‘Абдаллаха ибн
‘Умара
(внук ‘Умара ибн аль-
Хаттаба)
Салим был заслуживающим
доверия передатчиком,
передавшим много хадисов,
занимал достойное место
среди людей и был
благочестивым.
Ибн Са‘д
Перенесёмся в эпоху
правления ‘Умара ибн аль-
Хаттаба (да будет доволен им
Аллах). Вот в Медину — город
Посланника Аллаха (мир ему
и благословение Аллаха) —
привезли богатейшую
военную добычу, которая
досталась мусульманам после
гибели Йездигерда, последнего
персидского царя.
Среди доставшегося им
богатства были и короны
персидских правителей,
украшенные драгоценными
камнями, и их пояса, расшитые
жемчугом, и их мечи,
инкрустированные рубинами
и перламутром. Это были
сокровища невиданной
красоты.
Помимо ценностей
мусульманам досталось ещё
множество пленных персов.
Среди них были три дочери
Йездигерда. Их купил ‘Али (да
будет доволен им Аллах), после
чего предоставил каждой из
них выбрать себе мужа по
нраву из числа лучших
юношей-мусульман.
Одна из них выбрала аль-
Хусейна ибн ‘Али, внука
Посланника Аллаха (мир ему
и благословение Аллаха),
и родила ему Зейн-
аль-‘Абидина. Вторая выбрала
Мухаммада, сына Абу Бакра ас-
Сыддика, и родила ему аль-
Касима, одного из семи
величайших факихов Медины.
А третья выбрала ‘Абдаллаха,
сына халифа ‘Умара ибн аль-
Хаттаба, и родила ему Салима,
внука аль-Фарука, который был
похож на него поведением
и манерами больше, чем кто
бы то ни было.
Давайте же ознакомимся
с некоторыми эпизодами из
жизни Салима, сына ‘Абдаллаха
ибн ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да
будет доволен Аллах им, его
отцом и его дедом.
* * *
Салим родился в пресветлой
Медине, в которой жил
и скончался Посланник
Аллаха (мир ему
и благословение Аллаха)
и которая была местом его
переселения.
В атмосфере, пропитанной
благоуханием пророчества
и озарённой сиянием
Откровения, рос
и воспитывался наш герой. Его
воспитанием занимался
усердно поклонявшийся
Аллаху, равнодушный
к мирским благам и много
постившийся в знойные дни
отец, и сын перенял от него
благонравие, которое тот
в своё время перенял от
своего отца ‘Умара ибн аль-
Хаттаба.
Отец увидел в нём признаки
богобоязненности
и следования прямым путём.
В его поведении он увидел
воспетые исламом
достоинства и коранический
нрав. Он выделялся среди
своих братьев.
‘Абдаллах любил сына всем
сердцем, любил так сильно, что
его даже упрекали за это.
Но ‘Абдаллах отвечал на эти
упрёки:
Они меня упрекают за любовь
мою к Салиму,
И я упрекаю их, потому что он
для меня
Словно кожица, что между
глазом и носом…
‘Абдаллах пересказывал Салиму
хадисы Посланника
Аллаха (мир ему
и благословение Аллаха),
помогая ему обретать глубокое
понимание религии, и учил его
Книге Аллаха, после чего
отправил его в мечеть
Пророка (мир ему
и благословение Аллаха).
* * *
В мечети Посланника
Аллаха (мир ему
и благословение Аллаха) в те
времена было по-прежнему
много благородных
сподвижников.
С первого дня своего
пребывания в мечети он
обнаружил перед собой звезду,
которая излучала сияние
пророчества, и ощутил
благоуханье прекрасного
божественного послания. Куда
бы он ни посмотрел и когда бы
ни прислушался, везде и всегда
он слышал лишь благо
и благочестивые слова.
Салиму посчастливилось
перенимать знание от таких
сподвижников, как Абу Айюб
аль-Ансари, Абу Хурайра, Абу
Рафи‘, Абу Любаба, Зейд ибн
аль-Хаттаб, не говоря уже о его
собственном отце ‘Абдаллахе
ибн ‘Умаре.
Очень скоро Салим сделался
одним из самых выдающихся
мусульман и одним из
предводителей
последователей
сподвижников, а также одним
из факихов Медины, к которым
мусульмане обращались по
религиозным вопросам
и к которым шли за советом
и помощью, когда случалось
что-нибудь серьёзное
и важное — как связанное
с религией, так и связанное
с миром этим.
Наместники велели своим
судьям предоставлять этим
факихам решать подобные
вопросы. Они собирались
вместе и рассматривали
вопрос, после чего судьи
непременно выносили
решение, которое вынесли эти
факихи.
* * *
Самыми счастливыми
и благополучными и наиболее
близкими к людским сердцам
и заслужившими наибольшее
доверие халифов были те
наместники, которые
советовались с Салимом ибн
‘Абдаллахом и следовали его
советам.
А те, которые поступали
наперекор его советам, не
могли найти себе покоя
и недолго удерживались на
своих должностях.
Вспомним ‘Абд-ар-Рахмана ибн
ад-Даххака, правителя Медины
в эпоху правления Язида ибн
‘Абд-аль-Малика.
Фатыма, дочь аль-Хусейна (да
будет доволен им Аллах),
овдовела и посвятила себя
своим детям. ‘Абд-ар-Рахман
ибн ад-Даххак посватался
к ней.
Она сказала:
— Клянусь Аллахом, я не
желаю выходить замуж.
Я осталась одна с детьми
и посвятила им себя.
Он настаивал, а она
отговаривалась как могла,
стараясь не обидеть его при
этом, потому что опасалась, что
иначе он может причинить ей
зло.
Поняв, что она не желает
выходить за него, ‘Абд-ар-
Рахман сказал:
— Если ты не желаешь
выходить за меня замуж, то
я заберу твоего старшего сына
и подвергну его бичеванию по
обвинению в употреблении
вина!
Она обратилась к Салиму ибн
‘Абдаллаху, и тот посоветовал
ей написать халифу жалобу на
его наместника, упомянув при
этом о своём родстве
с Посланником Аллаха (мир ему
и благословение Аллаха)
и о своей связи с остальными
членами его семьи.
Она написала письмо халифу
и отправила гонца с этим
письмом в Дамаск.
* * *
Едва гонец выехал с письмом,
как казначей Ибн Хурмуз
получил от халифа приказ
явиться к нему для отчёта.
Ибн Хурмуз принялся обходить
обладающих правом на него.
Зашёл он и к Фатыме бинт аль-
Хусейн. Он сказал ей:
— Я отправляюсь в Дамаск.
Нужно ли тебе что-нибудь?
Она ответила:
— Да… Сообщи повелителю
верующих о том, как поступает
со мной Ибн ад-Даххак и как он
обижает меня… И скажи ещё,
что он не уважает учёных
Медины и особенно Салима
ибн ‘Абдаллаха.
Ибн Хурмуз пожалел о том, что
зашёл к ней. Он не хотел
передавать халифу её жалобу
на Ибн ад-Даххака.
* * *
Ибн Хурмуз приехал в Дамаск
в один день с гонцом Фатымы,
который вёз её письмо халифу.
Когда Ибн Хурмуз вошёл
к халифу, тот стал
расспрашивать его о событиях
в Медине. Спросил он
и о Салиме ибн ‘Абдаллахе
и о его товарищах-факихах:
— Случилось ли что-нибудь
такое, о чём мне следует знать?
Есть ли у тебя какие-нибудь
важные новости?
Ибн Хурмуз ничего не сказал
ему об истории Фатымы бинт
аль-Хусейн. Не упомянул он
и об отношении наместника
к Салиму ибн ‘Абдаллаху.
И вот, пока он отчитывался
перед халифом, вошёл
привратник и сказал:
— Да благословит Аллах
повелителя… Прибыл гонец
Фатымы бинт аль-Хусейн.
Ибн Хурмуз изменился в лице
и сказал:
— Да сделает Аллах жизнь
повелителя долгой. Поистине,
Фатыма бинт аль-Хусейн
велела мне кое-что передать
тебе.
И он рассказал ему её историю.
Выслушав Ибн Хурмуза, халиф
спустился со своего ложа
и воскликнул:
— Да лишится тебя твоя мать!
Разве я не спрашивал тебя
о Медине и произошедших
в ней событиях? У тебя была
такая новость и ты скрыл её от
меня?!
Ибн Хурмуз начал
оправдываться, сказав, что
забыл.
Затем халиф велел впустить
посланца Фатымы. Взяв у него
письмо, он сломал печать
и стал читать. При этом
казалось, что глаза его мечут
искры — так он был разгневан.
Он стал стучать по земле
жезлом, который держал
в руке, и восклицать:
— Ибн ад-Даххак дерзнул
обижать членов семьи
Посланника Аллаха (мир ему
и благословение Аллаха)! И он
не прислушался к совету
Салима ибн ‘Абдаллаха! Кто
подвергнет его такому
наказанию в Медине, что
я услышу его крики здесь
в Дамаске?
Ему сказали:
— Есть такой человек,
о повелитель верующих…
В Медину нужно отправить
‘Абд-аль-Вахида ибн Бишра ан-
Надри. Назначь его правителем.
Он сейчас в Таифе.
Халиф сказал:
— Хорошо. Клянусь Аллахом,
я это сделаю. Он —
подходящий человек.
Он велел принести бумагу
и написал своей рукой: «От
повелителя верующих Язида
ибн ‘Абд-аль-Малика ‘Абд-аль-
Вахиду ибн Бишру ан-Надри.
Мир тебе! Поистине, я назначил
тебя правителем Медины,
и когда получишь моё письмо,
поезжай в Медину и смести
с этой должности Ибн ад-
Даххака. Возложи на него
штраф в сорок тысяч динаров
и подвергни его такому
наказанию, чтобы я услышал
его голос из Медины».
* * *
Гонец взял письмо и поспешил
в Таиф. Путь его лежал через
Медину. Доехав до Медины, он
не зашёл к Ибн ад-Даххаку и не
поприветствовал его.
Наместник заподозрил
неладное.
Он послал к гонцу и пригласил
его в свой дом. Когда тот
пришёл, он спросил его
о причине его приезда. Гонец
ничего не рассказал ему. Тогда
Ибн ад-Даххак приподнял край
своего ложа и сказал:
— Погляди-ка…
Тот посмотрел и увидел целый
мешок динаров.
Он сказал:
— Здесь тысяча динаров.
И я клянусь тебе Аллахом, что
отдам тебе эти деньги, если ты
сообщишь мне о том, с каким
поручением тебя послали.
И я никому не расскажу об
этом.
Гонец рассказал ему обо всём.
Ибн ад-Даххак отдал ему
деньги и сказал ему:
— Подожди три дня, пока я не
доберусь до Дамаска, а потом
выполняй данное тебе
поручение.
* * *
Ибн ад-Даххак во весь опор
поскакал в Дамаск. Там он
зашёл к брату халифа Масляме
ибн ‘Абд-аль-Малику, а тот был
человеком великодушным,
достойным и благородным.
Представ перед ним, Ибн ад-
Даххак сказал:
— Прошу твоей защиты
и покровительства,
о предводитель!
Тот ответил:
— Радуйся и надейся на
благое… Но что стряслось?
Ибн ад-Даххак сказал:
— Повелитель верующих хочет
отомстить мне за допущенную
мной ошибку…
Масляма пошёл к Язиду
и сказал:
— Мне нужно кое-что от
повелителя верующих.
Язид ответил:
— Я выполню любую твою
просьбу, если только она не
связана с Ибн ад-Даххаком.
Масляма сказал:
— Как раз о нём я и пришёл
поговорить.
Язид сказал:
— Клянусь Аллахом, не видать
ему моего прощения!
Масляма спросил:
— Но что он такого сделал?
Язид сказал:
— Он обидел Фатыму бинт аль-
Хусейн, угрожал ей и стал
причиной её тревог и печалей.
И он не прислушался к совету
Салима ибн ‘Абдаллаха
относительно неё. И теперь все
поэты Медины порицают его
и высмеивают в своих стихах.
И все праведные жители
Медины и мединские учёные
порицают его.
Масляма сказал:
— Раз так, поступай с ним как
знаешь, о повелитель
верующих.
Язид сказал:
— Вели ему вернуться
в Медину, и пусть новый
правитель Медины исполнит
веление, которое я дал ему
относительно Ибн ад-Даххака.
И пусть это станет уроком для
остальных наместников.
* * *
Жители Медины очень
обрадовались прибытию
нового правителя. Им
пришлась по душе
решительность, с которой он
исполнил веление халифа
относительно Ибн ад-Даххака.
И они ещё больше
привязались к нему, когда
увидели, что он поступает
праведно и ничего не
предпринимает, не
посоветовавшись в аль-
Касимом ибн Мухаммадом ибн
Абу Бакром и Салимом ибн
‘Абдаллахом ибн ‘Умаром.
Да благословит Аллах халифа
мусульман Язида ибн ‘Абд-аль-
Малика!
И слава великому исламу,
который порождает
и воспитывает таких людей!
До новой встречи
с благородным
последователем
сподвижников Салимом,
сыном ‘Абдаллаха ибн ‘Умара
ибн аль-Хаттаба.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев