Теперь класс должен прочитать повествование о Распятии, изложенное в четырёх Евангелиях. Обратите внимание на детали повествования, приведённые Матфеем, которых нет в других повествованиях. Подумайте над их значением. Проверьте слова Марка, чтобы увидеть, есть ли в них выражения, которые нигде больше не встречаются. Посмотрите на определённые выражения в повествовании Луки, которые являются отличительными чертами этого Евангелия, и найдите в Евангелии от Иоанна детали, отсутствующие в других Евангелиях. Соедините эти повествования, пока вся эта картина не предстанет ясно перед вашим мысленным взором. Расположите различные слова Христа на Кресте в надлежащем порядке и подумайте над их значением долго и с молитвой. Попросите прочитать Ис. 53:1-9, внимательно и с благоговением обдумывая каждую фразу. При чтении стиха 6 учитель должен поместить чёрный диск с круглым отверстием в центре поверх картинки со звездой — символа «Богочеловека». Через это отверстие должен быть виден центр звезды, но остальная часть картинки должна полностью закрывать круги, обозначенные как «душа и тело». (См. рис. 6.) Объясните, что грех невозможно поместить на Его божественную сущность, но Его человечество было принесено в мир именно ради этой цели. (См. Евр. 2:9.) Обратите внимание на слово «все» в Ис. 53:6. Грех всего рода был помещён на Него, и из-за наших грехов «наказание пало на Него» (Перевод Библии Дж. Ротергема). Доказательство этому мы видим в ужасном крике: «Бог Мой, Бог Мой, почему Ты покинул Меня?» Совсем незадолго до этого те же самые уста произнесли: «Отец…Ты услышал Меня. И Я знал, что Ты всегда слышишь Меня» (Ин. 11:41-42). Последнее выражение было естественным для Его безгрешного человечества, но теперь Он кричит от имени рода грешников, отделённых от святого Бога.
Истинно «Того, кто не знал греха, Он сделал грехом за нас» (2 Кор. 5:21). Именно в этот момент Он вкусил смерть за всех людей (см. Евр. 2:9), а смерть, как мы помним, — это «выпадение из взаимоотношений с окружающей обстановкой». Бог по-прежнему был Его окружающей обстановкой, но теперь что-то ужасное, что Он никогда не испытывал раньше, стесняло Его человеческую природу, что-то не соответствующее Богу, что-то вызывавшее неописуемую агонию — это была огромная гора человеческого греха, которая сокрушала Его человеческую душу.
ЗАМЕСТИТЕЛЬНОЕ СТРАДАНИЕ БОГОЧЕЛОВЕКА
Можем ли мы понять это заместительное страдание Богочеловека? Нет, мы даже не можем представить себе тайну того ужасного часа, когда Бог в Христе явил Свою Страдающую Любовь и Святость. Однако Бог сотворил нас со способностью испытывать заместительное страдание на более низком уровне, что помогает нам в незначительной степени оценить этот час агонии. Многие люди страдали за других, и у некоторых людей заместительный элемент настолько силён, что они словно входят в атмосферу личности другого человека и в действительности чувствуют, что переживает другой человек. Часто это испытывают благочестивые отец или мать, которые переживают агонию из-за преступления своего сбившегося с пути ребёнка. Но подобное страдание, даже самое сильное и жертвенное, не может показать нам страдание Безгрешного, который действительно чувствовал грех не одного отдельного человека, а всех людей, составляющих человеческий род. Обратите внимание на то, что в связи со страданиями Искупителя в Ис. 53 трижды используется слово «душа». Прочитайте стихи 10-12. Мы уже знаем, что душа — место самосознания. Следовательно, использование этого слова в этом отрывке очень уместно, поскольку вся Его личность ощутила ужасное потрясение от соприкосновения с грехом. Психологически Он переживал самый ужасный «комплекс». Грех, возложенный на Его безгрешную природу, привёл к излиянию Его души вплоть до смерти. Тот, кто постоянно выражал Любовь и Послушание в словах: «Вот, Я пришёл исполнить Твою волю», теперь чувствовал, что на Его человеческую душу была возложена ужасная враждебность по отношению к Богу, в чём состоял грех человеческого рода. Донесите до класса, что заместительное страдание, принёсшее нам Искупление, произошло во внутреннем человеке человеческой природы нашего Господа.
Но не только человеческая душа Богочеловека была сокрушена грехом, который Он понёс за нас в качестве нашей замены, — Он также был окружён всеми враждебными силами Сатаны. Это действительно был «час и власть тьмы», о которых Он говорил. (См. Лк. 22:53.) Сатана и его полчища падших ангелов и бесов окружили Его. Это был стратегически важный для Сатаны момент, и он сосредоточил всю свою силу и мощь против Существа на Кресте, которое до сих пор отражало его нападки и побеждало его и которое теперь висело как грешник в агонии, будучи отделено от лица Бога. «Бог покинул Его, гоните Его и возьмите Его», — так он говорил в своём сердце.
Этот момент был исполнением пророчества, произнесённого задолго до этого о Сатане: «Ты будешь жалить Его в пяту». О, как тёмен был этот час! Неудивительно, что силы природы отреагировали на это ужасное противостояние, происходившее в невидимой сфере. (См. Мф. 27:45.)
Внезапно с Креста раздаётся громкий, триумфальный возглас: «Кончено», а затем спокойные слова: «Отец, в Твои руки поручаю Мой дух», и на этом всё было закончено.
Набожные иудеи, которые предали своего Мессию на распятие, были очень озабочены тем, чтобы Он не оставался на Кресте в эту особо святую пасхальную субботу. Они тщательно избегали осквернения субботы, а также, несомненно, боялись, что люди могут возмутиться, если увидят смертельную агонию Того, к кому многие относились с благоговением и чьи благодеяния они получили. Таким образом, зная, что смерть посредством распятия — это длительный процесс (распятые часто жили по многу часов на кресте), они получили разрешение Пилата перебить голени трём жертвам, чтобы ускорить их смерть. Соответственно воины пошли и «перебили голени первому и второму, распятому с Ним. А подойдя к Иисусу, когда увидели, что Он уже умер, не стали перебивать Ему голени» (Ин. 19:31-33). Обратите внимание на то, что это исполнение пророчества; заметим также, что даже эта деталь была предызображена в связи с каждым пасхальным ягнёнком, которого ела семья израильтян. При приготовлении ягнёнка нужно было быть очень осторожным, чтобы не сломать его кости. (См. Числ. 9:12; Пс. 34:20.) Воины удивились, когда нашли Его уже мёртвым. Это было довольно необычно для такого молодого человека. Они не могли найти объяснения Его смерти, но чтобы правильно исполнить приказ, «один из воинов копьём пронзил Ему бок, и сразу же вышла кровь и вода». Это свидетельство очевидца, Иоанна, возлюбленного ученика, который делает особый акцент на этом обстоятельстве, поскольку он добавляет к этому своё свидетельство: «Его свидетельство истинно; и он знает, что говорит истинное, чтобы и вы верили». В чём состоит ценность этого свидетельства? Как оно может подтвердить истинность вышесказанного? Об этом может сказать врач. Эта смерть была вызвана фактическим разрывом сердца в результате ужасной агонии, которую испытывал Богочеловек, будучи сделан грехом за нас.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев