Киров), недавно представившая свой отзыв на работы авторов журнала "ЛИффТ" Свердловская область" , прошла обучение во Второй школе литературной критики имени Валентина Курбатова, организованной музеем-усадьбой Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», компанией Samsung Electronics при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
И сегодня, Алевтина любезно предоставила нашему литературному журналу "ЛИффТ" Свердловская область свою статью об этом замечательном мероприятии.
Предлагаю вам статью Алевтины Бояринцевой.
УЧАТ В ШКОЛЕ
Литературная критика – сфера элитарная и, в то же время, это открытая территория. Любой поклонник чтения может высказаться о зацепившей или, напротив, миновавшей его душу книге. И все же… Критик – это профессия. Ее стандарт нестандартен. Я бы сравнила требования, предъявляемые к критику, с требованиями к разведчику, который направлен для выполнения спецзадания. Быстро читать и запоминать непомерные объемы информации, безошибочно выявлять самое значимое, боковым зрением замечать неприметное. И при этом постоянно держать оборону.
Можно долго спорить о полезности и актуальности критики. Конечно, полезна лаконичная, живая информация о новинке в любимом жанре. А вот рецензия, проблемная статья? Как им живется в наше «некнижное» время? Впрочем, не такое уж оно и некнижное, раз произошла в Ясной Поляне в августе встреча критиков разных поколений и направлений. Очень важно, что участниками этого события стали и писатели – «самые настоящие», как сказали бы дети. А еще общительные, дружелюбные (даже по отношению к некоторым ироничным критикам) и очень талантливые.
Это незаурядное августовское событие – Вторая школа литературной критики имени Валентина Курбатова, организованная музеем-усадьбой Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», компанией Samsung Electronics при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. У желающих попасть в Школу критики времени для подготовки достойного портфолио и выполнения непростого творческого задания было не так много. Особый трепет поселился в душах тех, кто был учеником Первой школы: мы-то уже знали, что и как там будет. Будет здорово – как ни поставь ударение. Волнение вызвала небольшая пауза с объявлением результатов отбора. И вот самые удачливые и читающие (всего таких оказалось 23) получили добрую весть от куратора Школы Анастасии Толстой. А вместе с ними – и список «домашней работы» от наставников.
Все мы быстро перезнакомились еще в автобусе, который 21 августа днем вез нас в Ясную Поляну. На первый ужин в гостиничном городке пришли уже не попутчики, а друзья – с разными взглядами, разным опытом, но общим кругом интересов, чувством юмора и кругом активно используемых цитат. Обаяние гостеприимного хозяина Владимира Толстого превратило ужин в праздник общения. Ни о какой «школьной» дистанции и «учебной» дисциплине не было и речи. Мы говорили о любимых книгах и литературных мечтах. Расходились уже затемно, в предвкушении первого дня Школы. Не все сразу бросились разбирать в номерах чемоданы: кто-то срочно доделывал домашнее задание. Полна гостиница критиков - а списывать было не у кого!
И вот оно, первое школьное утро. Началось оно идеально правильно: с экскурсии по усадьбе и Дому Льва Николаевича. «Затаив дыхание» - не оригинальное выражение. Но именно так мы поднимались по лестницам дома, переходили из комнаты в комнату. И даже – надо признаваться! – тайком прикасались к экспонатам. Никто не может рассказать о доме Толстого лучше Толстого – Владимира Ильича. Хотя сейчас его основная деятельность связана скорее с культурной политикой, сердце его здесь, в Ясной Поляне. И это было слышно в каждом слове его рассказа о членах великой русской семьи, ее истории. Вдохновленные, мы отправились на первую лекцию. Да, мы записывали, задавали вопросы – как в университете. Но почти все занятия проходили на открытом воздухе. Только вслушайтесь: на террасах, в ротонде… Можно было сидеть на ступеньках, на травке, лежать на прогретом яснополянским солнышком деревянном полу - что и делал профессор Дмитрий Бак на лекции коллеги. Но прежде чем отдохнуть, Дмитрий Петрович рассказал много интересного об истории критики, о ее современном статусе и модификациях.
Книжный обозреватель Наталья Ломыкина предложила нам обсудить различные формы рецензии на примере «Тирзы» Грюнберга. Получилась любопытная смесь экзамена с дискуссией. А сколько новых смыслов открыла Наталья в этом непростом даже для профессионала сочинении! Ударить по болевым точкам актуальной русской литературы предложил критик, журналист и яркая медиа-персона Константин Мильчин. В его интерпретации это получилось точно и остроумно!
Второй день занятий начался с еще одного удара Константина-«громовержца»: на этот раз – по самим критикам. Досталось тем, кто невнимательно читает, неуверенно ориентируется в эпохе, в которую приглашает нас писатель. Гневные реплики, смягченные юмором, были произнесены и в адрес злоупотребляющих многоточием, тире и скобками. Для поднятия духа поникших «школьников» спикер предложил оптимальную, на его взгляд, структуру рецензии. Держу пока ее в секрете: хочу сама проверить на практике.
Кульминацией этого дня стала премьера фильма Александра Замыслова «Картотека: фильм-карта» (2022). О чем он? О нашей стране, которую мы совсем не знаем, но можем узнать, если нашими проводниками будут талантливые современные писатели. В фильме представлено несколько писательских портретов: Софии Синицкой, Романа Сенчина, Сергея Самсонова, Василия Авченко, Евгения Чижова. Все чуть грустные, малоулыбчивые, но счастливые в творчестве. Поначалу авторы картины баловали зрителя забавными, «жизненными» моментами, а чем дальше – тем серьезнее становилась интонация. Не пропустите этот фильм! Критики рекомендуют.
Третий день был самым волнительным – это день семинарских занятий. На обсуждение наставника и всей группы выносились наши рецензии, написанные на книги короткого списка премии «Ясная Поляна». Я попала в группу Павла Басинского. Мы размышляли о книге Анны Матвеевой «Каждые сто лет». Вопросы к рецензиям, разумеется, были – очень точные, любопытные. И полезные, как витамины профессионального роста. Одна моя приятельница сказала, что семинар прошел не просто в дружелюбной, а в нежной атмосфере. С другими группами «школьников» занимались Владислав Отрошенко, Алексей Варламов, Дмитрий Бак, Татьяна Соловьева и Наталья Ломыкина. Формат совместного с наставниками обсуждения всем моим товарищам показалась очень продуктивной.
В этот же день заместитель главного редактора «Юности», критик Татьяна Соловьева рассказала о феномене толстого литературного журнала. Она предложила задуматься о функции изданий, выходивших когда-то миллионными тиражами (вспомните «Новый мир» в руках Екатерины в фильме «Москва слезам не верит»!), а теперь ограничивающихся небольшой, «адресной» аудиторией. Что говорить о «простых» читателях, когда даже не все критики (обозреватели, блогеры) готовы признать жизнеспособность серьезных журналов о литературе. Я, как и наш очаровательный спикер Татьяна, убеждена: эти издания помогают молодому писателю и поэту успешно стартовать (при деликатной помощи редактора, что важно). Сам старт в профессиональном журнале – это уже определенная экспертная оценка дарования автора.
Программа последнего дня в Школе была очень насыщенной, разножанровой. Такое впечатление, что организаторы специально позаботились об интеллектуальной плотности этого дня, чтобы не оставить ни минуты на печальные мысли о скором отъезде. Евгения Власенко - блогер, оптимистичный и строгий эксперт-комментатор книжного мира – «выдала» нам секреты построения лаконичного высказывания в интернет-пространстве. И она же провела беседу с писателем Дмитрием Даниловым – автором романа «Саша, привет!», который на наших глазах становится культовым. Татьяна Соловьева пригласила на творческий диалог Ивана Шипнигова. Было интересно услышать, как создавался его «многоголосый» «Стрим», как автор относится к организации своего писательского графика.
А дальше были трогательные слова от наставников и Владимира Толстого, вручение сертификатов, объятия, аплодисменты. Но я не могу написать, как мы расставались с Ясной Поляной, пока не скажу об Анастасии Толстой. Как же точнее определить роль в Школе? Она была и менеджером, и куратором, и просто другом. Ей мы писали, если нужно было помочь, переслать, распечатать, найти, уточнить. И получали сразу ответ – даже в глухую полночь. Дорогая Настя, ты добрая «школьная» фея!
Посадка в автобус с чемоданами запомнилась тем, что все наставники пришли нас проводить. Было так трогательно, что вспомнились финальные кадры Олимпиады в Москве – с улетающим мишкой. Но мы тоже «приземлимся» – приложим все усилия, чтобы вновь встретиться в Ясной Поляне. И мы уже начали «предолимпийские тренировки»: читаем, осмысляем, пишем, критикуем. Спасибо, Школа!
Алевтина Бояринцева
СПАСИБО🙏💕, Алевтина за интересный рассказ.
Я думаю он вдохновит многих авторов активнее принимать участие в различных литературных мероприятиях, пробовать свои силы, учиться, общаться. Всех благ!
#лиффт #журналлиффт #литературнаякритика #мывместе #екатеринбург #яснаяполяна #екатеринбург #школалитературнойкритики #свердловскаяобласть #ассамблеянародовроссии #каменскуральский #серов #екат #киров #алевтинабояринцева #екб #екатеринбургкультурный #журналлиффтсвердловскаяобласть #библиотека
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев