#ильяильф
Илья Ильф – один из авторов легендарных романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Вместе со своим другом и бессменным соавтором Евгением Петровым Илья Ильф создал целую плеяду сатирических повестей, очерков и рассказов.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Илья Ильф – лишь псевдоним одного из создателей легендарного афериста Остапа Бендера. Настоящее имя советского сатирика – Иехиел-Лейб Арьевич Файнзильберг. Будущий писатель родился в самом «юмористическом» городе – в Одессе, осенью 1897-го года.
Иехиел-Лейб стал третьим ребенком в многодетном семействе Файнзильбергов. Отец мальчика работал в Сибирском торговом банке. Отец планировал дать своим четырем сыновьям хорошее образование и видел отроков обладателями приличных профессий. Однако дальнейшая судьба братьев сложилась как в хорошем анекдоте.
Своего старшего сына мужчина видел профессиональным бухгалтером, однако после окончания коммерческого училища молодой человек стал художником-кубистом. Юноша взял себе псевдоним Сандро Фазини (художник проживал во Франции, последние дни жизни встретил в Освенциме).
Тогда отец решил сделать экономиста из второго сына, Мойше-Арона. Парень с отличием окончил училище, но тоже решил податься в искусство. Он взял себе псевдоним Ми-Фа и тоже стал писать картины.
Неудачный опыт совсем огорчил отца, который сетовал на мир искусства, который потихоньку отбирал у него сыновей. Тогда мужчина решил не отдавать сына в дорогое коммерческое училище, а положиться на судьбу, авось из Иехиела-Лейба получится сносный финансист. Но судьба больше благоволила миру искусства, чем сетованиям господина Файнзильберга. Третий сын поступил в ремесленное училище, в котором, к радости его отца, не было такого предмета, как «рисование». Но внезапно оказалось, что третьего отпрыска увлекла литература. Точные науки, в том числе и математика, совсем не интересовали подростка, который на уроках прятал под партой произведения Роберта Стивенсона, Редьярда Киплинга и Антона Чехова. Такого господин Файнзильберг снести не смог – искусство постепенно отбирало у него все надежды на достойную судьбу сыновей.
Однако шестнадцатилетний Иехиела-Лейб решил не доводить отца до сердечного приступа и после окончания училища занялся вполне «приземленной» профессией. Молодой человек начал работать токарем, потом дошел до мастера в кукольной мастерской. В 1919-м году сбылась мечта Файнзильберга-старшего – третий сын стал работать бухгалтером при губернской продовольственной комиссии, которая занималась поставками в Красную армию. Интересно, что опыт работы экономистом Ильф в дальнейшем использует при описании конторы «Геркулес» в романе «Золотой теленок».
Отец семейства уже окончательно успокоился, как вдруг 23-летний третий сын решил бросить финансовую карьеру. Молодой человек заявил о своем вступлении в одесское творческое объединение под названием «Коллектив поэтов». Тогда-то юноша и стал творить под псевдонимом Илья Ильф.
Стоит сказать, что четвертый сын оправдал надежды своего отца и получил обычную профессию – молодой человек стал топографом. Господин Файнзильберг возблагодарил судьбу, которая решила не отбирать у родителя последнюю надежду – младший сын Беньямин совершенно не интересовался искусством.
В 1919-м году в стране была объявлена мобилизация, призвали и Илью Ильфа. На фронт молодой человек отправился с романом Анатоля Франца в руках. О военном прошлом Ильф рассказывал вскользь. Он рассказывал, что тогда познал страх смерти, но не просил о помощи, он молчал. Писатель вспоминал себя, лежащим на пшенице под солнцепеком. Он боялся повернуть голову, чтобы не увидеть того, чего так боялся.
После войны Ильф отправился в родную Одессу. Здесь он попробовал себя в журналистике, вступил в Союз поэтов.
ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРЬЕРА
В 1923-м году начинающий писатель обосновался в Москве: литературная деятельность в Одессе не отличалась разнообразием. Найти работу Ильфу помог Валентин Катаев, уже маститый и известный писатель в то время. Катаев и Ильф состояли в одесском поэтическом сообществе. Катаев устроил молодого протеже в газету «Гудок».
Поначалу Ильф работал правщиком четвертой полосы, которую никто не читал. В дальнейшем его взяли обрабатывать письма рабкоров. В первые недели на новом месте сатирик сделал четвертую полосу, которой раньше ничто не интересовался, самой популярной. Секрет успеха был прост – молодой писатель превратил рабкоровские заметки в веселые фельетоны. В обработке Ильфа скучные тексты превратились в сатирические очерки на злобу дня.
Работа в «Гудке» позволила Ильфу познакомиться с самыми известными писателями того времени – он был знаком с Исааком Бабелем, Юрием Олешей, Михаилом Булгаковым. Вскоре в «Гудок» пришел работать брат Катаева, Евгений. Евгений уже тогда работал под псевдонимом Петров, чтобы общественность не ассоциировала его с более известным на тот момент братом. Евгений и Илья сразу подружились, они даже родились в одном городе – в Одессе. Творческое сотрудничество двух сатириков началось в 1917-м году.
Спустя год в «Гудке» наметилось сокращение штата, и Ильф был уволен. Вскоре уволился и Петров. Журналисты начали вместе работать в юмористическом еженедельном издании под названием «Чудак». В еженедельнике Ильф занимался отделом литературных рецензий. Соавторы составляли рецензии на фильмы и спектакли, работали они под общим псевдонимом – Дон Бузилио. Еще среди творческих псевдонимов писателей значился – Ф. Толстоевский.
Работа над романом «12 стульев» началась в 1927-м году. Основой для сюжета стала идея Валентина Катаева, который предложил Ильфу и Петрову стать его «литературными рабами». Маститый писатель предложил друзьям авантюрный сюжет и порекомендовал им поразмыслить над дальнейшим развитием событий. Сюжет строился вокруг погони за сокровищами, которые тихо и мирно почивали в стуле.
Ильфу и Петрову настолько понравилась идея, что авантюрная хроника быстро превратилась в полноценный роман. Друзья отказались отдавать свое детище Катаеву, который все же взял почитать роман. Роман писателю очень понравился, он похвалил произведение и предложил его напечатать. Так, в 1928-м году, книга появилась в продаже. Ильф и Петров проснулись знаменитыми.
У начинающих авторов сразу же появилась толпа почитателей. В этом же году соавторы порадовали своих поклонников сатирической повестью под названием «Светлая личность». Уже спустя год были опубликованы гротескные новеллы, вышедшие в цикле «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска». Также в печати появился сборник «1001 день, или новая Шахерезада».
В 1931-м году библиография сатириков пополнилась еще одной легендой советской литературы – романом «Золотой теленок». Произведение частями печаталось в журнале «30 дней», полная книга была выпущена лишь спустя два года.
Произведения Ильфа и Петрова стали одними из самых раскупаемых, авторы мгновенно стали живыми легендами советского времени. Однако читательская любовь не уберегла авторов от немилости литературных критиков. Цензоры не особо жаловали сатирические романы, которые содержали намеки о неурядицах советского строя. Долгое время «Золотому теленку» отказывали в печати, пока в дело не вмешался Максим Горький. Писатель использовал всю свою славу и влияние, чтобы роман был напечатан. В газетах и журналах появились разгромные статьи на произведения, которые мало впечатлили читателей – все ринулись скупать продолжение «12 стульев».
В течение многолетней творческой работы Ильф и Петров успели создать множество очерков, рассказов и фельетонов. По одной из комедий литераторов была поставлена культовая мелодрама под названием «Под куполом цирка». В детище режиссера Григория Александрова приняла участие сама Любовь Орлова. Фильм вышел в 1936-м году под названием «Цирк». Интересно, что Петров и Ильф потребовали убрать из титров ленты свои имена. Дело в том, что сценарий был сильно изменен, что не понравилось авторам комедии.
В 30-е годы прошлого века писатели как корреспонденты газеты «Правда» отправились в командировку в Америку. Путешествие сатириков длилось 4 месяца. Из США писатели привезли целую книгу, состоящую из очерков и рассказов. Издание получило название «Одноэтажная Америка». В печати книга появилась в 1936-м году. Интересно, что этот роман стал первым в творчестве сатириков, который они написали порознь. Из-за болезни Ильи Ильфа литераторы не могли встречаться, но за десятилетний опыт работы у них выработался единый стиль.
Особое место в творчестве соавторов занимают «Записные книжки». Произведение представляет собой своеобразный дневник, в который входят сотни смешных афоризмов, очерков, заметок, наблюдений. Это произведение стало итогом двенадцатилетней совместной работы писателей. К сожалению, первая печатная версия книги была подвергнута жесткой цензуре. Но даже в сокращенном варианте многие из афоризмов Ильфа обрели статус крылатых выражений.
Интересно, что в свободное время Илья Ильф увлекался фотографией. Когда он купил свою первую «Лейку», мужчина начал делать тысячи снимков. Среди фотографий писателя есть и совершенно уникальные: виды Америки, портреты Иосифа Уткина, Михаила Булгакова, Бориса Пастернака, Юрия Олеши. Фотографии Америки, сделанные писателем, в дальнейшем стали иллюстрациями для книги. Ильф запечатлел похороны Владимира Маяковского, сфотографировал храм Христа Спасителя до взрыва.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Личная жизнь Ильфа была связана с Марией Тарасенко, его женой. Знакомство будущих супругов состоялось в Одессе. Маша на тот момент училась в живописной школе, где служил преподавателем брат Ильфа. Начинающая художница сначала влюбилась в учителя, но, когда познакомилась с Ильей, отдала предпочтение ему. Молодой человек сразу же увидел в Марии свой женский идеал и стал напористо за ней ухаживать.
После переезда Ильфа в Москву будущие влюбленные в течение двух лет переписывались. До наших дней дошли сотни нежных признаний молодых влюбленных. Мария иногда ездила к любимому в Москву, в один из таких приездов пара поженилась. Вскоре молодоженам выделили комнату, рядом с которой проживал Юрий Олеша с супругой. В 1935-м году Мария родила девочку, которую назвали Александрой.
Квартира, богатая обстановка, няня и домработница появились в жизни писателя после публикации романа «12 стульев». К сожалению, семейное счастье не продлилось долго – через несколько лет после рождения Саши у Ильфа обострилась болезнь. В течение многих лет мужчина страдал туберкулезом. Илья был нежным и чутким отцом, но перед смертью даже не смог обнять дочку – боялся заразить малышку. Писатель умер, когда Саше было всего лишь два года.
СМЕРТЬ
Илья Ильф долго страдал туберкулезом. Во время поездок по Америке в открытой машине у него обострилась болезнь. Туберкулез перешел в острую форму. Писатель начал чувствовать острую боль в груди, в Новом Орлеане он сильно закашлял и увидел на платке кровь.
После возвращения из американской командировки романист прожил еще два года. В Москве он не мог оставаться – ему не хватало воздуха. Он обосновался на даче в Красково, где завершал работу над «Одноэтажной Москвой». В свободное время писатель гулял по сосновому бору.
Весной 1937-м году мужчина умер. На тот момент романисту было всего лишь 39 лет. Во время похорон Евгений Петров сказал, что это и его похороны тоже. Спустя пять лет Петров тоже погиб при загадочных обстоятельствах.
В 1948-м году вышло постановление от Секретариата Союза писателей. Постановление гласило, что работы Ильфа и Петрова были клеветой и порочили советскую власть. Прошло долгих 12 лет, прежде чем «12 стульев» получили новое переиздание. Исследователи предполагают, что, если бы Ильф и Петров не умерли рано, то их дальнейшая судьба могла оказаться более трагичной.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев