Для начала, давайте познакомимся с основными видами психологического воздействия на человека:
1.Информационно-психологическое воздействие (часто его называют информационно – пропагандистским) – это воздействие словом, информацией. Данное воздействие ставит своей основной целью формирование у человека определенных идей, взглядов, представлений, убеждений, одновременно оно может вызывать у людей положительные или отрицательные эмоции, чувства и даже бурные массовые реакции.
2. Психогенное воздействие. Частым, но весьма показательным случаем психического воздействия выступает влияние цвета на психофизиологические и эмоциональные состояние человека. Так, экспериментально установлено, что при воздействии пурпурного, красного, оранжевого и желтого цветов учащается и углубляется дыхание и пульс человека, повышается его артериальное давление, а зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета оказывают обратный эффект. Первая группа цветов является возбуждающей, вторая – успокаивающей. Главная цель использования цвета при психологическом воздействии - правильное оформление информационных материалов. Цветные надписи люди замечают на 35% чаще, чем черно – белые. Хорошая видимость и четкое восприятие обеспечиваются, если отображаются цвета: на желтом – черный, на белом –синий, на красном – зеленый и наоборот. 3. Психоаналитическое (психокоррекционное) воздействие – это воздействие на подсознание человека терапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или глубокого сна. В частности, в процессе звукового управления психикой людей и их поведением словесные внушения (команды) в закодированной форме выводятся на любой носитель звуковой информации (аудиокассеты, радио или телепередачи, шумовые эффекты). Человек слушает музыку или шум прибоя в комнате отдыха, следит за диалогами персонажа фильма, и не подозревает, что в них содержаться не воспринимаемые сознанием, но всегда фиксируемые подсознанием команды, заставляющие его впоследствии делать то, что предписано.
4.Нейролингвистическое воздействие (НЛП – нейролингвистическое программирование) – вид психологического воздействия, изменяющий мотивацию людей путем введения в их сознание специальных лингвистических программ. Субъектом нейролингвистического воздействия выступает специалист (инструктор). Инструктор сначала выявляет находящиеся в психике противоречивые (конфликтующие) взгляды и убеждения, а также возникающие из-за этого и беспокоящие людей отрицательные эмоциональные состояния. На следующем этапе он посредством специальных приемов помогает им осознать дискомфортность их реального состояния (социально – экономического, культурного, физического и как следствие – психологического) и вносит изменения в сознание, заставляющие людей по-другому воспринимать жизненные ситуации и строить отношения с другими людьми.
5. Психотронное (парапсихологическое, экстрасенсорное) воздействие – это воздействие на других людей, осуществляемое путем передачи информации через нечувственное (неосознаваемое) восприятие. В данной связи необходимо отметить, что телевизионные и другие массовые сеансы якобы экстрасенсорного воздействия (например, Кашпировского, Чумака и др. «волшебников») являются яркими примерами самого обыкновенного обмана. Отчасти здесь имеет место массовый гипноз, но в гораздо большей мере – массовая истерия и массовое психическое заражение. Что же касается психотропных средств, то известны факты работ по созданию генераторов высокочастотной и низкочастотной кодировки мозга в целях стимулирования определенных психологических реакций. Например, «Феномен 25-го кадра», он связан с тем, что человек имеет не только сенсорный (осознанный) диапазон восприятия, но и субсенсорный (неосознанный), в котором информация усваивается психикой, минуя сознание. Например, если в течении фильма к 24-м кадрам в секунду добавить еще один 25-й – совершенно иной информации, то зритель его не замечают, но на их эмоциональное состояние и поведение он ощутимо воздействует. Многочисленные эксперименты показали, что в течение одной секунды в центре головного мозга успевают принять и обработать 25-й сигнал. Более того, информация, предъявляемая в субсенсорном режиме восприятия, усваивается человеком с эффективностью, во много раз превышающей обычную норму.
6. Психотропное воздействие – это воздействие на психику людей с помощью медицинских препаратов, химических или биологических веществ. Сильно воздействуют на психику некоторые пахучие вещества. Клинические эксперименты показали, что аромат лаванды, ромашки, лимона и сандалового дерева ослабляет активность головного мозга быстрее, чем любой депрессант. А жасмин, роза, мята и гвоздика возбуждают клетки серого вещества мощнее, чем крепкое кофе. Сила запахов имеет научно объяснение: в человеческом мозге есть определенные отделы, отвечающие за восприятие запахов, обработку информации о них и хранении ее в памяти. Образно выражаясь, запах – это вечно открытые ворота души, которые не поддаются логическому контролю.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1