Последование часов навечерия или с присоединением к ним чина изобразительных совершается отдельно от утрени. Название «царские» эти часы получили на Руси. Это было связано с их особой торжественностью, а также с византийским обычаем присутствия императора во время их совершения; византийскую традицию продолжали московские цари. Также это последование, согласно древним уставам, называлось "Великими часами".
Великие часы совершаются при открытых царских вратах.
Священник в епитрахили, фелони и поручах, с Евангелием в руках (в предшествии свещеносца и диакона в облачении, с кадилом и свечой) выходит из алтаря через царские врата к поставленному посреди церкви прямо против царских врат аналою. Обойдя вокруг аналоя, свещеносец ставит свечу с его восточной стороны. Иерей, положив Евангелие на аналой, произносит начальный возглас 1-го часа: «Благословен Бог наш…».
Чтец читает обычное начало и псалмы 1-го часа. К обычному 5-му псалму прибавляются два особых — 22-й и 26-й, в них Господь, принявший Крещение, изображается Пастырем, Который, по предречению Давида, «пасет мя и ничтоже мя лишит». Господь – «просвещение мое и Спаситель мой…».
С началом чтения псалмов иерей, в предшествии диакона со свечой, совершает каждение всего храма - кадит окрест Евангелия, затем алтарь, иконостас, народ и весь храм.
По окончании 26-го псалма читается или поется тропарь предпразднства.
После Богородична часа Что Тя наречем, о Благодатная хор поет особые тропари праздника со стихами.
Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотию пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь.
По исполнении тропарей поется прокимен, глас 4: И возгреме с Небесе Господь, и Вышний даде глас. Стих: Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое.
Читаются паремия, Апостол и Евангелие.
В паремии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа (Ис. 25). Апостол и Евангелие возвещают о Предтече и Крестителе Господнем, свидетельствовавшем о вечном и Божественном величии Христа (Деян. 13, 25-32; Мф. 3, 1-11).
По окончании Евангелия чтец читает тропари Стопы моя направи и Да исполнятся уста моя, и далее как обычно.
После Трисвятого читается или поется кондак предпразднства.
На 3-м часе в особых псалмах — 28-м и 41-м — пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира:
«Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии…»
К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом. В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя — трепет и страх при Крещении Господа — и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества.
Во время чтения псалмов 3-го часа иерей с диаконом (по Уставу — диакон) совершают малое каждение храма: кадят окрест Евангелие, иконостас, предстоятеля и молящихся.
Читается или поется тропарь предпразднства.
После Богородична часа Богородице, Ты еси лоза истинная хор поет особые тропари праздника со стихами.
По исполнении тропарей поется прокимен, глас 6: Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася. Стих: Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми..
Читаются паремия, Апостол и Евангелие.
В паремии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16-20). Апостол повествует о различии крещения Иоаннова и крещения во Имя Господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), а Евангелие — о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1, 1-3).
По окончании Евангелия чтец читает тропарь Господь Бог благословен и далее как обычно.
На 6-м часе в псалмах 73-м и 76-м царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба:
«Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны».
Присоединяется и обычный, 90-й псалом часа. В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Псалмопевца о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения.
Во время чтения псалмов 6-го часа иерей с диаконом совершают малое каждение храма, как на 3-м часе.
По окончании 90-го псалма читается или поется тропарь предпразднства.
После Богородична часа Яко не и́мамы дерзновения .хор поет особые тропари праздника со стихами.
По исполнении тропарей поется прокимен, глас 4: В мори путие Твои, и стези Твоя в водах многих. Стих: Глас грома Твоего в колеси.
Читаются паремия, Апостол и Евангелие.
В паремии говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник спасения» (Ис. 12). Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6, 3-12). Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9-15).
По окончании Евангелия чтец читает тропарь Скоро да предварят и далее как обычно.
После Трисвятого – кондак предпразднства.
На 9-м часе в псалмах 92-м и 113-м пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. Третий псалом часа – обычный, 85-й.
Во время чтения псалмов 9-го часа иерей с диаконом совершают каждение всего храма, как на 1-м часе.
По окончании 85-го псалма читается или поется тропарь предпразднства.
После Богородична часа Иже нас ради рождейся хор поет особые тропари праздника со стихами.
Канонарх читает возгласно стихиру "Руку Твою прикоснувшуюся...". На Слава и ныне эту же стихиру поет хор.
Поется прокимен, глас 3: Господь просвещение мое, и Спаситель мой, кого убоюся? Стих: Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?
Читаются паремия, Апостол и Евангелие.
Словами паремии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явленную в Крещении (Ис. 49, 8-15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2, 11-14; 3, 4-7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3, 13-17).
По прочтении Евангелия иерей в предшествии диакона вносит Евангелие в алтарь, осенив им, согласно обычаю, народ крестообразно с амвона. Диакон затворяет царские врата, завеса же остается открытой до отпуста изобразительных (в некоторых храмах завеса закрывается и вновь отверзается с началом изобразительных).
Чтец читает тропарь Не предаждь нас до конца и далее как обычно.
После Трисвятого – кондак предпразднства.
По заключительной молитве 9-го часа читаются изобразительны. Оно является как бы изображением, отражением Литургии, т.к. содержит изобразительные псалмы (Антифоны), гимн «Единородный Сыне», Во Царствии, Символ веры и т.д. В просторечии изобразительны называют обедницей. Далее, если это положено по Уставу, совершается Литургия святителя Василия Великого, начинающаяся с Великой вечерни. Если же чтение Царских часов совершается в среду или пятницу, то в этот день Литургии не бывает, и богослужение завершается чтением изобразительных.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев