Друзья🙌, мы открываем новую практичную🎯 рубрику для родителей в нашей Группе , которая поможет занятиям с детьми дома.
✍Начинаем публиковать авторизированный перевод с англ. Марии Жог материалов группы специалистов в США -Эрик Скоплер, Маргарет Лэнсинг, Лесли Уотерс. Ими создана авторская коррекционная программа «Individualized Assessment and Treatment for Autistic and Developmentally Disabled Children» («Индивидуальная диагностика и лечение аутичных и отстающих в развитии детей»).
❗Авторы выделяют следующие основные направления коррекционной работы: 1 — развитие восприятия; 2 — моторики и зрительно-двигательной функции.
Обратимся к описанию конкретной коррекционной работы.
😋🌟1 — Развитие восприятия
Большинство проблем в обучении и поведении является результатом нарушения восприятия или переработки сенсорной информации. Эти проблемы могут включать любые области сенсорного восприятия: зрительное, слуховое, тактильное, обоняние и вкус.
Проблемы восприятия аутичных детей весьма разнообразны. Один ребенок может не услышать громкий звук поблизости, но в то же время отреагировать на отдаленный звук транспорта. Другие могут проявлять интерес к определенным продуктам питания или проявлять особое 🌸увлечение дегустацией продуктов. Некоторые могут реагировать на одну сенсорную модель и игнорировать другую.
Данная программа помощи детям с аутизмом включает некоторые приемы по развитию зрительного и слухового восприятия.
✋ В процессе работы над восприятием преследовались такие цели, как: привлечь внимание к предмету и сохранить зрительный образ в памяти ребенка, улучшить зрительное внимание, улучшить слуховое внимание, научить реагировать на знакомый звук и узнавать его как сообщение о предстоящем событии, развить способности к различению объектов, улучшить зрительную память, развить навык соотнесения, способность воспринимать различия в моделях и копировать их, определять последовательность и копировать ее, научить читать.
Все задания в данной программе сгруппированы в зависимости от возраста ребенка.
Остановимся более подробно на некоторых наиболее интересных приемах работы с детьми, страдающими аутизмом.
☝РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ в возрасте
от 1 до 2 лет
🌸«Нахождение желаемых предметов»
Первое задание — «Нахождение желаемых предметов»
Цель: улучшить зрительное внимание, развивать способности к различению объектов.
Задача: осматривать комнату в поисках объекта и брать нужный предмет без дополнительного стимулирования.
Материал: средних размеров коробка, три пары предметов (например, ботинки, чашки, яблоки).
Процедура: разбросать три знакомых предмета по комнате. Встать с ребенком там, где он может видеть все три предмета. Показать ему предмет идентичный одному из тех, что разбросаны по комнате. Если ребенок не может определить, где этот предмет, обратите его внимание на то место, где он лежит. Если ребенок все еще испытывает затруднения, покажите ему этот предмет (где именно он лежит), либо возьмите ребенка за руку, подведите к предмету и попросите его взять. Возьмите оба предмета (два ботинка) и положите в коробку. Обязательно похвалите ребенка. Повторяйте процедуру, пока все пары предметов не будут в коробке.
🌸«Игра на нахождение спрятанного объекта»
Второе задание — «Игра на нахождение спрятанного объекта»
Цель: улучшить зрительное внимание и память.
Задача: найти предмет, спрятанный под одной из чашек.
Материал: три различные чашки, три одинаковые чашки, вознаграждение (конфета, изюм и т.д.).
Процедура: посадите ребенка вместе с собой за стол. Для первого задания используйте три различных чашки. Расположите чашки на столе перед ребенком. Покажите ребенку вознаграждение. Когда вы уверены, что он наблюдает за вашими руками, спрячьте конфету под одной из чашек. Не передвигайте чашки. Попросите ребенка взять конфету и укажите на чашку, чтобы ребенок нашел ее. Если ребенок не делает ничего, возьмите его руку и переверните чашку. Похвалите ребенка и позвольте взять конфету. Когда ребенок сможет следить за вашими руками и находить конфету под разными чашками, повторите процедуру, используя три одинаковые чашки. Когда ребенок сможет находить вознаграждение под нужной чашкой, используйте только две чашки, поменяв их положение (один раз) после того, как поместили награду под одной из них. Помните, вы должны быть уверены в том, что ребенок наблюдает за вашими руками.
🌸Третье задание — «Копирование образца»
Цель: улучшить зрительное восприятие.
Задача: расположить в определенном порядке четыре кубика по заранее подготовленному образцу.
Материал: четыре кубика, белая бумага или картон, маркер.
Процедура: подготовьте рабочие листы, обращая внимание на положение четырех кубиков на картоне. Обвести их по контуру, чтобы их было четко видно. Положите один из образцов перед ребенком и дайте один из кубиков. Укажите место для кубика и попросите положить его туда. Руководить рукой ребенка, чтобы положить кубик на нужное место. Похвалить ребенка и повторять действие, пока все кубики не будут расположены на нужных местах. Следуйте той же схеме со вторым рабочим листом, но четвертый кубик ребенок кладет сам без подсказки. Посмотрите, находит ли ребенок самостоятельно свободное место. Постепенно сокращайте помощь, пока она совсем не понадобится.
😋🌟2 — Развитие моторики и зрительно-двигательных функций
Хорошо развитая мелкая моторика необходима тогда, когда определенная деятельность связана с использованием рук и пальцев.
Для выполнения таких видов деятельности необходимо владеть такими навыками как:
• контролируемое движение рук и пальцев;
• захват предметов одной рукой без использования помощи;
• манипулирование предметом;
• координированное использование обеих рук.
❗Адекватные двигательные навыки необходимы для осуществления любой обучающей программы.
Успешное развитие навыков самостоятельно справляться с поставленной задачей, умение рисовать, писать и т.д. — все это необходимо для дальнейшей подготовки ребенка (в том числе и профессиональной), и все это неразрывно связано с хорошей двигательной способностью.
✋Контроль за руками и пальцами необходим и тогда, когда при подготовке ребенка к общению используется язык жестов. По мере того как ребенок учится контролировать движения рук и пальцев, занятия становятся более плодотворными и увлекательными.
Данная серия упражнений, так же как и предыдущая, имеет некоторые различия в целях, задачах и самой процедуре их проведения в зависимости от возраста детей.
Среди целей, поставленных на данном этапе работы (совершенствование мелкой моторики), можно выделить следующие: улучшить способность захватывать предметы, совершенствовать двигательный контроль, процесс манипуляции объектами, развитие силы рук и их взаимодействия и т.д.
☝РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ от 1 до 2 лет
🌸 «Зачерпывание сахара ложкой»
Первое задание — «Зачерпывание сахара ложкой»
Цель: улучшить навык захвата и манипуляции предметами.
Задача: использовать ложку для перекладывания сахара из одного места в другое.
Материал: ложка, сахар, две чашки.
Процедура: когда ребенок в состоянии удерживать ложку, учите его пользоваться ею. Поставьте сахарницу и пустую чашку на стол перед ребенком. Вложите в руку ребенка ложку и зачерпните ею сахар. Повторите это движение много раз перед тем, как переложить сахар в пустую чашку.
Когда вы почувствуете, что ребенок сам может зачерпнуть сахар, помогите ему переложить его в другую посуду. Сначала чашка должна быть рядом с сахарницей, но постепенно расстояние между ними можно увеличивать.
Сначала переложите 1—2 ложки, но с каждым занятием их количество следует увеличивать, пока весь сахар не будет переложен из сахарницы в чашку.
Каждый раз сокращайте свой контроль за руками ребенка.
🌸«Открывание коробок»
Второе задание — «Открывание коробок»
Цель: улучшить мелкую моторику, силу руки и взаимодействие рук.
Задача: открывать четыре различные коробки, чтобы получить вознаграждение.
Материал: коробка для обуви, спичечная коробка, коробка из-под кофе с пластиковой крышкой, шкатулка, съедобное вознаграждение.
Процедура: сядьте туда, где вам с ребенком будет удобно. Возьмите одну из коробок, привлеките его внимание и покажите ему вознаграждение. Медленно положите его в коробку и закройте крышку. Убедитесь, что ребенок смотрит за вашими руками и откройте коробку, сделав вид, что вы удивлены тем, что там нашли, и покажите ребенку вознаграждение. Закройте коробку еще раз и дайте ее ребенку. Жестом попросите ее открыть. Если ребенок пытается, но у него не получается, помогите ему. Если он не понимает, что делать, возьмите его руки и откройте ими коробку.
Повторяйте процедуру с каждой другой коробкой. Проследите, какие коробки ребенок открывает легко, а какие вызывают у него затруднения. Наиболее трудные можно заменить на более легкие.
Идея заключается в практике открывания коробок различными путями.
🌸«Складывание бумаги»
Третье задание — «Складывание бумаги»
Цель: улучшить мелкую моторику путем складывания бумаги.
Задача: сложить листок бумаги дважды без посторонней помощи.
Материал: бумага.
Процедура: покажите ребенку, как сложить лист бумаги. Убедитесь, что он наблюдает за вами. Делайте это медленно.
После того как вы покажете, возьмите другой лист бумаги и, управляя руками ребенка, сложите бумагу пополам.
Повторяйте, пока ребенок не научится складывать бумагу сам.
Когда ребенок научится делать это, дайте ему другой лист бумаги и такой же возьмите себе. Сложите ваш лист и попросите ребенка сделать то же самое; затем сложите его второй раз. Помогите ребенку только в том случае, если у него не получается
🌸Для работы с детьми такого возраста можно использовать упражнение «Поднимание монет», задачей которого является поднимание монет и складывание их в банку.
Так же можно использовать игру «Дай — возьми», которая заключается в том, что ребенок должен брать предметы из коробки и отдавать их другому человеку и наоборот — брать предметы у другого человека и складывать их в коробку.
😋🌟3- Развитие зрительно-двигательной функции
Завершая рассмотрение программы для работы с детьми c аутизмом, раскроем главу, посвященную интеграции зрительно-двигательной функции.
Даже если у ребенка хорошо развиты двигательные навыки, его зрительно-двигательные способности могут быть значительно ниже из-за проблем в восприятии.
Виды деятельности, включающие развитие зрительно-двигательной функции, особенно важны для разработки программ, предваряющих профессиональную подготовку.
Среди основных целей, которые ставились в процессе занятий, можно выделить следующие: совершенствование навыка захватывания предметов и их размещение, улучшить мелкую моторику, улучшить контроль рук, улучшить взаимодействие рук, развивать навык соотнесения, силу рук, развивать навык рисования и т.д.
☝🏃РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ детей
от 1 до 2 лет
🌸«Кубики в банке»
Первое задание — «Кубики в банке»
Цель: совершенствовать мелкую моторику и развивать внимание.
Задача: положить четыре кубика в банку.
Материал: банка из-под кофе, четыре кубика, два подноса.
Процедура: поставьте банку между вами и ребенком. Положите по два кубика на каждый поднос и поставьте подносы с каждой стороны. Укажите на кубик на одном подносе и попросите ребенка взять его. Если необходимо, возьмите руку ребенка и, управляя ею, опустите его в отверстие в крышке.
Затем укажите на кубик на другом подносе и повторите то же действие.
Ребенок должен следить за вашей рукой, когда вы показываете на кубики.
🌸«Доска с колышками»
Второе задание — «Доска с колышками»
Цель: улучшать способность направлять объект в необходимую цель.
Задача: вставить пять палочек в коробку без помощи.
Материал: коробка, колышки.
Процедура: поставьте доску с колышками перед ребенком. Манипулируя его руками, возьмите все колышки, выньте их и положите на стол. Возьмите указательный палец ребенка и помогите ему определить место отверстий на доске.
Покажите на один колышек, затем на одно из отверстий и скажите: «Вставь его». Помогите ребенку в первый раз, но постепенно сокращайте свою помощь.
После того как поможете ребенку вставить первый колышек, помогите ему со вторым. Повторяйте процедуру с каждым колышком.
Когда ребенок научится вставлять колышки в отверстия по вашему сигналу, скажите: «Вставь их», но не указывайте на определенный колышек и отверстие.
Наградите ребенка, когда все колышки будут вставлены в отверстия.
«Раскраска»
🌸Третье задание — «Раскраска»
Цель: улучшить контроль рук, развивать навык раскрашивания.
Задача: сделать 4—5 отметок цветным карандашом внутри контура.
Материал: цветной карандаш, бумага, маркер.
Процедура: используя маркер, нарисуйте контуры двух одинаковых кругов на листе бумаги. Контуры должны быть тонкими, темными и четкими.
Положите этот лист бумаги и два цветных карандаша на стол перед ребенком. Возьмите один цветной карандаш и сделайте несколько штрихов внутри одного контура. Дайте ребенку второй карандаш и попросите сделать то же самое.
Сначала помогите ребенку взять карандаш и быстро начертить им несколько линий внутри контура. Возьмите другой лист бумаги с начерченными контурами и повторите процедуру.
Сначала ребенок не поймет идею раскрашивания. Продолжайте помогать ему, постепенно уменьшая свою помощь. Награждайте ребенка каждый раз, когда он раскрасит очередной лист.
🌸Так же можно использовать упражнения в нанизывании колец на ось. Для этого можно использовать простые игрушки, устроенные по принципу пирамиды.
👐 🔔ПРИГЛАШАЕМ посетить наш сайт www.aba-centr.by и посмотреть видео на канале Youtube, например: https://www.youtube.com/watch?v=NeS1cGwXztw
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев