«Не указать ли вам на то, что усиливает любовь между вами?! Это распространение приветствия в вашем обществе»
Эти слова были сказаны посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует после того, как он нам указал на средства, ведущие нас в рай, а именно: «Клянусь Аллахом, вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы (не будет полноценна ваша вера), пока не полюбите друг друга (ради Аллаха)».
Этот благородный хадис призывает нас приветствовать, любить друг друга и уверовать во Всевышнего Аллаха должным образом. В наше время, наверно, нет того, кто бы не знал о словах мусульманского приветствия, но немногие знают о решениях, связанных с этим приветствием: кого можно приветствовать, а кого нельзя; в каких ситуациях приветствовать; как приветствовать и где.
С помощью Аллаха, на основе книги великого ученого шафиитского мазхаба Хатыба ащ-Щирбини «Мугни Мухтадж» мы составили статью, вкратце раскрывающей эти вопросы и ответы на них. Надеемся, что она принесет в первую очередь пользу нам, а потом и вам.
Приветствие мусульман
Желательно приветствовать словами «ассаляму алайкум» каждого мусульманина, даже ребенка. [Приветствие] является индивидуальной сунной для того, кто один, а если это группа человек, то приветствие является коллективной сунной для них. Но приветствовать иудеев или христиан живущих под защитой исламского государства не дозволено[1].
К фарзу кифаяту (коллективной обязанности) относится ответ на салам мусульманина, который является разумным, даже если он будет подростком, если салам был дан нескольким мусульманам.
Это является фарзом, потому что Всевышний Аллах говорит:
«Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым»(ан-Ниса 86 аят)
А доводом тому, что это является коллективной обязанностью, служит следующий хадис: «Достаточно, если за несколько идущих вместе поздоровается кто-то один. Также достаточно, если за несколько сидящих вместе один из них ответит на приветствие»[2].
Если же салам был дан одному, то на нем фарзу айн (индивидуальная обязанность) ответить на этот салам, если приветствующий не был противоположного пола и не относился к близким родственникам (махрам). А если между есть близкое родство, например, муж и жена, а также они относятся к тем, кому разрешается смотреть друг на друга, то они обязаны отвечать на салам друг друга. Нет нежелательности приветствия нескольких женщин или старушки, потому что в этом нет опасности впасть в смуту.
Условием ответа на приветствие является отсутствие длительного промежутка [после приветствия]. Если несколько людей по отдельности поприветствуют одного человека, и он ответит только один раз с намерением ответить всем, то этого будет достаточно, и с него спадает обязательность ответа им. А если его будут приветствовать поочерёдно, то есть через длинные интервалы между ними, то он должен будет ответить на каждый из них.
Не является обязательным отвечать на приветствие сумасшедшего или пьяницы, а также грешнику и нововведенцу, если в этом есть отстранение их от своих порочных дел.
Если отправили письмо, в котором написано приветствие, или же было передано кому-то донести приветствие, то получатель должен ответить на него при получении письма или достижении вести.
Приветствие жестом
Нежелательно приветствовать жестом, так как от Пророка, мир ему и благословение, пришел запрет на это[3]. Если кого-то приветствовали жестом, то он не обязан на это отвечать. Но лучше сделать приветствие и жестом и словом, чем ограничиться лишь словами. Тот, кто желает приветствовать глухого, должен совместить слова и действия, то есть, поднять руку и сказать «ассаламу алайкум».
Приветствие не мусульман
Если неверный поприветствует мусульманина, то ему нужно ответить: «ва аляйка» - смысл "И тебе!", потому что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Когда вас приветствуют люди Писания, то скажите: "И тебе!"». А в хадисе от имама Бухари сказано: «Когда вас приветствуют иудеи, то некоторые из них говорят: "Смерть тебе!", так ответьте: "И тебе!"»[4]. Если получилось так, что ты дал салям, и оказалось, что приветствуемый не был мусульманином, то желательно сказать: «я возвращаю свой салям». А если неверный находится среди несколько мусульман, и ты дал салям в общем, то эти слова следует произнести сердцем.
Мусульмане не приветствуют никакой другой формой приветствия, кроме саляма, как например «доброе утро» и т.д.. если нет на это причины.
При написания письма к неверному желательно написать «ас-Саляму 'аля ман иттабаа аль-Худа» – мир тому, кто последовал праведному пути.
В каких случаях нежелательно приветствовать
Нежелательно приветствовать:
1- справляющего нужду, малую или большую, потому что пришел запрет на это от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и разговаривать во время справления нужды является неэтичным. Из этого понимается, что приветствовать занимающихся супружеским долгом тоже не является желательным.
2- Употребляющего пищу
3- принимающего баню, так как баня - это место сбора шайтанов а не место для приветствия,
4- молящегося
5- провозглашающего призыв к молитве (муаззин)
6- хатыба (читающего пятничную «хутбу» - проповедь)
7- читающего «лаббайка» во время хаджа
8- читающего Коран и т.д.
9- спящего
10- грешника и т.д..
Вышеперчисленные категории не обязаны отвечать на этот салям, так как салям был дан в ненадлежащей ситуации. Но употребляющий пищу должен ответить на салям, если его приветствовали после того, как он проглотил пищу, которая была во рту, и до того как он поставил другую пищу в рот. Желательно принимающему баню или принимающему трапезу ответить на салям жестом. Если тому, кто в пятничный день слушает хутбу имама, дадут салям, то он обязан ответить на него.
Форма приветствия.
Формой, используемой в приветствии, является «ас-Саляму аляйкум». Выражение «салямун аляйкум» (без артикля в слове «салям») также дозволяется, но является нежелательным говорить «аляйкум ассалам» или «аляйкум салям» ибо есть запрет Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на это, однако отвечать на это приветствие обязательно. Желательно приветствовать в множественной форме[5], из-за присутствия ангелов, будь там один человек или несколько. Но достаточно дать салям в единственной форме как «ассаляму аляйка», если там присутствует один человек, а если несколько, то салям в единственной форме дать не будет достаточным для соблюдения сунны, в этом случае необходимо дать салям во множественной форме.
А формой ответа на приветствие является: «ва аляйкум ассалям». Можно и без буквы «ва», просто «аляйкум ассалям», можно также «ва ссаляму аляйкум», также «ассаляму аляйкум», но если ограничиться только на слове «ва аляйкум» и не добавить к этому «салям», то этого не будет достаточно и не принимается как ответ.
Наилучший салям
Наилучшим является при приветствии и при ответе на салям добавлять артикль «алиф лям» то есть сказать: «ассаляму аляйкум» и ответить «ва аляйкум ассалям», чем «саляму аляйкум» ва аляйкум салям». Также добавить слова «ва рахматуЛлахи ва баракатуху» при приветствии является более совершенным.Из этого понимается то, что если кому-то дадут салям словами «ассаляму аляйкум ва рахматуЛлахи ва баракатуху», а он ответит просто « ва аляйкум ассалям» не добавив слова «ва рахматуЛлахи ва баракатуху», то этого будет достаточно и засчитано как ответ, хотя в этом есть разногласия среди ученых.
Если двое при встрече одновременно дали друг другу салям, то они оба должны ответить на салям другого, а если салям они дали друг другу по очереди, то есть один опередил другого, то салям первого засчитывается как первый, а салям второго как ответ, и они не должны отвечать на салям друг друга.
Желательно, чтоб всадник приветствовал пешего, пеший – стоящего, младший старшего, а маленькая группа людей – большую. Тот, кто придет к сидящему или стоячему, то вне зависимости от того, кто старше или младше, пришедший должен дать салям. На своем языке также можно приветствовать, даже если он знает арабский язык и может приветствовать на арабском, и отвечать на такой салям является обязательным.
При входе в пустое помещение желательно сказать: «ассаляму аляйна ва аля ибадиЛлахи салихин» - да будет мир над нами и над праведными рабами Аллаха. До того, как войти в дом, желательно произнести басмалу, потом сделать дуа, а после входа в дом, дать салям.
Приветствие не оставляется из-за боязни, что на него не будет ответа. Не желательно совершать поясные поклоны при встрече, и ты не обманывайся тем, что многие это совершают.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев