслушав и поняв другого человека.
Когда мы ведем себя так в присутствии детей, они перенимают наш стиль общения. Но это не вопрос одного дня – для восстановления самооценки требуется время. Хотя иногда бывает полезно стукнуть кулаком по столу и высказать все, что накопилось!
«Есть риск, что ребенок, чьи родители используют «Я-сообщения», будет думать, что они просто большие эгоисты?»
«Я-сообщение» используется не для того, чтобы исправлять поведение ребенка, а лишь для того, чтобы донести до него, как его поведение отражается на чувствах родителя. Дети часто думают, что родители – «железные Феликсы», просто потому, что родители не привыкли говорить о себе. Поэтому так важно говорить с ребенком о том, что мы
чувствуем: «Ты знаешь, мне было обидно это услышать». Вывод он сделает сам.
Главное – быть искренними и не манипулировать его чувствами.
ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ
«С какого возраста и каким образом дети могут участвовать в ведении домашнего хозяйства? Нужно ли им за это платить?»
Платить детям неправильно. Обычно этот вопрос встает в том случае, если ситуация уже запущена. Самостоятельность необходимо поощрять, причем в любом возрасте – уже годовалому давать ложку в руку, чтобы он пытался есть сам. Ни в коем случае не пресекать инициативу ребенка, когда он хочет что-то сделать сам. Дошкольники
часто вызываются мыть посуду, стирать, резать хлеб, месить тесто, сверлить, стучать молотком… И это надо поощрять. Что-то делать вместе («Я порежу морковку, а ты помой кастрюлю»), доводя такие дела, как вытирание пыли, подметание пола, до автоматизма. В магазин они обожают ходить в определенном возрасте – нужно отпускать в магазин. Выдавать им деньги, доверять. Но не перегружать, не давать им такие задания, с которыми они не могут справиться. А если что-то не получилось – не ругать.
Итак, золотые правила: не лишать инициативы, привлекать к семейным делам и не брать на себя то, что они могут сделать сами. Вот и все. Затем просто состоится переход от состояния «я сам» к обязанностям. Он уже и так все это сам делает: и посуду моет, и в магазин ходит. Я привожу пример в книге (здесь и далее «Общаться с ребенком. Как?». – Прим. ред.). Опросили 1-2 класс, как они помогают дома. «Мы хотим помогать, но нам не дают». Спросили 5-6 классы: «А мы
уже не хотим этого делать». Проблема в том, что они перестают хотеть. Или им надоедает. И тогда встает вопрос о распределении нагрузок. Почему все должно быть свалено на маму? Этот вопрос можно спокойно обсуждать: «Тебе не хочется, и мне трудно, ты устал и я устала, надо распределить по-честному». Дети понятия честность и нечестность, сочувствие и равнодушие хорошо понимают.
Огромная ошибка, когда родители все берут на себя, чтобы освободить детям время: «Ты только учись, я тебе все обеспечу». В результате у детей формируется ложное понимание, что их нужды важнее родительских. Чтобы этого не случилось, необходимо говорить детям о своем состоянии, о своих вкусах и идеалах, позиции, точки зрения на работу и человека. Попробуйте (без нотаций!) сообщить о себе,
поделиться своим состоянием. А начиная с определенного возраста обсуждайте и моральную сторону вопроса. «Ты хочешь работать меньше, чем это делаю я, я правильно поняла?» «Ты хочешь пользоваться работой других людей?» Обратите внимание на формулировку, она очень важна. Сравните: «Не курить» и «Спасибо, что вы не курите».
Плата за выученные уроки, вынесенное ведро, поход в магазин (в том числе и распространенное «Оставь сдачу себе») означает, что родители пытаются поставить на коммерческую ногу жизнь ребенка в тех аспектах, которые нельзя купить: долг, ответственность перед собой, родителями, обществом, школой. «Будь честным человеком!» – говорим мы. И получишь сто рублей? Другое дело – давать карманные деньги. Не в качестве благодарности, а независимо от того, что сделал или не сделал ребенок. Ему полагаются карманные деньги, если вы с ним об этом договорились.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев