С ПРАЗДНИКОМ ВСЕХ ВАС, ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
Святии отцы VII Вселенского Собора, молите Бога о нас!
Седьмой Вселенский Собор (также известный, как Второй Никейский Собор) был проведен в 787 году в городе Никее императрицей Ириной, вдовой императора Льва Хозара.
Собор был созван по поводу ереси иконоборчества, возникшей за 60 лет до этого при византийском императоре Льве Исавре. Причиной зарождения новой ереси послужила встреча Льва в ранней молодости со странствующими евреями-заклинателями. Они предсказали ему избрание на царство и взяли с него клятву, что по исполнении этого пророчества он уберет из церквей все священные изображения. Первый открытый указ на запрет иконопочитания последовал в 726 году, после чего начались гонения на почитавших иконы иерархов, священнослужителей, монахов, мирян, а также уничтожение икон и мощей, фресок и мозаик. В царствование Константина Копронима, сына Льва Исавра, в 754 году был созван в Константинополе нечестивый иконоборческий собор, под страхом анафемы запрещавший иконопочитание.
Седьмой Вселенский Собор планировалось провести в Константинополе в августе 786 года. Епископы-иконоборцы заранее заручились поддержкой армии. В день открытия Собора в храм Святых Апостолов, где он проводился, ворвались вооруженные воины, сторонники иконоборцев. Почитателям икон пришлось разойтись.
Императрица Ирина решила провести Собор не в столице, а в городе Никее в Малой Азии, в которой в 325 году состоялся Первый Вселенский Собор. По различным данным на Соборе присутствовало 350–368 иерархов, но число подписавших его Деяние составило 308 человек. Седьмой Вселенский Собор открылся 24 сентября и продлился месяц. Было проведено 8 заседаний, последнее из которых состоялось в Константинополе в присутствии императрицы Ирины и ее сына.
«Благодать рождьшагося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», — такими словами Пресвятая Богородица отозвалась о Своем первом иконописном образе, который, согласно Преданию, написал святой апостол Лука. Им же были написаны первые иконы святых апостолов Петра и Павла. Отсюда видно, что настоящая история иконописи берет начало от самого основания Новозаветной Церкви.
По итогам работы был принят орос Собора: были отвергнуты постановления иконоборческого собора 754 года, преданы анафеме иконоборцы и установлен догмат об иконопочитании, разрешивший употреблять иконы в церквах и домах, чествовать их поклонением, целованием, возжжением перед ними светильников и фимиама.
После закрытия Собора епископы были распущены по своим епархиям с дарами от Ирины. Однако через некоторое время, при императоре Льве V Армянине (813–820), иконоборчество вновь вошло в силу. Окончательно мир в Церкви установился только в 843 году, благодаря благочестивой царице Феодоре. Это событие празднуется как Торжество Православия в первую неделю Великого поста.
Тропарь памяти святых отцов VII Вселенского Собора, глас 8
Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ши основа́вый,/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый,// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.
Кондак памяти святых отцов VII Вселенского Собора,
глас 6
И́же из Отца́ возсия́в Сын неизрече́нно,/ из Жены́ роди́ся сугу́б естество́м,/ Его́же ви́дяще, не отмета́емся зра́ка изображе́ния,/ но сие́ благоче́стно начерта́юще, почита́ем ве́рно./ И сего́ ра́ди и́стинную ве́ру Це́рковь держа́щи,// лобыза́ет ико́ну вочелове́чения Христо́ва.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2