Это обстоятельство устраивало не всех, поэтому был изобретен... "Локомобиль – передвижной паровой двигатель, приводящий в движение сельскохозяйственные и другие машины", - гласит словарь С. И. Ожегова. Термин происходит от латинского "locus" — место и "mobilis" — подвижный.
Таким образом, мы имеем дело с малоизученной страницей истории Луганского литейного завода - производством мобильных машин на паровой тяге. Можно подумать: что в этом необычного, ведь производство паровых машин для Луганска полтора века назад не являлось чем-то неординарным? Но позвольте, в середине XIX века поставить паровой котел на колеса (!) - это уже необычно. Вторая причина - общепринятый постулат: в Российской империи производство локомобилей началось в 70-е годы XIX века.
Однако в "Географическо-статистическом словаре Российской империи" (1867 г.) есть такие строки, посвященные Луганскому литейному заводу: "Въ 1862 г. приготовлено <...> 1 паровая машина въ 5,205 р., 2 локомобиля въ 3 силы на 2,033 р., 2 локомобиля въ 5 силъ, на 2,941 р., 1 локомобиль въ 6 силъ па 901 р. и 1 локомобиль въ 8 силъ на 493 р."
Получается, к 70-м годам позапрошлого века в Луганске уже производили мобильные паровые машины.
Но и это еще не все! В начале 1860-х производство локомобилей уже стало для ЛЛЗ обычным делом (утверждает Словарь): "Въ настоящее время главнейшие предметы занятій завода составляютъ паровыя машины иостоянныя и локомобили отъ 3 до 25 силъ, съ котлами и полнымъ приборомъ".
Прикрепленные иллюстрации дают нам представление о том, как выглядел и использовался локомобиль. Первая фотография сделана в 1923 году в одной из российских деревень. На ней мы можем видеть, как локомобиль британской кампании Ruston & Proctor приводит в действие молотилку. Следом помещена литография из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (конец XIX в.), которая дает представление о разных модификациях локомобилей (стационарных и мобильных). Но это иллюстрации из другой эпохи и мы можем лишь предполагать, как выглядели луганские локомобили в середине XIX века.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев