#тулакультура #Тульскоемузейноеобъединение
#музеитулы #Музей_Белобородова #гармони_россии
Добрый день, дорогие друзья!
Наша героиня сегодня - русянка.
В 50-х годах XIX века на Орловщине была хорошо известна тульская детская гармошка. По рассказам местных жителей, один крестьянин (А. П. Ильин), приехавший из села Ефремова Тульской губернии (в 50-км к северу от Ельца) и хорошо знакомый с гармонным ремеслом, занялся кустарным промыслом в Ельце. Гармони его были лучше тульских массовых, поэтому приходили к нему заказчики и из города, и из пригородных деревень. Есть и другая версия, в которой утверждается, что также в середине 19-го века несколько деревенских мастеров, знакомых с примитивной тульской пятиклапанкой, решили усовершенствовать её по своему вкусу.
В середине 60-х годов XIX в в окрестностях Ельца появляется местная гармоника - русянка (по другим источникам - простянка), с более широкой правой клавиатурой и более длинными клавишами (обклеивались костью), чем у тульских образцов. Играть на такой гармонике стало удобнее, хотя извлекаемые звуки при смене движения меха были разные. Вначале клавишей было 5, затем стало 7. На левой стороне (аккомпанемент) клапаны располагались следующим образом: 4 спереди, 2 сбоку и 2 сзади. К концу 70 — началу 80-х годов XIX в появляется усовершенствованная модель русянки, получившая название елецкой рояльной гармоники.
Из книги Мирека А.М. "Справочник по гармоникам", Издательство "Музыка", Москва, 1968 г.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев