Устроившись на своем месте, оно оказалось около окна, я оглянулась по сторонам.
- Не хотите с нами за взлет? – раздался справа приятный мужской голос.
Поворачиваюсь и вижу, что один из мужчин держит в руках распечатанную шоколадку, а другой, низко склонившись к полу, чтобы не видела стюардесса, откупоривает бутылку коньяка. Скорее всего, они тоже, не теряя время даром, в ожидании нашего рейса, так же, как и я, посетили Duty Free.
Стаканчиков или чашечек не было, и они, улыбаясь, протянули мне крышечку от бутылки коньяка.
- Пятнадцать капель (столько вмещает крышечка) крепкого напитка не помешает перед взлетом, - воскликнул один из соседей.
Я засмеялась и, подхватив крышечку двумя пальцами, чокнулась с соседями, которые подняли откупоренную бутылку.
Ароматный глоточек коньяка настроил меня на лирический лад, и пока мужчины произносили какие-то тосты и выпивали за взлет, стала размышлять о том, почему в самолете так много мужчин.
Мои измышления по этому поводу не увенчались успехом. Я не могла определить их статус, то есть кто они, кем работают. Не было ничего особенного, что могло выделить их из общего числа людей или, точнее, мужчин. Одежда, прически – все самое обычное.
Я решила просто спросить их, что называется «в лоб». Но мне показалось, что сейчас не очень удачный момент - самолет начал взлет.
И вдруг тот, кто пробирался со мной по проходу в самолете, привстал в своем кресле, быстро и зорко окинул взглядом нашу половину самолета и, взмахнув руками… И, что вы думаете? Все мужчины моментально подтянулись, собрались и … запели.
Возвышенная мелодия «Аве Мария», которая уже почти два века возносит, всех, кто слушает ее, в мечты о чем-то неземном, прозвучала в самолете, как нечто нереальное, потустороннее и мистическое.
Мне стало страшновато. У меня побежали мурашки по спине. Я забыла все. Куда лечу, зачем, что хотела спросить у соседей…
Я завертелась и беспокойно закрутила головой, переводя взгляд с одного мужского лица на другое. Но никак не могла запомнить ни одного лица, вернее, все поющие мужчины казались мне на одно лицо. Почему так? Ах, я поняла!
Это были не мужчины, это были певцы! И то, что они пели неземную музыку Шуберта, еще больше подчеркивало их нереальность, их как бы не было, были только их голоса.
Самолет тем временем, набрал высоту. Чтобы успокоиться, я посмотрела в окно. За окном самолета - белые, пушистые облака. Красиво! А над облаками? Бесконечность...
Что же мне делать: все, все, что было вокруг меня, было нереально: бесконечность небес, лица соседей и их голоса.
- Вы испугались?
Я вздрогнула и резко повернулась на голос. В проходе, наклонившись ко мне, стоял тот самый мужчина, с которым мы пробирались по проходу в самолете.
Посмотрев мне в глаза, он наклонился ниже, собираясь что-то мне сказать, и его длинные волосы коснулись моей руки. Я опять вздрогнула и резко отдернула руку. Он засмеялся и тихо сказал: «Ну, что Вы? Это просто мужской хор, собранный из лучших певцов Москвы, который летит в Болгарию для участия в конкурсе».
Лето пролетело быстро. Оно было наполнено солнцем, теплом и музыкой. Шуберт возвращался в Вену. А маленькая девочка оставалась в Эстерхази.
Перебирая рукописные ноты произведений Шуберта, она вспоминала жаркое лето и музыку, доносящуюся из открытых окон дворца, с грустью понимая, что вряд ли когда-то встретится вновь со своим учителем.
- Я сяду рядом, Вы не против?
Он поменялся местом с моим соседом и, сев со мной рядом, задумчиво посмотрел на меня. Мне опять стало не по себе. Рядом сидел странный человек. Да и человек ли он был? Одному его взгляду или взмаху рук подчинялось сорок мужчин, даже не мужчин, это я опять как-то не так выразилась. Такое впечатление, что он управлял их голосами. И голоса эти после взмаха его рук становились неземными.
- А я Вас помню, - вдруг тихо сказал он.
Я пожала плечами и придвинулась вплотную к окну. Но сразу одернула себя. За окном – бесконечность, я не смогу найти там защиту и опору, надо надеяться только на себя. Я отодвинулась от окна и встряхнула головой: «Меня? Мы с Вами не знакомы! Я никогда Вас не видела и не слышала. Вы ошиблись».
- А я помню. Одно время Вы очень часто бывали в консерватории. Причем проходили туда с заднего хода. С Вами был молодой человек, он смотрел на Вас с восторгом, а в руках у него почему-то всегда был японский зонтик, не закрытый до конца.
Я вздрогнула, повернулась к нему и внимательно посмотрела в его глаза. Серо-голубые глаза смотрели серьезно, было понятно, что он не шутит.
Его слова заставили меня вспомнить очень давний эпизод из моей жизни. Я усмехнулась.
- Он был чудак. Японским зонтиком он просто хвастался. Его отец преподавал в консерватории и поэтому нас пропускали туда бесплатно, - сказала я.
У меня перед глазами яркой вспышкой пронеслись воспоминания тех лет. Мы поднимаемся по бесконечной лестнице черного хода на самый верх Большого зала консерватории. Я вприскок бегу впереди, а мой сопровождающий пытается меня догнать и удержать за руку. И как бы невзначай чмокнуть куда придется. В руку, плечо и даже в щечку. Я уклоняюсь от него и, перескакивая через две ступеньки, мчусь дальше. Наверху жарко и душно, но все хорошо слышно и видно. Балкон в консерватории устроен так, что ты, находясь на нем, как будто паришь над всеми остальными. На этом балконе собиралась молодежь. Попадая в консерваторию в последующие годы, я всегда оглядывалась назад и пристально рассматривала галерку. Кого-то искала?
Может быть…
- Как Вы узнали про это?
- Я учился в консерватории и тоже приходил на самый верх послушать музыку.
- Я Вас не помню.
- Не мудрено. Помимо музыки, которую Вы слушали увлеченно, был еще и поклонник Вашей красоты. Ему тоже надо было уделять внимание.
- Увы, этот поклонник интересовал меня, пусть Вы сочтете меня меркантильной, но я все равно скажу, как возможность попасть бесплатно на концерт.
- Вот как? Ха-ха! А я Вас запомнил в первый же раз. И сказал себе, что, увидев во второй, обязательно познакомлюсь. Но так и не решился.
- А потом?
- Потом Вы исчезли. Что с Вами случилось?
- Ничего. Я не помню. Наверно, появилось новое увлечение, - со смехом ответила я.
Перед глазами опять пронеслись, как кадры из фильма, воспоминания тех давних лет. Я улыбнулась.
На нашем факультете появился новый студент - красивый, высокий и со своей маленькой машинкой. На этой машинке мы, наверно, человек восемь одновременно, после лекций отправлялись в кафе отмечать успешно прожитый день. Отмечали мороженым, но ведь не в этом дело! Было шумно и весело. А потом… Потом он пригласил меня в консерваторию. На нем был серый костюм, светлая рубашка и классные ботинки. Места в партере. Все было так помпезно! И совсем не похоже на наши музыкальные вечера на галерке. Но это уже совсем другая история.
Вы внимательно и пристально рассматривали меня. Не могу сказать, что взгляд был тяжелый, но под этим взглядом я вернулась из своих воспоминаний и спросила: «А с Вами?»
- Я с Дальнего Востока. Отучился и уехал домой. А Вас я вспоминал долго. Даже на улице оглядывался, все искал и думал, если встречу, уж в этот раз не отпущу. Подойду, возьму за руку и все.
Он взял меня за руку. У него была тонкая рука с длинными пальцами. И хотя, он только слегка прихватил мою руку, я почувствовала силу его пальцев.
Прошло шесть лет. И Шуберт вновь оказался в поместье Эстерхази. Маленькая девочка выросла. Ей исполнилось 19 лет. Она была в полном расцвете молодости и обаяния. Увидев ее, «бедный музыкант» влюбился по уши.
Круг замкнулся! Первая встреча – 19 лет Шуберту, вторая – 19 лет Каролине! Любовь ли это или увлечение? Кто может определить это сейчас? Но ведь чувство влюбленности посещает нас только тогда, когда рядом с нами человек, который предназначен только нам!
Я попыталась высвободить свою руку, но он сжал пальцы, и моя рука осталась в его ладони.
- Что Вы хотите услышать? Нет, я неправильно задал вопрос, что Вы хотите, чтобы мы спели для Вас?
- Вы певец или музыкант?
- Я? Я немного пою. Немного играю. Вообще-то я органист.
- А здесь? Среди лучших певцов Москвы? Вы дирижер?
- Нет, нет! Я просто руководитель и организатор.
- Органист – это, на мой взгляд, очень серьезно.
- А Вам нравилась органная музыка, я помню. Вы слушали Баха замерев и не отрывая взгляд от сцены.
- Да. Я помню! Мы сидели на самой «верхотуре» и органист казался маленькой точкой. И этот маленький, маленький человечек на сцене заставлял весь огромный зал замереть, не дышать и впитывать в себя его музыку.
- А Ваш ухажер вертелся, ему явно не сиделось на месте. И смотрел он совсем не на сцену, а на Вас.
Я засмеялась: «Вы помните такие подробности!»
Она встретила его с восторгом. Каждый день, проведенный вместе был наполнен музыкой и общением. Произведения Шуберта трогали Каролину глубоко и сильно. Вечерами они подолгу гуляли в саду и могли говорить часами. Она восхищалась его музыкой, а он ее красотой.
Какое для Шуберта было счастье, играя на фортепьяно в четыре руки, как бы случайно касаться рук Каролины. Она вздрагивала, щеки ее загорались румянцем, не переставая играть и не поднимая глаз, перенося руки на соседнюю октаву, она тоже, как бы невольно, касалась рук Шуберта. Шуберт замедлял темп игры и затаивал дыхание, щеки его рдели румянцем, а все домочадцы отводили глаза.
- Ну, что же Вам спеть? Хотите про Сибирь? Про могучие реки, про непроходимые леса?
- «Сказание о Земле Сибирской»?
- Вы помните этот фильм и музыку Николая Крюкова?
- Музыку помню, но что это Крюков – нет. Извините.
- Да, что Вы! Вы же не профессионал. А кто Вы?
- Ой, лучше спойте мне, что-нибудь на Ваше усмотрение, пожалуйста.
- «Ревела буря, гром гремел…»
Для меня действительно прогремел гром! В самолете, в этом замкнутом пространстве прогремел гром голосов, красивых мужских голосов. Да, с акустикой здесь было плоховато, но в замкнутом пространстве самолета сила звука была такова, что хотелось закрыть ладонями уши, чтобы не лопнули барабанные перепонки. Голоса были такой силы, что проникали внутрь и доходили до самого сердца. Или это мне только казалось?
Тот, кто сидел со мной рядом, вступил на втором куплете. Когда он запел, все певцы понизили силу звука, и он пел практически один. У него был красивый баритон. Такой голос может очаровать!
Взмах руками и все замолчали. Пел только он один. Он пел в пол голоса, наклонившись к моему уху, и иногда, как бы, невзначай, касался моих волос губами. Я каждый раз вздрагивала и пыталась уклониться от него, щеки мои горели румянцем. Он виновато улыбался, замолкал, а через некоторое время склонившись ко мне опять начинал петь.
- Вы придете послушать меня?
- На Сахалин, в Хабаровск? Или еще куда-то?
- Нет. Я давно живу недалеко от Москвы. В консерваторию. В Вашу любимую консерваторию.
- Забраться на самый верх, видеть, что на сцене находится маленький человечек и думать, что это Вы?
- Я буду играть для Вас. Чтобы Вы хотели услышать?
- Я не могу сказать. Я любую музыку, слушаю с восторгом и любопытством. На мой непросвещенный взгляд, любое музыкальное произведение – это рассказ о переживаниях, о жизни, о любви.
Но чувству влюбленности и взаимного интереса, не суждено было перерасти во что-то более глубокое. Простой музыкант, известный только в кругах венской молодежи и музыкантов, не мог рассчитывать на расположение семьи графа Эстерхази. Но все, что он сочинял, носило отпечаток этой юношеской, чистой и пылкой любви. Каролина была и оставалась его Музой.
- Мы в Болгарии будем неделю, всего одну неделю. Мой концерт состоится через две недели. Вы вернетесь к тому времени?
- Да, я еду всего на десять дней. Мы с подругой едем на горнолыжный курорт.
- Как горнолыжный курорт? – он засмеялся - сейчас лето, да, там и снега нет!
Я тоже рассмеялась, и со смехом сказала:
«Да, нет! У нас есть друг, который купил себе квартиру в Болгарии, в горах, чтобы не зависеть от проблем с жильем в сезон и кататься на горных лыжах, когда вздумается. Сейчас лето и эта квартира свободна, он дал нам ключи, вот и все».
- И, что Вы там будете делать? А море? Вы и море не увидите?
- А Вы и Ваш хор, где будет выступать?
- В Софии. Вы правы, у всех свои дела и проблемы. В Софии тоже нет моря!
Мы рассмеялись. И тот ледок, который был между нами немного подтаял!
Вот и посадка. Мужской хор «лучших певцов Москвы» пропел несколько жизнеутверждающих музыкальных фраз, стал собираться и потянулся к выходу. Выбравшись из самолета на трап, я оглянулась вокруг. Был вечер, но в воздухе чувствовалось жаркое лето. На последней ступени трапа, он подхватил меня за руку и повел между выстроившимися в две шеренги мужчинами - «лучшими певцами Москвы», которые прощались со мной почти, как с давней знакомой.
- Счастливо!
- Всего хорошего!
- Рады познакомиться!
- Приходите на концерт!
Это смутило меня, я не могла вымолвить ни слова, только улыбалась и улыбалась, наверно, глуповато. Заметив мое смущение, он развеселился и наклонившись, тихо сказали: «Смущение Вам к лицу!» После этого, я просто не знала куда деваться.
- Да, ладно, простите, что не так. Я просто очень Вам рад!
На прощание он поцеловал мне руку и сказал, что закажет мне билет на свой концерт и выберет самое лучшее место.
- Вы придете? Я буду играть для Вас.
Я не ответила ни да, ни нет.
Спустя много лет в архивах Каролины Эстерхази были найдены рукописные ноты многих известных и неизвестных произведений Шуберта с посвящением: «Каролине», засушенные цветы и луговые былинки…
Она пронесла эту любовь через всю жизнь, пережив Шуберта на много лет.
Считается, что в Фантазии фа-минор Шуберта – гениальной темы света и тьмы, посвященной графине Каролине Эстерхази, в латинском названии нот, которые как бы перекликаются и обнимают друг друга, скрыты инициалы имен Каролины Эстерхази и Франца Шуберта.
Я пришла на его концерт. Правда, я не взяла в кассе заказанный им билет, я купила билет сама да еще почти на самый верх. Оттуда он казался мне маленькой точкой. Играл он прекрасно! А как же может быть иначе? Ведь он играл для меня.
Комментарии 1