Умер предположительно до начала 20-х годов или в середине).
Старец архимандрит Павел (Груздев), почитал и молился блаженному Лешиньке Мологскому. Очень любил его. В храме молился панихидками, а келейно «Моли Бога о нас, блаженный Лешенька». Батюшка говорил: «Это такой ангел. Он так молился. Он так, так, молился Богу за людей, зная, что их ждет и будет, и в родном краю и по всей России, то, как Бога предадут и отступит русский народ, и как будут многие гонителями родных и близких, разорителями церквей, монастырей, мощей и святынь. А все ему «дурак», «дурак», а он это все предсказывал, предсказывал, да не слушали «Голос Божий»».
Лешинька – мологский мещанин Алексей Клюкин. Вел странный образ жизни, красил дегтем лицо, руки и т. д., летом ходил в шубе, в валенках, а зимой, наоборот, постоянного места жительства не имел, жил тут да инде. Часто ходил в монастырь, где спал в хлебной на голой печи. Дрался с козлом по кличке Костя, козёл всегда был победителем. Был у него брат Митрей по прозвищу Вшивой. С именем Лешиньки связан ряд чудесных случаев, рассказываемых мологжанами (по воспоминаниям архимандрита Павла (Груздева)).
«День трудись, а ночь молись», – любил повторять отец Павел Груздев. Мологские жители отличались благочестием и высокой культурой, судя по тому, что в городе с населением пять тысяч человек было две гимназии, четыре начальных училища, три библиотеки, два собора и четыре церкви, пять благотворительных заведений и одна из первых в России гимнастических школ – Манеж (в ней же располагался Мологский театр). В списке пожертвователей на нужды Мологского Афанасьевского монастыря числятся многие жители Молоти, среди которых интересно имя Ивана Матвеевича Клюкина: «В 1893 году мологским мещанином Иваном Матвеевичем Клюкиным пожертвовано в монастырь покосной земли 6 десятин 2350 кв. сажень, находящихся в Мологском уезде Веретейской волости при деревне Рыльбово. Дарственная запись и план имеются».
Кем приходился Иван Матвеевич Клюкин юродивому Лешиньке по фамилии Клюкин, весьма известному в Мологе 1910-х годов, у которого был к тому же брат Митрей, по прозвищу Вшивой? Можно предположить, что в семье благочестивого, крепко верующего Ивана Матвеевича и родились дети, чье наследственное благочестие перешло в юродство. Александр Иванович Груздев часто рассказывал о юродивом Лешиньке, и, видимо, со слов отца сохранилась у Павла Груздева память о нескольких случаях.
«Тятя с хозяином любили осенью ходить на охоту к Святу Озеру за утками, их допреж там было тьма тьмущая, а охотников в г. Мологе если было десять, то много, а в нашей Кулиге в 12-ти деревнях двое, Николай Кузнец да Иван Бажан. Однажды в дождливый осенний день со множеством убитой дичи наши охотники заблудились. Стемнялось, а дождь как из ведра. Куда идти? В какой стороне Молога? Никакой ориентировки. Но вдруг они увидели вдали как бы огненный столб, восходящий от земли, простирающийся в небо; и они, обрадованные, пошли на этот ориентир. Через два-три часа Александр Павлыч и Тятя уперлися в кладбищенскую ограду г. Мологи. Перебравшись через ограду, они увидали свежую могилу, на которой на коленях с горе воздетыми руками молился Лешинька, от которого исходило это дивное сияние. Александр Павлыч упал перед ним на колени со словами: «Леша, помолись за нас», на что тот ответил: «Сам молись, и никому не говори, что ты меня здесь видал».
Второй случай из жизни Лешиньки был такой. Он каждый день приходил к Иевлевым в лавочку и обращался к хозяйке со словами: «Маша, Маша, пятачок», который получая, сразу же кому-либо отдавал или же запихивал в какую-нибудь щель. Когда умер Александр Павлыч, хозяйка стала сама вести дело, и вот после похорон, как обычно, приходит в лавочку Леша, и со словами «Маша, Маша, пятачок», получает от хозяйки ответ: «Леша! Видишь, я овдовела, торговля сократилась, стало быть, и ты посбавь с меня, бери три копейки». На что Леша, не ответив ни слова, ушел из лавочки. Проходит неделя, другая, месяц, нейдет Лешинька к Ивлихе, загрустила Анна Ивановна, да что-то и дела стали плохо клеиться. И вот однажды говорит она тяте: «Санька! Обидела я Лешу, только стал бы он ходить как раньше, гривенник стала бы каждый день давать». И только это сказала, вкатывается Леша со словами «Маша, Маша, пятачок» на что Анна Ивановна с любовью даёт ему десять копеек, которые он не взял со словами: «Спасибо, мне пятака хватит», и ушел из лавочки.
Леша жил и родился в г. Мологе, фамилия его была Клюкин, вел странный образ жизни, красил дегтем лицо, руки и т. д., летом ходил в шубе, в валенках, а зимой наоборот, постоянного места жительства не имел, жил тут да инде. Часто ходил в монастырь, где спал в хлебной на голой печи. Дрался с козлом по кличке Костя, козёл всегда был победителем. Был у него брат Митрей, по прозвищу Вшивой. Похоронен Леша в Мологском Афанасьевском монастыре у летнего собора, у алтаря с правой стороны. До 1930 года на его могилке стоял белый деревянный крест и железная ограда. Таков был мологский мещанин Алексей Клюкин (Лешинька)»
Вообще жизнь многих мологжан было тесна связана с Мологской Афанасьевской обителью. Да и из ста с лишним насельниц монастыря половина были родом из Мологского уезда, в т. ч. четыре монахини и семь послушниц – из самой Мологи; остальные – из разных мест Ярославской и Тверской губерний. Семейные и земляческие отношения делали монастырь как бы родным Божьим домом: здесь мы видим трех представительниц рода Груздевых и Анну Ивановну Усанову из деревни Большой Борок, Параскеву Арсеньеву из деревни Новоселки, да и монастырская благочинная Лидия Коршунова была из Старого Верховья – это всё родная Кулига.
Из тетради «Келейные записки иеромонаха Серапиона», мы узнаем о Лешеньки следующее:
Вволю нагулявшись, насмотревшись и изрядно проголодавшись, мы уже собирались возвращаться домой, как вдруг невесть откуда перед нами возник паренек с перемазанными дегтем руками и лицом, в теплом ватнике и валенках – это в мае-то , когда все цветет, когда солнышко старух с печей на крылечки выгоняет! Упав спиной на землю, он принялся громко хохотать, дергая при этом руками и ногами. Я поспешил протянуть ему руку, чтобы поднять с земли, но он отверг ее, тут же пружинкой вскочил на ноги и шустро побежал по дороге вверх к собору.
– Кто это? – спросил я у Насти.
– Это Лешинька. Хорошо бы дать ему копеечку, он ее передаст тому, кому она очень-очень нужна. Так все говорят.
– Как же дать, когда он убежал?
– Ну, потом как-нибудь.
Мы поднялись к стенам собора, и перед нами, спрыгнув с нависшей над дорогой толстой дубовой ветви, снова возник юродивый Лешинька,
– Ангелами невидимыми носимой нужен не пес, а верный, умный друг. Услышь ее зов, когда мир погрузится в море печали, – прокричал он, обратив черное лицо к небу, после чего как-то весь сник и, ссутулившись, пошел к одной из лавочек на площади.
– Постой, что ты сказал? – окликнул я его.
Он обернулся:
– Дай копеечку.
Я достал портмоне, вытащил пять копеек и, размахнувшись, бросил Лешиньке:
– Лови!
Он ловко поймал монету, осмотрел со всех сторон:
– Это не копеечка.
– Это пять копеечек. Копеечки, извини, нет.
– На нет и суда нет, – ответил Лешинька, бросил пятак мне обратно и со смехом побежал вниз под гору.
Ошеломленный услышанным еще больше, чем видом и поведением юродивого, я потерял ощущение времени и пространства, словно предо мной разверзлись небеса, показывая боль и радость, позор и величие грядущих дней. Потом, в попытках все объяснить, к чувствам подключился ум: «Ангелами невидимыми носимая» – эпитет Тихвинской иконы Божией Матери. Предположим, Лешинька, скрытно, был вместе с нами на «Крестьянке» и видел, как я пал на колени пред Мологской святыней. Желая вытянуть из меня монетки, парень решил сыграть на религиозных чувствах и затеял все это действо. Для жителя Мологи нет ничего удивительного в знании эпитетов Тихвинской Богоматери.
На этом этапе размышлений ум брал вверх, но дальше… Про «пса» я не произносил ни слова – мне просто помыслилось. Не мог же он прочитать запечатленные в памяти образы?
– Дядя Миша, я хочу домой. Мама будет ругаться, что нас долго нет, – тянула меня за рукав Настя.
– Да, да, пойдем, – машинально согласился я с ней и послушно зашагал рядом, а в голове продолжалась гигантская работа в попытках объяснить необъяснимое: «Эврика! Он умеет читать мысли. Сейчас об этом много пишут. В этом ничего сверхъестественного нет. Он определенно был на пароходе и вот тогда-то и уловил все, чем был переполнен мой ум. Телепаты в цирках на этом деньги делают».
«Стоп, о каком вытягивании денег может идти речь? О копеечке? Но тогда почему он не принял пятак? К тому же, будучи телепатом, мог бы зарабатывать сотнями, а он юродствует…»
Окончательно запутавшись, ум наконец сдался, уступив первенство тайне Необъяснимого.
Вечером в гостиной, погруженный в свои мысли, я с трудом мог следить за ходом неспешной беседы за самоваром. Елизавета Федоровна расспрашивала Николая и Васю Цыцына об их жизни в Петербурге, о художественных школах. Они отвечали, спрашивали ее в свою очередь о чем-то. Я тянул из блюдечка чай, чашку за чашкой. Иногда, из вежливости, что-то тоже говорил, но больше молчал. Когда гости, одевшись в прихожей, уже собрались прощаться, сказал, ни к кому особо не обращаясь – так, для общего сведения, что собираюсь пойти в монастырь на утреннюю службу.
– Да что вы! – всплеснула руками Акулина Антоновна, – чтобы успеть к утренней службе, надо из дома затемно выйти, а сейчас уже двенадцатый час ночи. Отдыхать-то когда будете?
Я пожал плечами:
– Ничего страшного.
– Да и ворота с калиткой в монастырь могут быть закрытыми.
– На воротах завсегда привратница дежурит. К тому же перед началом службы в монастырь будут возвращаться насельницы, исполняющие послушания за стенами монастыря, – с ними вместе можно пройти, – поддержал меня Николай.
– Отличная идея! Я с тобой, – воскликнул Вася Цыцын и, предупреждая возможные возражения, пояснил, что еще в Петербурге думал о том, чтобы по приезде в Мологу тотчас сходить в монастырь.
– Как тебе угодно, – отозвался я.
– Я бы тоже с вами пошел, но уже договорились с сестрой поутру ехать домой, в деревню, – с сожалением сказал Николай.
Гости ушли. Настя давно спала в своей кроватке. Я пожелал Елизавете Федоровне и Акулине Антоновне спокойной ночи и ушел к себе. Не раздеваясь, лег на диван. Сон не шел. В голове проносились обрывки впечатлений прошедшего дня, то переплетаясь между собой, то вновь рассыпаясь… Тишина и свежесть утра. Шлепанье пароходных шлицев. Раскачивающиеся на ветру хоругви крестного хода. Парнишка в новеньких сапожках с балалайкой, отплясывающий вприсядку русского. Полумрак Воскресенского собора и голос чтеца «кто дал бы мне крылья, как у голубя». Настино: «А ты правда веришь в Бога или притворяешься?» Измазанное дегтем лицо Лешиньки. Звон колоколов Богоявленского собора. Скорбный лик Богородицы. И все возрастающее щемящее чувство благодарности к той таинственной благостной силе, благодаря которой я прозрел суетность мира сего и всеми глубинами души познал, что в каждой трепещущейся былинке и во мне самом существует нечто неизменное, светлое, радостное, «которое одно только и может составлять смысл всей жизни».
Где могилка блаженного Лешиньки Мологского (Ярославского)?
Похоронен Леша в Мологском Афанасьевском монастыре у летнего собора, у алтаря с правой стороны. До 1930 года на его могилке стоял белый деревянный крест и железная ограда. Таков был мологский мещанин Алексей Клюкин (Лешинька)». После революции монастырь существовал как Афанасьевская трудовая артель. 3 января 1930 года состоялась последняя служба; после литургии всех вытолкали из храма, а колокола перебили. Монастырь затоплен при строительстве Рыбинского водохранилища в 1940-х годах. Афанасьевский монастырь — православный монастырь, находившийся около города Мологи, на территории ныне затопленной Рыбинским водохранилищем. Относился к Ярославской и Ростовской епархии. С 2012 года стали совершать Божественные литургии над затопленными святынями Мологской земли. 9 июля 2016 года, в день памяти Тихвинской иконы Божией Матери, над затопленным Афанасьевским монастырём совершил литургию епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин.
Весь город Молога затоплен в Рыбинском водохранилище. Город Молога — располагался при впадении реки Мологи в Волгу. Место, где был город, находится в пяти километрах на восток от острова Святовский Мох, в трёх километрах севернее от створа Бабьи Горы — щитов на бетонных основаниях, обозначающих судоходный фарватер, идущий над старым руслом Волги.
Рыбинское водохранилище - большое водохранилище на реке Волге и её притоках Шексне и Мологе. Расположено на севере Центральной России — в основном в Ярославской области (3246 км²), частично также в Тверской и Вологодской областях.
Молитва блаженному Алексию Мологскому (келейная).
Благодарим тя, Господи, яко сподобил нас имети в заступлении сего праведного мужа, блаженного Алексия Мологского. Слава Тебе, Боже, сотворшему чудо сие. Даруй, Владыко, блаженному Алексию обитель утешения, воздай ему за терпение обид радостью славы Твоея, за терпение мраза и зноя прохладою рая, за терпение смрада веянием благоухания Духа Святаго Твоего, за любовь к нам сотвори ему, Господи, вечную память и его святыми молитвами помилуй нас грешных.
О блаженный Алексий Мологский, юродство Христа ради на земле Ярославской несл еси, людей укреплявший, во всем им помогавший и исцелявший. Исцели и нас, души и телеса наша. Милостию Божиею дарованный нам защитителю и предстателю перед Владыкою твари, не презри мя грешного, страстьми избиенного, к тебе приходящаго и помози просящим (Имена), умоли Царя Сил, Господа Иисуса Христа да простит ми грехопадения моя, да научит мя терпению и любви нелицемерной. Да дарует здравие крепкое мне и всем сродникам моим, да укрепит в вере православной, молитвами твоими святыми да сподобимся Царствия Небесного, идеже свет живых и слава торжества и там воспоем преславное имя Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, во вся дни до скончания века. Аминь.
О чем молятся и просят блаженного Алексия Мологского?
• Об исцелении от пагубных зависимостей, курения и пьянства.
• Об укреплении в вере;
• О правом суде;
• Об оправдании без вины осужденных.
• Решить жизненную сложную проблему.
• Найти работу.
• Исцеления болезней душевных и телесных.
• Умирении враждующих;
• Обретении добродетелей: терпения, смирения, кротости;
• Даровании праведной кончины;
• В трудную минуту.
• Найти утешение.
• За семью: в укреплении, примирении, вразумлении, в проблемах.
• При сильных болях рук и ног.
• В денежных затруднениях, с жильем, с работой.
Еще не канонизирован, но происходят чудеса и исцеления по его молитвам. Нескончаемым потоком всегда в народе ходили к блаженным при их жизни, а по смерти, молились им, неся свое народное житейское горе. И по молитве праведника Господь Творит Свои чудеса. Почитание о блаженном не забылось и по ныне. В Ярославской области хорошо знают силу молитв блаженного Алексия Мологского.
«Юродивые - это самые драгоценные люди церкви. Они выше мучеников. Они выше великомученика Георгия, Дмитрия, Екатерины, Варвары и тд. Юродивых запомните и чтите их. Их очень много. Это очень драгоценные святые. К ним за помощью прибегай в любое время и они тебе во всем помогут. Потому что они очень сильные, ибо к Богу близкие. Бог конкретный. И надо просить у Бога именно конкретных вещей».
Протоиерей Андрей Ткачёв
«Чем более узрит Господь смирения, тем паче поможет».
Святитель Филарет Московский (Дроздов)
Господь слышит всех, кто искренне, просто и с душой обращается к блаженному Алексию Мологскому. Просят блаженного о исцелении болезней, в избавлениях житейских скорбей и бедах и многого другого.
Блаженный Алексий Мологский, моли Бога о нас!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев