👐 По Вашим пожеланиям, публикуем материал про Социальные истории 👭👬 , с подробными объяснениями👍
☝☝Разобраться в сложных , неоднозначных ситуациях нашим детям помогут социальные истории.
Этот метод был разработан Кэрол Грей, и его цель 🎯– предоставить ребенку ответы на вопросы о том, как взаимодействовать с другими людьми подобающим образом (например, ответы на вопросы❓❓ «кто», «что», «когда», «где» и «почему» социальных ситуаций).
🙃Что они представляют? Это небольшие рассказы, которые показывают последовательность действий в конкретной ситуации. Такие инструкции позволяют структурировать поведение ребенка и убрать тревожность.
✏️ Кэрол Грей (Carol Gray) — директор Центра Грей по социальному научению и пониманию в городе Зиланд, США. Первоначально Грей работала учительницей с учениками с расстройствами аутистического спектра (РАС), сейчас она работает консультантом по инклюзивному образованию детей с аутизмом. Метод социальных историй Кэрол Грей разработала в 1991 году, теперь этот метод используется во всем мире.
☝🎓 КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ (источник: http://ru.wikihow.com )
📝 🔴Часть 1 из 3: Создание социальной истории
1 🔻Определитесь с темой вашего рассказа🔻. Некоторые социальные рассказы предназначены для использования в целом, в то время, как другие истории нацеливаются на определенную ситуацию, событие или деятельность.
• Примерами социальных историй, которые могут быть использованы в целом, как правило, являются: «как мыть руки», «как подготовить стол к обеду». Примерами историй, которые нацелены на конкретную ситуацию или событие, могут быть: «поход на медосмотр» или «посадка на рейс самолета».
• Социальные историй общего предназначения могут быть прочитаны или просмотрены один или несколько раз на день в зависимости от подготовки ребенка. Социальные рассказы, предназначенные для определенной цели, ситуации должны быть поданы ребенку непосредственно перед этим событием.
• Например, социальную историю для посещение кабинета врача следует читать как раз перед выездом ребенка на осмотр.
2🔻 Ограничьтесь одной темой в каждой социальной истории🔻. Ребенок с аутизмом не может усвоить слишком много информации сразу. Так что следует позаботиться, что рассказываете только об одном конкретном событии, ситуации, эмоции или способе поведения. Так как детям с расстройствами аутистического спектра крайне сложно усваивать большой объем информации сразу.
3 🔻Сделайте так, чтобы главный герой социальной истории был похож на ребенка🔻. Чтобы малыш увидел себя главным героем истории. Это можно сделать, придав главному герою какие-то общие качества с малышом: пол, внешний вид, число членов семьи, интересы или навыки.
• Когда ребенок начинает понимать, что герой истории и он похожи, то для вас, как для рассказчика, будет намного проще передать свое сообщение. Есть надежда на то, что ребенок начнет сопоставлять себя с персонажем истории и будет делать все, что делает герой рассказа.
• Например, когда вы будете рассказывать социальную историю мальчику Эриксону, вы можете начать так: «Жил-был мальчик по имени Эрик, он был умным, послушным, высоким, симпатичным и любил играть в баскетбол, как ты».
4🔻 Позаботьтесь о том, чтобы ваш рассказ был не очень длинным🔻. Истории могут быть прочитаны ребенку в слух или они могут быть поданы в виде простой книги, которую ребенок всегда может носить в сумке и читать всякий раз, когда чувствует потребность в этом.
• Дети с расстройствами аутистического спектра чаще всего имеют хорошее визуальное восприятие, поэтому вы можете включать в свои социальные истории картинки, фотографии и рисунки. Этим можно лучше привлечь внимание ребенка и сделать рассказы более 🔻ствия.
• В социальной истории не должно быть никакого негативного подтекста. Атмосфера, отношение и тон людей, вовлеченных в рассказ, должны быть только положительными.
6 🔻Привлекайте больше людей, которые бы выступали в социальной истории в роли персонажей🔻. Это поможет напрямую привлечь людей, которые имеют место в жизни ребенка, его воспитании и формировании: например, если история о совместной игрушки, то можете привлечь брата или друга ребенка.
• Ребенок будет лучшее связывать себя с другими людьми, также вы увидите, как ребенок будет относиться к тому, чтобы поделиться чем-то с другими, например, своими игрушками. Также это даст возможность понаблюдать за изменениями в отношении малыша к брату или другу, когда он будет готов поделиться чем-то.
• Это будет развивать все больше и больше положительных и полезных элементов поведения у ребенка.
7 🔻Принимайте во внимание настроение вашего ребенка, когда рассказываете социальную историю🔻. Учитывайте время, место и настроение ребенка, рассказывая ему социальною историю: ребенок должен чувствовать себе комфортно, в безопасности, быть спокойным и полностью отдохнувшим.
• Не нужно рассказывать историю, когда ребенок голоден или устал. Суть социальной истории не может быть воспринята ребенком, когда его настроение не очень хорошее.
• Нужно избегать мест, где есть яркие огни, громкие звуки или иные отвлекающие факторы, к которым ребенок может быть чувствителен. Потому что в таких условиях рассказывать социальную историю просто бессмысленно.
8 🔻Рассказывайте социальную историю об определенном поведении перед тем, как поставить ребенка в подобную ситуацию🔻.
• Поскольку история свежа в сознании ребенка, он будет помнить то, что произошло в этом рассказе и попытается действовать таким же образом, как это было в рассказе.
• Например, если история о том, что нужно делиться своими игрушками будет прочитана перед перерывом, то во время перерыва история остается еще свежей в памяти и дети могут сразу применять это на практике, делиться игрушками с другими.
9 🔻Создавайте разные истории для различных потребностей🔻. Социальные истории также можно использовать, чтобы помочь ребенку справится с эмоциями и чувствами, которые в основном являются неуправляемыми.
• Социальные истории могут научить некоторым необходимым социальным навыкам, например, общению с другими людьми таким образом, чтобы это не приводило к конфликту, завязанию дружбы и отношений. Это часто бывает необходимо, потому что дети с расстройствами аутистического спектра имеют проблемы с нехваткой некоторых адекватных социальных навыков.
• Социальные истории могут также привить навыки, которые необходимы ребенку для поддержания чистоты и гигиены, например, что делать после пробуждения, как пользоваться туалетом, как мыть руки и так далее.
10 🔻Попросите ребенка самому рассказать вам историю🔻. Истории являются лучшим способом для ребенка показать свое познание происходящего. Время от времени просите рассказать вам истории самостоятельно.
• Обычно дети рассказывают про то, что они делают каждый день или про то, что они хотели бы делать. С помощью этих историй, попытайтесь понять, думает ли ваш ребенок в правильном направлении, говорит ли о вещах, которые не подходят для его возраста. Также попытайтесь определить, есть ли у него какие-то проблемы, переживания или страхи, о которых он может рассказать вам в своих историях.
• Например, если ребенок рассказывает следующею историю: «есть одна девочка, которая обычно бьет в школе всех детей и хочет украсть их еду». Таким образом, ваш ребенок, возможно, пытается рассказать вам о некоторых проблемах запугивания, с которыми он сталкивается в школе с «этой» девочкой.
11🔻 Заменяйте одну социальную историю другой, если ваш ребенок схватывает суть вашего сообщения🔻. Социальные истории могут быть изменены в зависимости от навыков, которые приобретает ребенок. Вы можете удалить некоторые элементы из социальной истории или добавить новые, чтобы удовлетворить текущее потребности малыша.
• Например, если у ребенка уже есть понимание, как попросить перерыв, когда он чувствует себя перегруженым, то та часть истории, в которой вы прививаете ему это поведения, может быть опущена или изменена.
📝 🔴 КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ (часть 2 из 3)
1 🔻Создавайте наглядные предложения🔻. Они сообщают о той или иной ситуации, событии, сообщают подробности о том, кто участвовал в ситуации, что участники будут делать и причину и так далее. Главные вопроси: « где?», «кто?», «что?», «почему?».
• Например, если социальная история о мытье рук после посещения туалета, наглядные предложения должны быть использованы, чтобы поговорить о ситуации и предоставить информацию о том, кто должен мыть руки и почему (для предотвращения распространения микробов).
• Описывая предложения, предоставите ребенку фактическую информацию.
2🔻 Используйте поощрительные предложение для передачи мысли и эмоции. Эти предложения говорят о психике человека по отношению к конкретной ситуации.
• Например, «мама и папа любят, когда я мою руки. Они знают, что хорошо мыть руки после туалета».
3 🔻Придумайте как-бы «директивные» предложения, чтобы научить ребенка адекватной реакции. ☝Используйте наказные предложения, чтобы получать желаемые ответы или поведение.
• Например: «Я постараюсь мыть руки каждый раз после посещения туалета».
4 🔻Используйте утвердительные предложения, чтобы выделить другие предложения🔻 Утвердительные предложения могут быть использованы вместе с наглядными, поощрительными или указательными.
• Утвердительные предложения подчеркнут его важность, будь-то наглядное, поощрительное или указательное предложение.
• Например: «Я постараюсь мыть руки после использования туалета. То, что я делаю очень важно». Второе предложение подчеркивает важность мытья рук.
5 🔻Создавайте совместные предложения, чтобы подчеркнуть важность других людей🔻. Эти предложения помогут ребенку понять/осознать роль окружающих в тех или иных ситуациях.
• Например: «Там будет активное движение на дороге. Мои мама и папа помогут мне перейти дорогу». Это помогает ребенку понять, что он должен сотрудничать с мамой и папой, чтобы перейти дорогу.
6🔻 Напишите контролирующие предложения в качестве напоминания для ребенка, чтобы помочь ему вспомнить и применить то или иное качество в конкретной ситуации. Это персонализированные предложения.
• Например: «Чтобы быть здоровым, мне нужно есть овощи и фрукты при каждом приеме пищи, так как даже растениям нужна вода и солнечный свет, чтобы расти».
7🔻 Используйте частичные предложения, чтобы история стала интерактивной🔻. Эти предложения помогут ребенку сделать некоторые догадки о ситуации. Ребенок будет иметь возможность угадать предстоящие шаги в ситуации.
• Например: «меня зовут ------, а моего брата зовут ------ (описательное предложение). Мой брат будет чувствовать -------, когда я поделюсь с ним своими игрушками (поощрительное предложение)».
• Неполные предложения могут быть использованы вместе с наглядными, поощрительными, совместными, утверждающими и контролирующими, но только тогда, когда у ребенка есть хорошее понимание определенных ситуаций и его поведение будет таким же, как и ожидалось.
Источник: http://ru.wikihow.com 📢 3-ья часть материала и примеры социальных историй- в следующей публикации 🔜👐
👍📢📢 Для владеющих информацией - можно посмотреть Архив социальных историй (разные сюжеты, в картинках) на сайте Ассоциации комплексной коррекционной помощи (создана в РФ с целью помощи в реабилитации детей с особенностями) : http://www.corhelp.ru/portfolio-category/dlya-osobyh-detej/sotsialnye-istorii/ #аваметодвбеларуси #аватерапиявминске #аутизмвбеларуси
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев