ДОРОГА НА БОЛЬШУЮ ВЫСОТУ.
Штрихи к портрету современника.
История Кылтовского леспромхоза - это история директора Манова. Не потому, что Валериан Степанович директорствовал больше своих предшественников и имя его знают лесорубы самого отдаленного участка в районе.
С приходом Манова предприятие шло, может, медленным шагом, случалось, боковыми путями, но неизменно к своей новой сущности - высокомеханизированному, укрупненному хозяйству с комплексным, углубленным использованием заготовленной древесины.
История директора Манова - это история нового поколения лесорубов - не по возрасту, а по отношению к делу, история коллектива, которого несла вперед не струя объективных условий, а который сам направляет эту струю соревнованием и добивается успеха самоотверженным трудом, умением, новаторством.
Из производственной характеристики на старшего инженера производственно - технического отдела Кылтовского леспромхоза Манова В.С. :
...Тов. Манов В.С. в системе лесной промышленности работает с 1946 года, вначале инженером производственного отдела треста "Печорлес", начальником Трактовского строительного участка, затем с мая 1949 года выдвинут главным инженером Турьинского леспромхоза. С июля 1953 г. по ноябрь 1969 г. - директор Кылтовского леспромхоза. В ноябре по состоянию здоровья переходит на работу в производственный отдел леспромхоза на должность старшего инженера.
...В период его деятельности в леспромхозе проделана значительная работа по механизации трудоемких процессов производства, полностью реконструированы Ачимский, Коквицкий и Ляльский нижние склады. Были внедрены в производство агрегатные машины на вывозке леса, большая работа проведена по увеличению выхода деловой древесины при разделке хлыстов на нижние склады.
Начиная с 1953 года, объем лесозаготовок по леспромхозу резко возрос с 240 тысяч кубометров до 500 тысяч в 1969 году. Увеличился объем товарной продукции в связи со строительством новых производств по выпуску пиломатериалов, хвойно - витаминной муки, колотых и экспортных балансов, перевода вывозки древесины со сплава к железной дороге по Коквицкому лесопункту. Комплексная выработка на человека увеличилась за восьмую пятилетку на десять кубометров...
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК.
Думал ли Валериан Степанович, что вечно будет решать проблему, как лес сберечь и как больше его рубить, что станет вывозить его на "газгенах", плюющих смолой из раскаленных бункеров и голубых МАЗах, сплавлять моль по скупой воде Пожега, Елвы, Кылтовки на севере, востоке, юге района. Исходит довоенные вырубки еще раз, нащупывая фронт работ, и опять рубить, рубить, рубить... чтобы строить и здесь, и по всей России.
Бывал я с ним на лесосеках, когда деревья еще вползелени и когда топли волока в жадных до дождей мхах, в комариный звон и в январский холод.
В дороге Манов всегда будто в трех измерениях: в юности, которая окончилась повесткой на войну, в будущем, где границей встает вчерашний день, в настоящем, когда молчалив и строг словами.
- Вспомнишь, как перекроили тайгу твои товарищи за четверть века, узнаешь, сколько может человек, снова рассчитываешь жизнь на годы вперед, чтобы стать путником длинной дороги.-
Работать в лесу Манов начал поздно, в тридцать лет. В то далекое время, о котором люди его поколения говорят "до войны", он окончил национальный лесотехнический рабфак, Архангельский лесотехнический институт, где вместе с дипломом была вручена мобилизационная повестка. Инженер - транспортник учился ратному делу в бронетанковой академии, прошел в боях Венгрию, Чехословакию, Австрию, Румынию. В общем, научился он всему, и крепко, а главное, научился ценить человека.
В тридцать лет начинать и трудно и легко. Легко потому, что много неиспользованных сил. Трудно потому, что все трудно начинать в тридцать.
Начинал Манов с того, по словам вальщика, в коротком лесном разговоре на Базовском участке, что стал директором, от которого не увольняются. С годами это обрастало подробностями. Но смысл оставался прежним. Манов не рабочего приспосабливал к производству, переламывая дисциплиной, строгостью, рублем ( и не без этого, конечно), а производство приближал к рабочему, стараясь сделать добычу древесины податливее, экономически проще.
Судьба директора Манова, как и любого современного инженера, определяет суть явления, которое мы называем научно - техническим прогрессом. Спрос на новое растет постоянно.
Леспромхозовский масштаб легко обозрим для него. Чувство реальности, тонкая ориентировка, чутье хозяина всегда благословляли директора на новшества, которые с таким трудом прививаются в лесной промышленности.
Не обязательно он был первым. Но тут есть одна особенность. Другие директора ждали, что сверху прикажут. Когда все клюнут, тут и они при деле. Мне кажется, что для Манова авторитетность идеи не определялась ее массовостью. Он сам все любит начинать.
Буферный запас древесины - детище директора Манова. Эксперимент задумали в Ачимском лесопункте. Эхо отразилось в комбинате "Печорлес" строгим внушением за вольнодумство. Чего греха таить, в первое время древесину вывезенную, но неразделанную, даже не показывали в сводках для комбината, доказывали правоту делом.
Беседы в дороге, на лесосеках не отличаются строгостью правил. Оценки человеку даются нелициприятные, скорые, но прочные. На эстакаде Ачимского лесопункта сортировщица уважительно и свободно говорила о Манове : - Мужик прямой. Пообещает - сделает. Выслушает до точки, потом подумает, потом скажет. А с неположенным не подходи - обрежет. По - моему, вот это главное качество Манова, отличающее его от других директоров - органическое слияние с коллективом и в отдельности с каждым. Властности, этакой начальственности за ним никогда не замечалось. Он хорошо чувствует целое и контактен с чокеровщиком, техноруком, шофером и с кадровым лесорубом. С последним особенно мягок и внимателен, хотя ругает за оплошности не меньше, чем других. Но люди всегда остаются его союзниками, даже после пролития слез.
И еще! Манов никогда не критиковал личность работника, но жестко спрашивал за его проступки. Коллектив леспромхоза принимал стиль его руководства и отзывался на него.
ЗАПОВЕДИ ДИРЕКТОРА МАНОВА.
Манова лесорубы, попробовав "на зубок", как - то быстро разглядели и поняли. А они никогда не были тайной для него. Он дорожил ими.
В послевоенное время в лесопунктах трудовой подвиг был нормой. И сейчас помнят вальщицу Ольгу Самардак - Турьинского лесопункта. Она за день лучком валила и разделывала двенадцать кубометров леса. Знаменитый тогда шофер Иван Сорока, случалось, менял по три машины за смену, которую добровольно установил для себя от гимна до гимна. Но это был предел.
Воспоминания Валериана Степановича - живая история леспромхозовской жизни. Все в ней было и всяко было. И послевоенная бедность, и зигзаги волевого руководства, и многое другое. Но еще, - и это главное, был самоотверженный труд лесорубов, которые подняли предприятие на нынешнюю высоту.
Манов учился руководить большим и сложным хозяйством, видеть не только вчерашний день, но и "угадывать" завтрашний, используя опыт кадровых рабочих, новинки технической литературы.
Усложняется подготовка механиков. Сейчас в каждом лесопункте есть и электро - и дизельные двигатели, зачастую, подкрановые пути, полуавтоматика нижних складов. Здесь рабочему, если словами не расскажешь - руками не растычешь.
Манов проявлял интерес к кадрам задолго до того, когда потенциальный рабочий возьмет бензопилу и повалочную вилку на лесосеке. В его бытность директорствования ежегодно летом на нижних складах в лесопунктах работало свыше 150 школьников вне всякого нарушения трудового законодательства.
-- Производственную практику им все равно проходить на пришкольных участках, но что может быть лучше приобщения к рабочему классу на глазах своих родителей? Выполняют они работу нехитрую, несложную, когда рабочие руки нужны, а ставить на нее кадрового лесоруба вроде бы невыгодно - увязка корья, уборка нижних складов, еще что по мелочи...
Он и сейчас неравнодушен к специалистам, которые потребуются предприятию через пять - шесть лет.
Но жизнь, есть жизнь, не все выходит по - писанному. Самым полным выражением преданности новому, творческого беспокойства, которым он был всегда охвачен, является механизация нижних складов Ачимского и Коквицкого лесопунктов. Это уже в последние годы руководства Кылтовским леспромхозом. Немалую долю труда вложили здесь и инженеры Н.В.Сироткин, В.Д.Иванов. Для них Манов был "крестным отцом" на производстве. У него своеобразная позиция в преемственности поколений.
-- Если мы будем ориентироваться только старых, неизбежна трагедия. Если только на молодых - глупость. Нужно сочетание первого и второго, чтобы была гармония.--
Жалеет ли Манов уходящие годы, глядя на новое поколение инженеров? Вряд ли. У него есть громадное преимущество, благодаря тому, что родился и живет в такое время, когда совершались большие события в стране, республике, леспромхозе.
Он живой свидетель всех четырех этапов развития производительных сил в Коми : в лесной промышленности, угольной, нефтяной и газовой, сейчас - в энергетической.
Вольно или невольно, это отражалось на жизнедеятельности леспромхоза, коллективе лесорубов, директоре Манове. Его гражданское сознание и практическое отношение к делу никогда не лежали в разных плоскостях, а всегда пересекались. И здесь срабатывал какой то механизм накопления.
С каждым годом жизни, с каждым этапом крупных перемен Манов ценой усилий, накопленного опыта и знаний поднимался на новую ступень нравственной высоты.
Он и сейчас в дороге.
Г. НЕВСКИЙ наш спец. корр.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
В мирные дни орденом "Знак почета", "Трудового Красного Знамени", "Октябрьской революции", юбилейной медалью к 100-летию со дня рождения Ленина. Удостоен высокого звания "Заслуженный работник народного хозяйства" и "Отличник социалистического соревнования РСФСР".