Джатдай Байрамуков – был и остается в сознании горцев национальным героем Карачая, полный Георгиевский кавалер, прославившийся в первой мировой войне – был героем и всей России. А потом, как многие истинные патриоты Отечества, был предан и убит.»
Общеизвестно, что в ноябре 1920 года была образована Горская Советская республика. В качестве автономной единицы Карачай тоже вошел в состав Горской Советской республики на равных правах со всеми другими субьектами.
Красное кабардинское руководство во главе с Б. Калмыковым надеялось на то, что сможет, использовав личные дружеские (приятельские) отношения Бетала со Сталиным, добиться расположения столицы новой Горской республики в г. Нальчике и верховодить в Горской республике как в кадровой политике, так и в распределении бюджета между субъектами.
Но надежды кабардинского руководства не оправдались, так как на это претендовало и осетинское руководство и хотело расположить столицу новой Горской Советской республики во Владикавказе.
Как говорится, пошла коса на камень.
По всей вероятности, кабардинское руководство не знало в то время, что Сталин по отцу был осетин, поэтому он не дал добро на предложение Б.Калмыкова, хотя был с ним в приятельских отношениях и пользовался его услугами в части женщин.
Кроме того, оказалось, что все субъекты, образовавшие Горскую Советскую республику, выдвинули из своей среды грамотных бойцов, которые повели себя на равных с кабардинским руководством, что не устраивало спесивое кабардинское руководство.
Поэтому кабардинцы попросили у Сталина разрешения выйти из состава ГССР в 1921 году. Получив разрешение, Кабарда в одностороннем порядке, не считаясь ни с кем, разорвала всякие отношения с Горской республикой.
Вследствие этого вероломного шага Горская республика территориально была разделена на две части, которые не могли осуществить связь между собой через территорию Кабарды, ибо Кабарда находилась посередине Горской Советской республики, и Горская Советская республика распалась по вине Кабарды.
Об этом Умар Алиев пишет так: "...Экономические и земельные противоречия осложняли курс политики, проводимой Горской республикой. Кроме того, обслуживание Горской республикой всех горских народов протекало неравномерно, близстоящим (например Северной Осетии, которую опекал негласно Сталин - У.Б.)попадала львиная доля материального и финансового снабжения, а более отдаленные обрекались на положение пасынка...
...Еще в июне 1921 года, находившийся на лечении в Нальчике Сталин, ознакомившись с положением Горской республики, своим приветственным письмом по адресу учредительного съезда Кабарды санкционировал ее выделение из ГССР.
Естественно, что вслед за выделением Кабарды стало необходимым и выделение Карачая, так как, с одной стороны, Карачай оказался, с отходом Кабарды, отрезанным черезполосицей от Горской республики, с другой стороны, потому, что Карачай всегда тяготел к Баталпашинску и Кисловодску больше, чем к Владикавказу.
За выяснением этого вопроса мы обратились к Сталину в бытность его в Нальчике в июне 1921 года, которым была послана телеграмма в Москву :"За выделением Кабарды из Горской республики стоит выделение Карачая".
Разузнавшие о предстоящем выделении Карачая "владикавказцы" не заметили принять все меры организационного порядка, чтобы предотвратить выделение Карачая. Реорганизуется ими в Карачае партийное бюро, исполком превратили в ревком. Наконец пускались некоторыми лицами из Владикавказа в ход такие приемы, которые неизбежно создавали в рядах карачаевских работников дезорганизацию и склоки. (Вот тогда-то и было начато создание осетинами и кабардинцами внутриполитической оппозиции из холопов в Карачае против команды У. Алиева - У.Б.). Но все это не предотвратило выделение Карачая из ГССР, и к концу 1921 г. это выделение оказалось неизбежным историческим фактом. Постановлением ВЦИК (декрет от 12 января 1922 г.) выделение Карачая становится оформленным юридическим фактом". (см.Алиев У.Д. "Карачай" - Ростов-на-Дону,1927 - с.204).
Когда кабардинское руководство не смогло добиться расположения столицы Горской республики в г.Нальчике и не смогло стать руководящей командой в Горской республике, оно вспомнило и извлекло из загажника старую дореволюционную идею объединения Кабарды, Черкесии и Адыгеи и создания единой "Великой Черкесии" от моря и до моря, прижав карачаевцев и малкарцев в горные каменистые и бесплодные ущелья.
Об этом плане кабардинского руководства стало известно не только руководству карачаевцев, но и представителям русскоязычного населения Черкесии, Кисловодска, Пятигорска, черкесов, абазин и ногайцев. Такой план не устраивал представителей этих народов.
К этому времени кабардинское руководство при содействии Сталина разными хитроумными и коварными уловками добилось того, что к Кабардинской автономной области был присоединен Малкарский национальный округ, и область стала называться Кабардино-Малкарской.
Кабарда этим актом расширила свою территорию на юг и получила возможность пасти свой скот летом в малкарских горных летних пастбищах бесплатно и выйти в Закавказье.
У. Алиев, который в то время был председателем Оргбюро РКП(б) и Карокрревкома, провел огромную разъяснительную работу среди руководителей ногайцев, черкесов, абазин и русскоязычного населения Черкесии и предложил план объединения народов Карачая и Черкесии и добился взаимопонимания и согласия.
Сумел объяснить выгоду от такого объединения, чем с Кабардой. Все были согласны образовать новую автономную единицу, которая бы помешала осуществить Калмыкову его план создания единой "Великой Черкесии".
Б. Калмыков отлично понимал, к каким последствиям приведет осуществление У. Алиевым своего плана создания КЧАО, поэтому тоже вел агитацию и пропаганду против образования Карачаево-Черкесской автономной области среди черкесов и абазин в Карачае и Черкесии.
Но сторонники У. Алиева одержали верх, и в декабре 1921 года делегация народов Карачая, Черкессии и Баталпашинского района приехала в Москву и передала Ленину просьбу трудящихся образовать Карачаево-Черкесскую автономную область. Делегацию возглавлял У. Алиев. Из оппозиционеров не было никого в составе делегации.
Инициатива была успешной. План У. Алиева был юридически претворен в жизнь. Об этом проф. К.Т.Лайпанов пишет так: «Во второй половине 1921 года Алиев, выражая желание народов Карачая и Черкесии, поставил вопрос перед вышестоящими организациями о образовании обьединенной Карачаево-Черкесской автономной области. Эта же идея была горячо поддержана всеми заинтересованными народами. 8 ноября 1921 года на заседании Карачаевского юргбюро РКП (б), на котором присутствовали все коммунисты округа, а также заместитель наркома по делам национальностей Ш.И.Ибрагимов, представители Совнарокома и ЦИК Горской АССР, по докладу У.Дж.Алиева приняли решение - ходатайствовать перед высшими органами власти о создании Карачаево-Черкесской автономной области. Такие же решения принимались на съездах народов Карачая и Черкесии. Избранная на них карачаево-черкесская делегация в составе Умара Алиева (председатель), Даута Гутякулова, Якова Чайкина, Асланбека Калмыкова, Айтека Батчаева, Шахима Алиева и Магомет-Гирея Мансурова в декабре 1921 года передала В.И. Ленину просьбу трудящихся Карачая и Черкесии об образовании объединенной автономной области.
Просьба была удовлетворена, 17 декабря Коллегия Наркомнаца приняла решение о выделении Карачая и Черкесии в автономную область. На заседании Коллегии с обоснованием просьбы народов Карачая и Черкесии выступил Умар Алиев. Он присутствовал на втором заседании Коллегии Наркомнаца по этому вопросу 9 января 1922 года. Административная комиссия ВЦИК одобрила решение Наркоманаца. 12 января 1922 года за подписью М.И. Калинина был издан декрет об образовании Карачаево-Черкесской автономной области. 23 января 1922 года Юго-Восточное бюро ЦК РКП(б) на своем заседании утвердило состав ревкома Карачаево-Черкесской автономной области из 9 человек под председательством Умара Алиева. (см."Умар Алиев", Черкесск, 1986, с.144)
Но У. Алиеву не суждено было работать председателем ревкома Карачаево-Черкесской автономной области. Создал КЧАО У. Алиев со своей вышеперечисленной командой, а руководителем этой области стал К. Курджиев со своей командой. Почему?
Тут начинается кровавая страница 20-х годов ХХ столетия, ради освещения которой мы начали экскурс в историю 20 годов ХХ столетия.
Как видно из вышеприведенной цитаты из К.Т.Лайпанова, У.Алиев был занят вопросом государственного устройства Карачая и Черкесии и успешно претворил в жизнь вопрос создания Карачаево-Черкесской автономной области. Вместо У. Алиева во время его отсутствия Карачаевским округом руководили его прямые заместители Алий-Гериевич Хасанов и Магомет Якубович Айбазов.
А границы Карачая охраняла от кабардинских налетчиков добровольческая дружина полного Геогиевского кавалера Джатдая Каитбиевича Байрамукова (имел четыре креста), который к тому времени работал начальником Хурзукской сельской красной милиции и был правой военнойц рукой у У. Алиева.
В слух о том, что У. Алиев добился КЧАО и возвращается с документами в руках быстро долетел до Кабарды и Карачая. В Карачае этому событию обрадовались, а в Кабарде озлобились, потому что окончательно рушался план образования «Великой Черкесии». Дело было не только в том, что Алиев и его команда помешали осуществлению плана создания «Великой Черкесии».
Кабарда имела еще и земельные притязания к Карачаю, которые продолжаются по сей день. Чтобы не быть голословным, сошлемся еще раз на статью самого господина Акбашева, где он изволит писать так: "Черкесы никогда не захватывали чужих территорий, более того, поступались своими вплоть до последнего времени"...
Считаем нужным в связи с этим привести цитату из очерка Сеита Лайпанова "Джатдай":"...Эм алгъа округну джерлерин, чеклерин айырыб ,белгилеб чыгъаргъа керек эдиле. Алий улу Умар бла аны негерлерине ол артыкъ ауур иш болуб тюшгенди. Байрамукъ улу Джатдай бла аны сауутлу негерлери да округну аллай бир кезюуюнде керек болуб къалгъандыла.
Совет власть орналыб, миллет тыбырланы белгилеу ишле этилиб башланнганларында, кабартычы тамадаланы бирбирлери, патчах администратарла джазыб кетген тизимлени тамалгъа тутуб, Схауат (Хасауут), Кичибалыкъ езенлени, Ауар Сырты къышлыкъланы, джайлыкъланы ары (Къабартыгъа) къалдырыр мурат этгендиле. Ол огъай ол джерледен къарачай къошланы, къарачай малчыланы, къыстаргъа кюрешгенле да болгъандыла. "Сез сезню айтдырыр" дегенлей, ол заманлада болгъан табсыз ишлени къуджур рецидивлерине 1980 джылда да джолукъдукъ: къабартылы алим У. Улигов 1979 джылда басмаланнган бир китабында, Къабарты 1918 дж. Асыры чомартлыкъ, халаллыкъ этиб, Къарачайгъа 32 минг десятина джерни бергенди, деб огъуна джазгъанды. Сез емюрю къарачайлыла тутхан ол джерледен барады"... (см. газета "Лениыни байрагъы", 10.01.1991).
Не надеясь на себя в точности перевода, мы привели здесь цитату в оригинале. Суть цитаты заключается в нижеследующем: "... Некий ученый кабардинец У.Улигов в своей книге, выпущенной в 1979 г., пишет, что Кабарда, мол, проявила слишком большее мягкосердечие и слишком много земель отдала Карачаю в 1918 г". Можно подумать, что Кабарда всю жизнь занималась благотворительностью по отношению к Карачаю.
На наш взгляд, Кабарда сидит на тех землях алан и хазарского племени кавары (кабары), которых адыгские племена захватили у предков карачаевцев и малкарцев в ХVI веке нашего столетия.
Околонаучным "историкам" вроде вышеупомянутого У.Улигова и бывшим партократам вроде Б. Акбашева рекомендуем внимательно прочитать хотя бы две книги: "Очерки истории Карачаево-Черкесии" стр.128-129, и "Исторические сведения о кабардинском народе" В.Н.Кудашева.
На стр. 165 данной книги, т. е. книги В. Н. Кудашева господа Акбашев, Улигов и прочие могут прочитать следующее историческое сообщение: "М.К.Абаев, указывая на неудачу в этом деле (т.е. в земельном вопросе - У.Б.). Кодзокова, приписывает ему коварную роль по отношению к горцам (т.е. карачаевцам и малкарцам - У.Б.). Кодзоков, в качестве председателя поземельной комиссии, старался отодвинуть границы территорий горских обществ подальше в горы.
Он натравил кабардинцев на горцев, и они начали пограничные споры. Благодаря этому, размежевание пограничной линии затянулось на 20 лет до 1884 года. Горцам, в конце концов, пришлось прекратить споры и отказаться от части земель, которым они владели искони. Кодзокову же, по словам М.К.Абаева, горцы обязаны и тем, что не состоялось предполагаемое переселение некоторых аулов из ущелья, где скот мог бы иметь осенние и весенние пастбища, на низовья. Таким образом, горской территории не прибавилось, а убавилось.
Количество пастбищ у горцев также уменьшилось, особенно с учреждением общественного лесничества и с запрещением бесплатной пастьбы под лесами». Вот вам пример, господа Улигов и пр., как «Кабарда проявила большое мягкосердечие и слишком много земель отдала Карачаю.
"В первых числах ноября 1889 г. в Нальчик съехались 148 уполномоченных от селений Большой и Малой Кабарды и горских обществ для выработки оснований пользования запасными землями. Несколько дней спорили они. Правила были утверждены князем Дондуковым-Корсаковым в январе 1890 года.
...3. В видах облегчения жителей, преимущественно бедного класса, от тяжести подворного обложения на определенные государственные и земские надобности, а также для удовлетворения некоторых народных потребностей, с каждой десятины, отводимой в пользование фамилий и обществ, пастбищной земли, устанавливается ежегодный сбор в размере десяти (10) коп., который, вместе с поступающим ежегодно доходом с запасных лесных участков, обращается в общественный капитал кабардинского народа". (см. Кудашев В.Н. Указ. соч. с. 133,151).
Об этих землях, арендуемых кабардинцами за 10 копеек, проф. К.Т. Лайпанов пишет так: "Конфликт, точнее, земельный спор, возник еще до революции, в 1917 году из-за Прималкинских пастбищ, которые арендовались кабардинскими князьями у царской казны по 10 копеек за десятину,
а сдавались в аренду карачаевцам по 10 рублей за ту же десятину". (см. «Умар Алиев», Черкесск, 1986, с.94).
Чтобы читателю было ясно, поясним, что за земли казенные арендовали кабардинские князья и так баснословно выгодно сдавали их в аренду карачаевцам.
Дело в том, что по предложению крещенного Кодзохова Локмана (Дмитрия), земли, принадлежавшие до этого карачаевцам, были изъяты у карачаевцев и переданы в царскую казну.
Эти же земли хитроумный Кодзоков предложил кабардинским князьям арендовать у царской казны по 10 копеек за десятину, а сдавать карачаевцам свои же бывшие исконные земли по 10 рублей за эту же десятину.
После того, как революция свергла самодержавие, кабардинское руководство в лице Б.Калмыкова решило присвоить эти земли себе, т.е. присоединить к Кабарде, но карачаевское руководство в лице У. Алиева на документальной основе доказывало, что эти земли до того, как были переданы царской казне при содействии Кодзокова, были карачаевскими, поэтому теперь, после падения царизма, нет ни царя, ни князей, поэтому эти земли должны быть возвращены исконным их хозяевам - карачаевцам.
Вот что пишет по поводу этих земель У.Алиев:" Карачаевцы, издавна являвшиеся арендаторами кабардинских горных пастбищ в течении десятков лет, мечтали о закреплении этих земель за ними, как природными скотоводами и прежними хозяевами этих земель.
Но руководящим кабардинским товарищам не улыбалась такая урезка национальных границ Кабарды, установленных когда-то еще кабардинскими феодалами при помощи царских сатрапов (вроде Кодзокова Д-У.Б.).
Чтобы выдворить карачаевцев из ранее ими занятых "насиженных" мест на арендных началах,
Кабардой в первых числах января 1922 года была предпринята экспедиция для "очистки национальной территории" от карачаевцев, в составе до 600 человек кавалерии. Поход этот совершился внезапно, ночью. Территория была очищена, и в качестве трофеев угнано кабардинцами до 10000 голов карачаевского скота.
Вопрос о земельных отношениях до окончательного разрешения его в центре, был пока удовлетворен военным командованием Терской области и Дагестана - Н.Куйбышевым, установившим временные границы между Карачаем и Кабардой.
К тому же происходящее обострение межнациональных отношений вызвало немедленное вмешательство в это дело краевых органов власти, и в частности СКВО (личный приезд ком. СКВО, тогда Ворошилова, и других в Пятигорске, в результате этого урегулирования земельных споров между Карачаевской и Кабардинской областями и ликвидации вооруженного выступления обеих сторон - как временная мера, была проведена нейтральная зона по границе Эльбруса, Бийчесына, реке Березовке, от истоков на севере - до национальной границы; а на восточной границе - по Бийчесыну по месту слияния рек Мушта и Хасаут; по восточному притоку реки Кичи-Малки (что восточнее Кисловодска на 10 верст)". (см.Алиев У.Д. "Карачай", Ростов-на-Дону, 1927, с.206).
"У. Алиев в конце мая 1920 года побывал в Большом Карачае, на Бичесыне, в Хасаууте, Кармове, созывая сходы карачаевцев и кабардинцев, разъясняя им политику партии и Советской власти по земельному вопросу и другим вопросам, и подготовил почву для урегулирования земельного спора. Этот спор был разрешен на созванном в Кисловодске общегорском съезде кабардинцев и карачаевцев, состоявшемся 9 июня 1920 г. под председательством У. Алиева. Съезд определил границы между Кабардой и Карачаем. (см. К. Лайпанов, "Октябрь Карачаево-Черкесии". Черкесск. 1971, с.152).
Но кабардинское руководство не было довольным установлением таких границ, поэтому с благословения Б.Калмыкова кабардинские боевики ночью по-воровски срывали столбы пограничные, перекраивали межи, выгоняли карачаевцев с насиженных мест, угоняли карачаевский скот. Каждый раз добровольческий отряд Батыр Джатдая восстанавливал межевые знаки, возвращал скот и карачаевцев на свои места.
Из-за участившихся таких ночных вылазок кабардинцев У.Алиев обратился в ВЦИК с просьбой прислать из Москвы земельную комиссию, чтобы земельная комиссия окончательно установила границы и нанесла на российскую землеустроительную карту.
По просьбе У. Алиева из Москвы прибыла земельная комиссия во главе с Н.Куйбышевым, которая окончательно установила государственные границы между Карачаем и Кабардой.
Во время этих земельных споров и конфликтов с Кабардой (1917-1922 гг.) Батыр Джатдай со своей добровольческой дружиной защищал границы, летние пастбища и зимовья Карачая от кабардинских и абазинских налетчиков, чем снискал себе всенародную любовь и славу.
В то время У. Алиев, опираясь на документы, составленные царским подполковником Аглинцевым, уроженцем г. Кисловодска, в октябре 1920 г. подготовил надлежащую документацию и на законном основании поставил перед высшими органами власти вопрос с требованием, что эти земли должны быть возвращены Карачаю, что Кабарда к ним не имеет никакого отношения.
В.И.Ленин удовлетворил просьбу У. Алиева и прислал Комиссию во главе с Н.Куйбышевым, которая опросила старожилов обеих строн, обьездила пограничные межи и окончательно определила и документально закрепила границы. Ниже приводим этот документ:
"Приказ Комкора и Военкома 2-го Кавказского корпуса от 22-го августа 1921 г. г.Кисловодск.
За последний период участились случаи недоразумений на почве землепользования между карачаевцами и кабардинцами, выливающихся неоднократно в вооруженные столкновения из-за земли, угоны скота, что обостряет отношения двух братских народов и грозит разгореться в междоусобную войну.
Дабы прекратить названные нарушения... с согласия ревкомов Кабарды и Карачая, границей между Карачаем и Кабардой назначаю:
Топографической отметки высоты 18.409 на горе Эльбрус. 10.928 гора Кызыл-Кая, 10.175 гора Кюзол-Кал, 7.075, 7.588 все пункты для Карачая включительно: далее речка Мушт, до впадения ее в речку Хасаут, топографической отметки, высота 5.965 гора Шитджэатмас, 5.735 гора Уллу-Кол, 4.529 гора Яхина, 5.061 гора Верх-Джинал, все пункты для Карачая включительно. (см.У.Алиев, "Карачай", Ростов-на-Дону, 1927, с.205).
Поскольку образование новой Карачаево-Черкесской автономной области закрепило навечно эти границы и сводило на нет план создания единой "Великой Черкесии" от моря и до моря, поэтому образование новой Карачаево-Черкесской автономной области не устраивало Калмыкова и его команду.
Но факт свершился – была образована Карачаево-Черкесская автономная область, равноправная и равносильная во всех отношениях с Кабардино-Балкарской автономной областью. Поэтому по прямому указанию Б.Калмыкова кабардинский милицейский полк (600 ч.) был снаряжен и приведен в боевой порядок. Кабардинское руководство приняло коварное и подлое решение без обьявления войны, тайно ночью напасть на карачаевские зимовья в горах и угнать наличный скот и тем самым организовать к весне 1922 года голод в Карачае, и поставить Карачай и команду У. Алиева на колени. Кабардинское руководство ждало сигнала от своих лазутчиков, внедренных в Карачае.
Лазутчики должны были сообщить на условном языке, что Джатдай со своей дружиной спустился в аул Хурзук с гор.
В январе 1922 года добровольческая дружина Батыр Джатдая, которая охраняла границы и скот Карачая на зимовьях от кабардинских и абазинских налетчиков, спустилась с гор в аул Хурзук сменить белье, побыть в своих семьях. Джатдай и его фронтовые товарищи простодушно полагали, что в такие трескучие январские морозы, при таком глубоком снегу никто не подумает напасть на карачаевские кошары. Кроме того, они тоже получили радостную весть о том, что У.Алиев возвращается из Москвы с документом об образовании Карачаево-Черкесской автономной области.
Как только Батыр Джатдай спустился с гор в аул Хурзук, соглядатаи Калмыкова из числа местной оппозиций сразу же доложили об этом в Кабарду. Получив долгожданную весть, Калмыков отдал приказ милицейскому полку Кабарды, давно готовому к выступлению, выступить ночью и выполнить намеченное боевое задание, т.е. расправиться с пастухами на зимовьях и угнать весь карачаевский скот.
Кабардинский милицейский полк в количестве 600 человек под командованием начальника облмилиции Кабарды Ткаченко и его помошника Назира Катханова внезапно напал на ничего неподозревавшие мирные карачаевские зимовья - кошары в горах... Не банда отдельных налетчиков-головорезов, а областной милицейский полк Кабарды в количестве 600 человек, вооруженный до зубов и оснащенный специально областным руководством, поджег зимовья, убив более десяти пастухов и изнасиловав женщин, угнал более десяти тысяч (10000) голов крупного рогатого скота. (см.Акбаев М. За счастье народа, Черкесск, 1976, с.144).
Этим вероломным, коварным и подлым нападением и угоном скота кабардинское руководство показало, во-первых, свое подлое разбойничье нутро, во-вторых, что оно сознательно и преднамеренно обрекло карачаевский народ на голод. Это был террористический акт не отдельной неуправляемой банды, а спланированный областным руководством и осуществленный разбой в государственном масштабе.
Трагическая весть о вероломном и разбойном нападении кабардинского областного милицейского полка под командованием военных государственных должностных лиц на карачаевские мирные зимовья облетела все аулы Карачая.
Разнесся къуугъун, поставивщий всех боеспособных мужчин под ружье…
Калмыков и его команда ликовали… и предвкушали пожинать плоды своей подлой и грязной работы к весне 1922 г. – голод в Карачае.
Но карачаевцев, был народный Батыр, Батыр Джатдай, потомок Будияна, талантливый боевой командир со своими фронтовыми товарищами, прошедшими боевую выучку на фронтах первой мировой войны. Это были не пастухи на зимовьях, которые пали в неравной схватке с целым милицейским полком.
Последовало возмездие...
Если до этого случая карачаевцы защищались от кабардинского засилья в пределах своих ущелий, расправлялись внутри ущелий Карачая с заезжими насильниками,
то теперь многовековой народный гнев на подлых утеснителей толкнул добровольческий отряд Батыр Джатдая на отчаянно-героический шаг:
первый раз за несколько сот лет народные ополченцы Карачая под командой Батыр Джатдая вышли за пределы границ Карачая.
Заместители У. Алиева А.Г.Хасанов и М.Я.Айбазов, которые руководили округом во время отсутствия У. Алиева, обратились к народу с воззванием: «К оружию»!
Одновременно с этим А.Г.Хасанов и красный военком Карачаевского округа Соснин направили срочную телеграмму в Ростов-на-Дону на имя Буденного и Ворошилова с просьбой прислать миротворческие военные силы, чтобы защитить Карачай от кабардинского засилия, вернуть угнанный кабардинским областным милицейским полком карачаевский десятитысячный крупный рогатый скот, чтобы предотвратить надвигающийся неминуемый голод в Карачае к весне 1922 г.
Пока телеграмма дошла до Ростова-на-Дону, пока там разбирались что к чему, пока решался вопрос кого и сколько войск послать на Кавказ, пока эти войсковые части комплектовались и вышли на дорогу, пока они шли, в г. Кисловодск, тогдашнюю столицу Карачая, со всех аулов Карачая съехались добровольцы с целью идти на Кабарду, чтобы вернуть угнанный по-воровски кабардинским милицейским полком карачаевский скот.
В г. Кисловодск из Хурзука приехал и Батыр Джатдай со своими фронтовыми боевыми товарищами. На сходе в г.Кисловодске народные массы, добровольцы и руководство Карачая единогласно выбрали Батыр Джатдая командиром добровольческого отряда как опытного боевого командира. Ждали недели две помощи из Ростова-на-Дону.
Не дождавшись помощи со стороны Буденного и Ворошилова (в зимних условиях тогдашнего времени и в силу отдаленности Карачая от Ростова-на-Дону войска двигались очень медленно), ополченский отряд под командованием Батыр Джатдая пересек границу Кабарды, чтобы вернуть с оружием в руках угнанный кабардинским областным милицейским полком карачаевский скот. Добровольческий ополченский отряд во главе с Батыр Джатдаем шел на смерть и знал, на что идет.
В сабельном бою добровольческий ополченский отряд во главе с Батыром Джатдаем разбил наголову милицейский полк Кабарды, ограбивший недавно мирные карачаевские зимовья.
Кабардинский полк бежал в панике Б. Калмыков позорно бежал на восток, переодевшись в женское платье.
Этот свой позор он не мог простить Джатдаю и дал поручение команде Курджиева уничтожить Джатдая, что и сделали бывшие оппозиционеры, как только пришли к власти.
Добровольческий отряд Джатдая занял три села Кабарды, взял в плен 82 милиционера, нашел место, где кабардинские налетчики содержали карачаевский скот вместе со своим скотом (кабардинцы уже считали его своим) и вернул его в удвоенном количестве. Им, т.е. ополченцам Батыр Джатдая, некогда было разбираться, где карачаевский скот, где кабардинский скот, так как кабардинское руководство содержало карачаевский скот не отдельно, а вместе с кабардинским скотом в одних и тех же загонах.
За этот подвиг, за то, что Джатдай со своим добровольческим ополчением разгромил в сабельном бою разбойнический спесивый кабардинский милицейский полк, вернул карачаевский скот из кабардинского плена, предотвратил тем самым надвигающийся голод на Карачай, карачаевский народ, благодарный своему отважному и талантливому воину, назвал его Батыр Джатдаем!...
«Джатдай – национальный герой карачаевского народа. Джатдай Байрамуков – был и остается в сознании горцев национальным героем Карачая, полный Георгиевский кавалер, прославившийся в первой мировой войне – был героем и всей России. А потом, как многие истинные патриоты Отечества, был предан и убит.»
У.З. Байрамуков
"Джатдай Байрамуков, несомненно, является одной из самых ярких и значимых личностей в истории карачаевского народа. Среди студентов во время лекции был заметен острый интерес к личности Джатдая. Конечно, нельзя сказать, что многие студенты знают о нем достаточно, но большинство из них, по крайней мере, слышали о нем", - рассказал корреспонденту РИА Карачаево-Черкесия Ш. Батчаев.
Джатдай Каитбиевич Байрамуков родился в ауле Хурзук в 1894 году. Добровольцем ушел на фронты 1-й мировой войны. Служил в 3-й сотне Кавказской Туземной Конной дивизии.
С 30 сентября 1916 года старший урядник. После установления Советской власти служил на различных командных и начальствующих должностях в милиции Карачаевского национального округа (являлся начальником Хурзукской милиции). По поручению Умара Алиева во главе отряда осуществлял охрану восточных границ округа в целях предотвращения угона скота, грабежей и т.п.
По инициативе Умара Алиева был лично принят В.И.Лениным (У.Алиев охарактеризовал Байрамукова Джатдая Каитбиевича как "национального героя Карачая").
В работах, посвященных темам той же эпохи, сообщается, что о влиянии Дж. Байрамукова в горном крае знали и в Москве - вплоть до "мирового вождя пролетариата". Утверждается, что У. Алиев искал выход на Джатдая по поручению Ленина, Орджоникидзе и Левандовского. Алиев приехал в Кисловодск, где встречался с другом Байрамукова - Кёккёзом Узденовым и попросил свести с Джатдаем. Прошла беседа, может и не одна, результатом чего стала "советизация" нашего героя.
По утверждению У.З.Байрамукова, именно Умар Алиев по заданию Ленина привлек Джатдая на сторону красных, повез в Москву к Ленину, устроил встречу с ним, добился выдачи документа о неприкосновенности его личности, где рукою Ленина было написано: "За прошлое простить, отныне считать большевиком". Таким образом, участие в сентябрьском восстании 1920 г. было "забыто".
По другим данным, привлечением отряда Джатдая и его самого на службу Советской власти непосредственно занимался шеф окружного отдела ВЧК (советской госбезопасности) Е. Рябов. Он вспомнил, что вместе с матросом Рыжиковым в 1921 году приехал в Хурзук для встречи с Байрамуковым. На следующий день после беседы Джатдай привел свой отряд в Учкулан, где прошел миротворческий митинг.
В феврале 1922 Д. Байрамуков был убит своими политическими противниками в местности "Уллу Тюз" (Тебен баула) в долине реки Уллу Кам.
Более 70 лет после смерти Д. Байрамукова о нем упоминали лишь в негативном ключе, и лишь в 1994 году его имя было реабилитировано в судебном порядке.
Д. Байрамукову установлен памятник в городе Карачаевск, его имя носит школа № 1 Карачаевска и улица в Хурзуке.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 14
К сожалению подавляющее большинство наших земляков, хоть и слышали о Джатдае Байрамукове, не знают весь массштаб и роль его личности в истории нашего народа.
Буду очень признателен если поделитесь любой информацией об этом, и о других славных сынах Карачая.
Очень жаль, что он стал жертвой заговора подлецов.
Статья умалчивает о том, что именно Джатдай спас Черемухина предоставив ему свою лошадь со словами о том, что только его лошадь сможет увезти его и только его лошадь не будет настигнута Джонгурчхой.
Конечно было бы очень прекрасно проинформировать народ и о последнем разговоре У. Алиева с Гюрджиевым. После этого разговора и отъезда У. Алиева, Гюрджиевым был послан гонец на жеребце со словами - Можешь загнать жеребца, но только верни У. Алиева. К сожалению к моменту прибытия гонца У. Алиев уже уехал на поезде в Москву.
Несогласованность действий и какие то личные разногласия очень трагично сказались на судьбе обоих по настоящему патриотичных людей Къарачая и впоследствии привели ко многим трагедиям. Видимо такова была воля ВСЕВЫШНЕГО. Жаль очень жаль и Джатдая, и этих двух известных революционеров и политиков. Возможно, если бы Алиев с Гюрдживым помири...ЕщёДа, Джатдай Байрамуков действительно был Великой личностью и Великим Воином.
Очень жаль, что он стал жертвой заговора подлецов.
Статья умалчивает о том, что именно Джатдай спас Черемухина предоставив ему свою лошадь со словами о том, что только его лошадь сможет увезти его и только его лошадь не будет настигнута Джонгурчхой.
Конечно было бы очень прекрасно проинформировать народ и о последнем разговоре У. Алиева с Гюрджиевым. После этого разговора и отъезда У. Алиева, Гюрджиевым был послан гонец на жеребце со словами - Можешь загнать жеребца, но только верни У. Алиева. К сожалению к моменту прибытия гонца У. Алиев уже уехал на поезде в Москву.
Несогласованность действий и какие то личные разногласия очень трагично сказались на судьбе обоих по настоящему патриотичных людей Къарачая и впоследствии привели ко многим трагедиям. Видимо такова была воля ВСЕВЫШНЕГО. Жаль очень жаль и Джатдая, и этих двух известных революционеров и политиков. Возможно, если бы Алиев с Гюрдживым помирились бы, то история народа пошла бы по несколько иному пути. Впрочем история не имеет сослагательного наклонения.