Праздник Богоявления согрет необычайной теплотой благодатного дыхания Святого Духа, освящающего все творение. «Днесь (сегодня) вод освящается естество», — поет Церковь. А вместе с тем и мы просим освятить нас через прикосновение, омовение и вкушение освященной в этот день воды, которую называем мы крещенской. Церковь же именует её агиасмой. Давайте вникнем в молитвы чина освящения воды, вслушаемся, о чем просит Церковь Бога в этот великий праздник, когда Бог явил Себя миру в Троице.
📜 Порядок Великого освящения воды
В целом, само последование Великого освящения воды не так уж отличается от малого.
Оно тоже совершается в завершение Литургии по заамвонной молитве.
Начинается оно с пения тропарей (стихир), затем следуют чтения из Священного Писания, как и при малом освящении воды, и Евангелия.
Затем идут прошения Мирной ектении, молитва на освящение воды, окропление верующих и завершающие песнопения (стихира).
Все эти черты есть и в малом освящении воды. Но в чине Великого её освящения они особые. А также и молитва для этого тоже иная.
Тропари на освящение воды «Глас Господень»
Сразу после заамвонной молитвы Литургии (когда после Причащения священник спускается с солеи и читает молитву, обращенный к Царским вратам), певцы начинают произносить особые песнопения, и все идут к месту освящения воды.
✨ ✨ ✨ ✨ ✨ ✨ ✨ ✨
Тропарь первый
Гла́с Госпо́день на вода́х вопие́т, глаго́ля: прииди́те, приими́те вси́ Ду́ха прему́дрости, Ду́ха ра́зума, Ду́ха стра́ха Бо́жия, я́вльшагося Христа́.
Тропарь второй
Дне́сь во́д освяща́ется естество́, и разделя́ется Иoрда́н, и свои́х во́д возвраща́ет струи́, Влады́ку зря́ креща́ема.
Тропари третий и четвертый
Я́ко челове́к на реку́ прише́л еси́ Христе́ Царю́, и ра́бское креще́ние прия́ти тщи́шися Бла́же, от Предте́чеву руку́, гре́х ра́ди на́ших, Человеколю́бче.
Ко гла́су вопию́щаго в пусты́ни, угото́вайте пу́ть Госпо́день, прише́л еси́ Го́споди, зра́к ра́бий прии́м, креще́ния прося́, не ве́дый греха́, ви́деша тя́ во́ды, и убоя́шася. Тре́петен бы́сть Предте́ча, и возопи́ глаго́ля: ка́ко просвети́т свети́льник Све́та? Ка́ко ру́ку положи́т ра́б на Влады́ку? Освяти́ мене́ и во́ды Спа́се, взе́мляй ми́ра гре́х.
📚 Далее читаются три фрагмента из книги святого пророка Исаии. Чтения из Ветхого Завета в богослужении называются паремиями.
Затем читаются Апостол и Евангелие.
📖 В Апостольском чтении (зачало 143-е: 1Кор.10:1-4) говорится о таинственном крещении иудеев в Моисея среди облака и моря, о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был Христос.
Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море;
и все крестились в Моисея в облаке и в море;
и все ели одну и ту же духовную пищу;
и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.
📖 В Евангелии (зачало 2-е: Мк.1:9-11) повествуется о Крещении Господа.
И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
💦 Освящение воды с пением тропаря праздника
Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́ Го́споди, Тро́ическое яви́ся поклоне́ние: Роди́телев бо гла́с свиде́тельствоваше Тебе́, возлю́бленнаго Тя́ Сы́на имену́я, и Ду́х в ви́де голуби́не изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние. Явле́йся Христе́ Бо́же, и ми́р просвеще́й, сла́ва Тебе́.
стихиры:
Воспои́м ве́рнии, е́же о на́с Бо́жия благодея́ния вели́чество, о на́шем бо прегреше́нии бы́в челове́к, на́шим очище́нием очища́ется во Иорда́не, еди́н Чи́стый и Нетле́нный, освяща́яй мене́ и во́ды, и главы́ змие́в сокруша́яй в воде́. Почерпе́м у́бо во́ду с весе́лием, бра́тие, благода́ть бо Ду́ха ве́рно почерпа́ющым, неви́димо подава́ется от Христа́ Бо́га, и Спа́са ду́ш на́ших.
Статья взята с сайта "Азбука веры"
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев