Удивительный, мудрый и летний.
Центр народной культуры “Родной мир” совместно с фольклорной группой “Колоход” приглашает вместе прожить это волшебное время. (Ниже, после сказки, что для этого надо ).
О том что это за праздник, и для чего его праздновать в одноименной сказке. Здесь отрывок из неё:
🌿🔥КУПАЛА
…Все дела на праздниках делятся на две части – мужскую и женскую, и поначалу эти части отдельно друг от друга трудятся. Мужчины Купалец ладят, дрова готовят, мостки мостят… Женщины и девушки Ярилино тело из травы творят, Берёзку к свадьбе готовят, ворота праздничные цветами и лентами украшают, венки плетут. Само собой, всё это с песнями, с шутками да с радостью.
Василёк тоже, как и положено, со всеми Купалец строил. Если кто думает, что бревно в десять ростов хорошего мужа да в обхват толщиной легко из леса принести да вертикально поставить, тот его никогда не носил и не ставил, а тут их самое малое полсотни поставить надо, да чтобы не упало ни одно, да не придавило кого невзначай. Вот и старались изо всех сил, друг другу помогая, под две сотни парней да мужей женатых, и надо сказать, дело у них спорилось на глазах. Василёк знамо дело от других не отставал, никто не скажет, что отлынивал Варо́жев сын. Коли свои за дело взялись, так себя жалеть нечего, иначе это не дело, а бестолковщина. А если Купалец вовремя не поставишь, так девки да бабы мало того, что сразу засмеют, так потом всю жисть вспоминать будут, какие мужики ленивые, безрукие да недружные.
И вот, выносили раз из леса бревно да мимо луга проходили, где девки венки плетут, и вдруг почудилось Васильку, что рядом она, суженая его! Но голова с другой стороны бревна, луг не видно и бревно бросить нельзя! Так и прошёл мимо, бревно установил вместе со всеми, от спешки едва пуп не надорвав, да бегом за новым, да через лужок заветный, но ничего больше не почуял. Видно, примерещилось.
Верейку до брёвен не допустили, мал ещё, велели хворост таскать. Его тоже много надо, поэтому вся ребятня бегала из леса с вязанками и складывала в кучу рядом с будущим Купальцо́м. А с Волоко́шки – деревни, что в полдня пути, ребята свою гору хвороста набирали. Кто больше наберёт, тот в лапту первый в «городе» начинает, а значит, победить хоть чуть, но проще. В прошлый год сытюнинские победили, и в этом надо пришлых обыграть, вот и старались, почти бегом бегая.
Наконец, стоит Купалец, колесом едва за облака не цепляет! Высок, строен, как сам Ярило. Девки да бабы Ярилу из травы отдельно плетут, никого и близко не подпустят. Что у них там происходит ни Верейке, ни кому другому из мужской части неведомо. Оно ведь тоже, раз действо тайное, значит, присутствие чужое может всё испортить. Вот и не лезь, кому не положено, а полезешь, так потом сам на себя и пеняй. Года два назад Приты́ка подсмотреть хотел. Заранее в траве спрятался, да почуяли его как-то бабы с девками. Накинулись – только одёжка клочьями полетела! Так без портов, голышом, даже без исподнего – срамота, слов нет – в деревню и побежал! А дома оказалось, что ещё и два ребра сломаны. И не пожалишься ведь. Так и скажут, не лезь, мол, куда не следует, а то в следующий раз с одёжкой и ещё кое-что оторвут. Что там девки да их тайны, кому они нужны? Лучше волоко́шинских в лапту обыграть.
Солнце леса коснулось, Ярило уже в теле травяном стоит, парнями-дру́жками поддерживаемый! Всё при нём, и Ярь, и стать мужская! Девки только ахают да краской заливаются! Хорош жених! Но и Берёзка красы неописуемой!
Вот тоже торги начали! Кто кого переиграет? Долго шутки сыпались со всех сторон. Долго слышались то славления, то поношения, но наконец, сговорились! Соединили молодых друг с другом, стали в честь их хороводы водить да ручейками бегать. А Ярило с Берёзкой стоят вместе, да такие красивые, что и глаз не отвесть!
Ярились люди на празднике, ярь Ярилину в себя принимая! Хороводами бегали, ручейками текли, Василёк, с какой-то девкой из Дербя́шино в ручейке пробегая, опять суженую почуял, да так сильно, будто мимо пробежал да коснулся невзначай. А может, и коснулся, кто ж знает? Только, как в начало выбежали, бросился к тому месту, и опять ничего. Много девок там, и все красивые да нарядные. Все весёлые да задорные, поди разбери, какая из них твоя суженая?
Набегавшись, девки к реке пошли и стали венки по воде пускать да загадывать, как жизнь на год сложится. Несла их Река, как по жизни будущей. У одной венок за корягу зацепился, у другой и вовсе утонул, а третий – ловкий парень из реки выловил. Стоял Василёк по колено в воде да смотрел, как венки по реке плывут. Парни с шутками венки девичьи из воды вытаскивали, шли узнать чей да плату потребовать с его хозяйки, поцелуем или песнею. А коли по нраву друг другу, так и весь праздник вместе провести.
Вот долговязый какой-то, Василёк и не знает кто таков, видно из тех, что с дальней деревни пришли, про Мироведа прослышав, венок подхватил, в руках повертел да назад в воду бросил. Другой выловил, к берегу пошёл, да ещё один решил прибрать. На недовольство парней он лишь посмеивался да поводил плечами так, что те притихали.
– Ты чего ж это творишь-то? – вскричал Василёк. – Тут люди будущее пытают, а ты перебираешь, будто яблоки на торгу!
– Так тут они все одинаковые, а на месте выберу, какая ликом покраше, – и нацелился подобрать новый венок, что проплывал ближе к берегу.
– А ну, не тронь! – нахмурился Василёк. – Хватит с тебя, а этот мой!
– Вот ещё, – даже не приостановился длинный. А от венка что-то знакомое потянулось да приникло – ОНА! Не помнил Василёк, как рядом оказался, лишь видел, как рука длинного пустую воду схватила.
– Ах ты, гнусь! – прошипел длинный и, выбросив в воду пойманный до этого венок, сжал кулаки. – Да я тебя, щенка!..
Василёк не зря в походы с отцом ходил да воинской сноровке учился, повернулся чуть не спиной к супостату, тот видно думал, что парень бежать собрался, вперёд схватить сунулся, а Василёк его локтём и приласкал, аккурат в то место, где рёбра солнышком сплетаются. Бедняга согнулся пополам, ртом воздух хватая, бери его голыми руками, что Василёк и сделал, зажав кудлатую голову под мышкой.
– Давай-ка, красавец, проваливай отсюда куда-нибудь, чтоб глаза мои тебя не видели! Не порть праздник людям.
Дёрнулся длинный, вроде что-то даже говорить начал, да получив ещё раз локтем по рёбрам, только уже сверху по согнутой спине, вовсе ногами ослаб и со всем согласился. Васильку некогда было проследить за тем, чтобы парень убрался, венок манил посмотреть на суженую. Выскочил он из реки да кинулся к месту, где девки в хороводе ходили:
– В реке я… это… купался да выловил что-то! Показал одним, ну, другим, и третьим, да не признал никто вещицу своею! Может, из вас какая, ну, эту пропажу признает?
Сказал, поднял венок и увидел ЕЁ! Узнал, почувствовал, кто скажет, как это получилось? Только она это! Точно она! Прямо к ней и пошёл. Девки сначала заулыбались да уже воздуха набрали, чтобы шутками заколоть да посмеяться вволю, все ведь знали, что у Василька язык деревянный. Но увидев, что тот идёт прямо к хозяйке венка, никого вокруг не замечая, притихли да рты пооткрывали! Ни слова не сказав, подошёл он к деве своей, надел венок и взяв за руку, повёл к реке.
– А выкуп? – как-то неуверенно донеслось от девок, но ничего за этим не последовало.
Усадил Василёк девушку на росший почти горизонтально ствол ветлы, что в давние времена подмыло водой, да до конца не выворотило, а та ещё крепче корнями за берег вцепилась да кроной кверху подниматься стала, ствол по берегу распластав. Место для сидения было очень удобным, но не укромным, да им того и не надо было.
– Как звать тебя, красавица?
– И́вушка. А тебя Васильком кличут, я знаю. Мой отец вам в Кулёме товар железный продавал.
– От Кулёмы досюда – почти день пути. У вас что, свой праздник не делают?
– Празднуют, конечно, да вот вчера утром будто живой ты перед глазами встал, так и приникла к тебе, как наяву. Упросила батюшку с братьями сюда отпустить, а им про то, что Мировед тут будет, рассказала, они и согласились. Сейчас где-то здесь в хороводе кружатся. А ты вот и венок мой выловил, и меня сам нашёл!
Удивился Василёк, это ж он в то утро у Мироведа в горнице суженую представлял, а вишь оно как? Ивушка в это время его тоже почуяла. Видно, крепкая между ними нить Макошью спрядена, а может, Мировед подсобил… да какая теперь разница? Главное, что вот она – суженая его!
– А расскажи, как вы от нас в южные страны ходили? – попросила Ивушка.
– Да чего там такого? В тот раз мы спокойно дошли, аж до южных степей, да повстречали караван с вельблудами…
– С вельблудами?
– Ну да, это вроде нашей лошади, только с горбами…
– Горбатая лошадь? – прыснула в ладошку Ивушка.
– Ну, нет конечно! Знаешь, они странные, и в пустыне
пройдут так долго, как ни одна лошадь не сможет…
И стал Василёк про поход рассказывать, да как там что было, да какие чудеса, тут невиданные, им встретились, да таково складно у него получалось, будто кто язык развязал, а Ивушка так внимательно слушала, да вопросы разные задавала, да радовалась, что забыли они про всё на свете.
Праздник на лугу тем временем расходился. Зажгли перед Ярилой с Берёзкой три костра, на каждый Мир по одному, и Правь, и Явь, и Навь в них проявив! Стали все через огонь прыгать, кто один, кто парами огнём очищаться. Надо три раза через все перепрыгнуть, а людей много. Варож с Милонегой в стороне не остались, тоже не хуже молодых огонь перескочили и купаться пошли. Река купальской ночью рекой времени становится и назад течёт. Хвори уносит, здоровье даёт, сил прибавляет. А ещё, раз река-время вспять повернула, так можно по ней и весточку ушедшим в Мир иной родным передать. Для этого пускают люди свечи малые по воде, имена да весточки на них наговаривая. Кто так, кто на плотике, и плывут они в ночи огоньками светлыми, чуть не во всю ширь реку заполняя…”
Сказка взята из книги ”Сказки Бурого Медведя. Кологодный цикл” М. Лепешкин.
🚩Если вы хотите прожить эту сказку наяву, поучаствовать в древних обрядах, поводить хороводы, поиграть, провести волшебную купальскую ночь, то присоединяйтесь к нашей компании!23-24 июня Центр народной культуры“Родной мир” совместно с фольклорной группой “Колоход” проводит Купалу на день летнего солнцестояния недалеко от пос. Юргамыш на берегу одноименной речки. Позже выложим карту проезда. Для тех, кто не может самостоятельно добираться, закажем автобус. Орг.взнос 500р. (за проезд 350 и150 ценрализованный закуп продуктов на обед).
Что с собой брать еще :
*для женской половины - ленточки для украшения березки, цветную пряжу (по небольшому клубочку, для качелей русалкам), молочные продукты, яйца, пирожки с яйцом/луком для требы березке (что-то одно из перечисленного); тряпицы(старую одежду) для наряда чучел Ярилы и Черта.
*мужчинам - по возможности - пилы , топоры
* всем - частные безкровные требы (зерно, булочки..) для принесения в дар Богам и Предкам.
Еду на перекусы и к чаю.
🚩Внимание!На наших праздниках категорически запрещено употребление алкогольных напитков и дурманящих средств, а также нахождение в нетрезвом виде!
🚩Последний день внесения орг.взноса и бронирования места на автобус 19июня!
По адресу : ул.К. Мяготина 167, центр “Родной мир”
🚩Автобус отходит 23 июня в 8-30 от кинотеатра “Россия”. Отъезд в Курган- в воскресенье в 14-30.
Следите за новостями.
Справки и запись по тел. 8 908 831 1966 Светлана Слесарева (Орислава)
https://vk.com/rukopash_kurgan Занятия клуба «Рукопашь и народная борьба» построены на основе знаний и информаци, полученных на семинарах и из учебных материалов, книг этнографа, и ученого Шевцова Александра Александровича.
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев