Во время Великой Отечественной войны самое опасное место в Вязниковском районе был поселок Нововязники и даже не из-за того, что тут находился железнодорожный вокзал, мимо которого на фронт уходила техника и эшелоны с солдатами. Вязники были крупной станцией и тут скапливалось много составов. В то время паровозы нужно было заполнять водой и дополнить запас угля, да и механики должны были осмотреть и сцепку и двигательную часть. А мимо Вязников пролетали немецкие самолеты для бомбежки города Горький (Нижний Новгород). Нововязниковцы тревожно посматривали в небо, когда слышали гул, который ни с чем не спутаешь. Всяко может быть, скинут пяток бомбочек и от поселка ничего не останется. И причины тревожиться были. В Нововязниках дислоцировалась авиационная школа, которую в начале войны перевели из Серпухова. Кстати, в Серпуховской авиашколе учился в свое время знаменитый Валерий Чкалов. Штаб и общежитие курсантов были помещены в клубе. Он был огорожен высоким забором, из за него возвышалась вышка для часовых. В поселковой школе находились классы для теоретических занятий. Столовая около фабрики, которую разрушили в 90-е годы тоже была отдана для нужд авиашколы. Преподавательский состав жил в частных домах нововязниковцев. В деревне Сергеево созданы были ремонтные мастерские. Имелось в окрестностях несколько аэродромов. В конце Красной, Гражданской, Свободной улиц до сих пор есть остатки капониров, куда закатывали самолеты на случай неожиданной бомбардировки врага. Потом жители попривыкли к мысли, что у них работает авиашкола и даже стали считать, что они под защитой. Ведь немецкие бомбардировщики, тяжелые самолеты, летят высоко, и наши соколы не допустят их снижения. И все-таки был прецендент. Бомба была сброшена в районе паустовского аэродрома, принадлежащего авиашколе. Но она взорвалась близ церкви в селе Успенский погост. От взрыва пострадал крест на куполе, он покривился.
Наступала зима, а многие техники, механики, мотористы не имели спец. обмундирования. Постоянный летный состав был обмундирован полностью, а курсанты обмундирования не имели. Полеты же с курсантами начали проводить после окончания обустройства. На границе аэродрома в конце Привокзальной ул. была построена землянка, куда и приводили курсантов перед полетами. В землянке очередные 8 человек переодевались в летное обмундирование и бежали на полеты. И так, в течение летного дня использовали обмундирование.
А до этого курсанты летали в шинелях, кто в сапогах, а кто в ботинках с обмотками. Помнится такой эпизод: в самостоятельный полет был выпущен курсант Рыжов. При взлете и наборе высоты курсант окоченел, т.к. кабина была открытого типа.
После шести попыток Рыжов сесть не смог.
Командир отряда Вериховский принимает решение помочь посадить самолет. Радио отсутствовало.. На другом самолете написали на борту "Иди за мной!" Летный инструктор мл. лейтенант Гуськов взлетел, пристроился, завел Рыжова на посадку, с выравнивания ушел на второй круг, а Рыжов сел. Вытащили его из кабины еле теплого. После этого начальник училища запретил летать в шинелях и тем более в ботинках с обмотками.
Этот эпизод является частным случаем, но он показывает на те трудности, с которыми встречалось командование.
В течение конца 1941 года, начала зимы 1942 года полеты шли на самолетах И-15 бис, а потом получили новую мат. часть - самолеты И-16, на которых переучивали летно-инструкторский и командный состав. С наступлением весны 1942 года - на самолетах Ут-2, Ути-4, И-16. Отряд в то время состоял из 4 звеньев. Ут-2 летал на аэродроме Вязники, И-16 на аэродроме Медведево, Лаг - на Сергеевском, или, как его тогда именовали Южном. Несмотря на трудности, полеты шли исключительно интенсивно. План летной подготовки был выполнен успешно.
Весной 1942 года началось строительство аэродрома Паустово, и в течение лета он был построен. Осенью 1942 года перед Октябрьским праздником отряд к-на Вераховского перебазировался сначала на аэродром Вязники-Северный, а впоследствие на аэродром в Паустово.
В авиашколе учились пилотному делу сыновья членов правительства Микояна, Щербакова, Булганина и т.д. В мемуарах бывшего курсанта Бориса Щербакова я вычитал интересный факт, произошедший на нововязниковской земле с Алексеем Микояном:
" Было это в марте 1943 года в Вязниковской школе пилотов. Учебным самолетом был там устаревший истребитель И-16, на котором на взлете и посадке сложно было удерживать направление движения. Перед самостоятельным вылетом курсанту давали специальный тренаж.
С самолета, отлетавшего технический ресурс, снимали обшивку крыльев, и курсант выполнял разгон до скорости взлета, а затем дросселируя двигатель, имитировал посадочный пробег.
И вот, выполнив разбег, Алексей должен был убрать газ. Тут произошло непредвиденное, но в авиации нередкое явление. Выпал или не был поставлен шплинт, от вибрации отвернулась гайка, рычаг управления двигателем расцепился с тягой управления; самолет с ревущим двигателем несся к краю аэродрома. Можно было остановить мотор, выключив зажигание, но курсанту Микояну не хватило на это ни опыта, ни времени.
Самолет залетел в овраг и перевернулся, подняв облако снежной пыли. Алексею повезло, самолет не загорелся, что часто случалось в аналогичных случаях с поршневыми самолетами. Глубокий снег оврага смягчил удар. Все обошлось хорошо, только армянский нос Алексея несколько раздулся. Через неделю он уже на И-16 вылетел самостоятельно."
Авиашкола в Нововязниках просуществовала почти до конца 1945 года. После победы над Японией ее расформировали.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев