Бузулук. 26 января 2025 года, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Его Преосвященству сослужили: секретарь Бузулукской епархии иерей Дионисий Горбунов, архимандрит Ефрем (Матынцев), иерей Михаил Цапяк, иерей Вадим Зотов и диакон Иоанн Шумилин.
Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением Наталии Задориной.
После чтения Евангелия Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Приветствую вас, отцы, братья и сестры, с воскресным днем.
Сегодняшнее воскресение именуется Неделей по Просвещению, ибо Крещение называется Просвещением. Просвещает Господь всех, кто принимают крещение, светом Своим и истиной Своею.
После того, как был пленен Иоанн Креститель, Спаситель уходит в Галилею. Земля Завулонова и Неффалимова. Об этом предсказал пророк Исаия за тысячу лет до пришествия в мир Христа Спасителя. Только что слышали эти строки Евангелия. Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, людие седящии во тме видеша свет велий, и седящым в стране и сени смертней, свет возсия им (Мф. 4:15-16).
Вот об этом свете, который просвещает всякого человека, идущего в мир, и говорит Евангелие, и дает нам этот свет Господь в просвещении. Надо вспомнить, в каком состоянии было язычество, было человечество до пришествия в мир Христа Спасителя. И прямо Евангелие говорит, что в стране и сени смертней, то есть находились во тьме, и страхе смерти. И вот воссиял свет. И люди увидели этот свет. И доныне идут к этому свету люди, которые желают этого света, которые стремятся ко спасению. И мы с вами все просвещенные, и мы с вами все желаем спастись, идем к этому свету. Но будем помнить, что предела совершенства нет. Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5:48). Вот этот свет должен просветить нас.
Людей образованных и грамотных называют просвещенными. Но оказывается просвещение совершенно в другой плоскости. Просвещение, имеется в виду, души – светом Божественным. Вот это просвещение. А если какой бы ни был человек образованный, сколько бы дипломов ни имел, а если не имеет света Христова в душе, который просвещает всех, то находится он во тьме. И вот нам, крещеным, нам, христианам, слышащим эти слова, должны все-таки быть понятны эти слова. И должно быть понятно это просвещение, что требует от нас Господь, что ждет, а ждет Он нашего спасения. Он так возлюбил нас, Свое творение. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3:16). Пришел, просветил нас, и теперь все искренне желающие этого спасения, его получают. Без исключения никого не обделяет Господь. Но исключение только в том, если человек сам не хочет, сам не желает, возлюбил, как говорит Евангелие в другом месте, больше тьму, чем свет, утверждая, что его тьма и есть свет, а другого света никакого нет.
Вот так, братья и сестры, будем же молить Господа и в храме, и дома: Господи, просвети сердце и душу нашу светом Божественной истинной, чтобы мы были действительно просвещенными светом Божиим, чтобы мы увидели этот свет. А этот свет в чем заключается? А заключается в жизни христианской. Заключается в тех словах Спасителя, что Царство Божие внутри вас есть. И вот если мы просвещены этим светом, если внутри нас Царство Божие, тогда понятно, о каком свете идет речь. Тогда понятно, как просвещать должен себя человек. И тогда плоды этого Царствия, о которых говорит апостол Павел: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23), будут в нашей душе. Ну, конечно, каждый хотел бы, чтобы у него в душе были эти плоды. Это же прекрасно. Это цветущий сад в душе. Ну а если нет этого Царства в душе, если человек только имеет внешнее просвещение, начитался книг, и атеистических в том числе, и считает себя просвещенным, то он ложь и нет в нем истины.
И вот мы должны помнить об этом, потому что время так быстро идет. Закончится наша земная жизнь, и мы тогда увидим, в каком свете находится наша душа. Или во тьме, или в свете Божественном, в Царстве Божием.
Сегодня, братья и сестры, после Крещения нам напоминает Святая Церковь об этом, что мы должны из тьмы язычества перейти к свету Божественному. И не мимолетно, а всю жизнь стремиться к этому свету, чтобы вот эти плоды, о которых говорилось, были в нашей душе, в нашем сердце, в нашей жизни. И вот тогда мы будем жить во Царстве Божием.
Некоторые говорят, ну что ж, буду наслаждаться здесь земными радостями и сладостями, а там, когда еще Вечность будет? Нет. Здесь во время земной жизни начинается Царство Божие. И здесь во время земной жизни начинается вечная мука. И как бы ни кичились люди неверующие, которые не хотят видеть свет Божественный, внешне они процветают, кажутся успешными, а внутри у них тьма греховная.
Вот поэтому, братья и сестры, будем же молить усердно Господа: Господи, просвети одеяния души нашей! Потому что свет Христов может прийти только в душу чистую, в душу, желающую этой благодати, в душу просвещенную благодатью Святого Духа. А если же нет, то говорит Евангелие: в злохудожную душу не внидет премудрость и не будет обитать в теле, повиннем греху (Пр.Сол. 1:4). Вот это ответ на то, почему люди видят свет, видят храм Божий прекрасный, вот сей новый храм, и все равно не могут прийти. А потому что в их злохудожную душу не может войти премудрость Божия. Не может обитать в их теле, повинном греху. И значит, как Господь сказал после того, как зашел в Галилею, те же слова, что говорил Иоанн Креститель: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17).
Вот где дверь, через которую можно войти в это Царство Божие, через которую можно в себя впустить Царство Божие, правду Его, любовь Его. Это покаяние. Поэтому будем очищать себя, будем меньше грешить и больше каяться, чтобы свет Христов всегда был в нас, просвещал нас, спасал нас. И мы здесь уже во время жизни должны быть гражданами Неба. Царство Божие, чтобы могло вместиться в нашу просвещенную чистую душу. Аминь».
Пресс-служба Бузулукской епархии
Фото Александра Шарохина
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев