Русская инквизиция ни в чём не уступала западной, хотя официально в России не было инквизиции, но русская церковь (до 1943 года она официально называлась Русская ортодоксальная церковь греческого обряда) превзошла католическую, интересуясь при этом не только религиозными, но и политическими делами и преследуя «вредно мыслящих».
При этом она всегда требовала для еретиков и инакомыслящих смертной казни, причём во время следствия применялись пытки, которые были страшнее любой казни.
Так, например оскорбление духовенства во время богослужения каралось “Торговой казнью”: “А будет кто во время святыя литургии и в иное церковное пение, вшед в церковь божию, учнёт говорить непристойные речи патриарху, или митрополиту, или архиепикопу, или архимандриту, или игумену, или любому священническому чину… и сыщется про то пряма, к тому безчинщику учинить торговую казнь”
(Соборное Уложение Царя Алексея Михайловича 1649 года)
ТОРГОВАЯ КАЗНЬ
«Торговая казнь» применялась в русском государстве с 1497 года (Судебник Ивана III) и по 1845 год и заключалось в том, что приговорённого пороли публично при большом стечении народа. Делали это на людном месте, обычно на торгу – главной торговой площади города.
В Соборном Уложении 1649 года «торговая казнь» упоминалась в 140 статьях (оскорбление митрополита, зазорное поведение в церкви, матерную брань и т.д.).
Количество ударов определял судья (от 10 до 400), «торговую казнь» ещё называли «скрытой смертной казнью», умереть можно было и одного удара, если промахнуться и ударить выше поясницы по почкам.
Есть описания Адама Олеария, посетившего Москву в XVII веке, где после описания самой казни, он делает вывод, что: «Торговая казнь, это было садистское чисто русское узаконенное убийство, только без прямого указания на слово “смертиная”». (Адам Олеарий – “Описание путешествия в Московию, в Персию и обратно” Спб.1906 г)
Смертной казнью карался переход православных в “бусурманскую” веру, закон требовал и обращённого и того, кто этому способствовал “жечь огнём без всякого милосердия”.
После церковной реформы 1653-56 годов началось гонение на старообрядцев и «книжная гарь», когда жгли древние книги и рукописи, а зачастую и людей.
Указом 1685 г. при царевне Софье было предписано, по тюремном заточении "жечь в срубе за хулу на церковь и за возвращение в раскол после покаяния, казнить смертью за крещение православных и ссылать тайных раскольников-укрывателей".
НАКАЗАНИЯ В XVIII ВЕКЕ
Казнь применялась ко всем лицам от семи лет от роду, правда людей забивали шпицтрутенами.
При Петре I, когда действовала специальная "духовная инквизиция", посылавшая целые воинские команды на облавы сектантов, скрывавшихся в своих скитах по лесам и болотам; у пойманных вырывали ноздри. Затем их или жгли, или посылали в монастырские тюрьмы, или отправляли на каторгу.
В 1738 году был сожжен "флотокапитан лейтенант Возницын за отпадение от христианской веры и жид Ворох, за превращение оного капитана в жидовский закон".
Впоследствии огненную казнь заменили монастырские тюрьмы
От телесных наказаний Екатериной II были освобождены дворяне, почётные граждане и купцы первой и второй гильдий
XIX ВЕК - НАКАЗАНИЯ ЗА БОГОХУЛЬСТВО И ПОРИЦАНИЕ ВЕРЫ.
В 1845 году в России появился первый уголовный кодекс «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», он был утверждён императором Николаем I 15 августа 1845 года, введён в действие с 1846 года. Уложение состояло из 12 разделов и включало в себя 2224 статьи.
Примечательно, что государственные преступления следовали после преступлений против веры.
Так статья 182 гласила: «Кто дерзнет публично в церкви с умыслом возложить хулу на славимого в единосущной троице бога, или на пречистую владычицу нашу Богородицу и присно-деву Марию, или на честный крест господа бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на бесплотные силы небесные, или на святых угодников божиих и их изображения, тот подвергается: лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу в рудниках на время от двенадцати до пятнадцати лет».
Если хула на церковь была произнесена не в церкви, а в публичном месте, то виновного лишали всех прав состояния и отправляли на каторжные работы от 6 до 8 лет, да ещё секли плетьми через палачей с наложением клейм.
Телесные наказания регулировала 21 статья, так, например, для осужденных на срок до 15 лет предусматривалась: «Степень 3. Работы в рудниках на время от двенадцати до пятнадцати лет; наказание плетьми от семидесяти до восьмидесяти ударов».
Почти к каждой статье Уложения была добавлена 21 статья – наложение клейм и удары плетьми. Остаётся только догадываться, как изувеченный плетьми человек, мог работать на каторге.
ЖИЗНЬ ХУЖЕ СМЕРТИ – МОНАСТЫРСКИЕ ТЮРЬМЫ
Ссылка в Соловецкий монастырь практиковалась с половины XVII века Тюрьмы монастыря были переполнены заключенными до XX века и не всегда могли вместить всех узников.
Cо второй половины XVIII века, роль основной монастырской тюрьмы начинает играть Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале Владимирской губернии, где существовала рекомендация по пытке под названием “Обряд како обвиняемый пытается”, в которой со слащавым садизмом описывались методы пыток.
Местами пострижения и пыточной ссылки-казни, кроме указанных монастырей, были: Николаевский Карельский (Архангельская губерния), Сийский на Сев. Двине, Спасо-Прилуцкий (близ Вологды), Новгород-Северский, Кирилло-Белозерский, Валаам, Спасо-Преображенский (в Ст. Руссе), Юрьевский (близ Новогорода), Псковский, Свияжский ( Казанской губ.), Далматовский Успенский ( Пермская губерния), Троицкий-Селенгинский (близ Байкала), Вознесенский (Иркутск), Успенский Нерчинский.
Рядовой Потанин угодил в тюрьму "за заблуждение в понятии св. Писания". Многие ссылались "за Объявление нелепостей", "за нелепые предсказания", "за крещение двуперстно, за рассказы из нелепостей от религиозного изуверства".
Крестьянин Вятской г. Семен Шубин "за богохульные слова на св. дары и церковь" просидел в монастырской тюрьме 63 года, учитель Воскресенский "за дерзкие и богохульные слова был заключен на всю жизнь".
Монастырским заключением каралось и оскорбление святыни, когда оно выражалось не только в словах, но и в действиях. В этих случаях "виновные" наказывались заточением в тюрьме даже тогда, когда все обстоятельства дела доказывали их невменяемость. Так, "неслужащий дворянин Мандрыка", живши в своем имении в селе Чепчугах Казанской губ., за оскорбление святыни был подвергнут одиночному заключению в Соловках, хотя был явно ненормален.
Уже в начале XX века, когда, казалось бы, времена инквизиции миновали, в Соловецкой тюрьме сидели ссыльные монахи
Кроме мужских монастырей-тюрем были использованы и женские Христо-тюрьмы. Такими были: Покровский и Ризоположенский ( Суздаль), Далматовский, Введенский (Пермская губерния), Кашинский (Тверская губерния), Енисейский Рождественский, Иркутский Знаменский и другие.
Условия заточения в них были те же, что в Соловках и Спасо-Ефимиевом монастыре.
.
В основном из монастырских тюрем только "выносили", хоронили тайно, без плиты или какой-либо отметки или надписи, причем могила обыкновенно засыпалась землей и закладывалась дерном так, чтобы не было никаких признаков погребения.
ЗЕМЛЯНЫЕ ТЮРЬМЫ
Подземные тюрьмы представляли собой вырытые в земле 2-х метровые ямы. Их края обкладывались кирпичом крыша состояла из досок, на которые была насыпана земля. Здесь было небольшое отверстие, закрываемое дверью, запиравшейся на замок. Сюда опускали узника: через это отверстие подавали ему пищу. Пол устилался соломой, на которой узник и спал, и испражнялся.
При этом он, зачастую, был скован по рукам и ногам. В таких тюрьмах в изобилии водились крысы, которые нападали на узников. Давать последним что-нибудь для защиты — строго запрещалось.
ЗА ЧТО СИДЕЛИ
- Так, крестьянин Сергеев "за крещение себя старообрядчески двуперстно и за рассказы нелепостей", — сидел 25 лет;
- крестьянин Е. Афанасьев "за неисполнение религиозной эпитимии", — сидел 29 лет;
- крестьянин С. Шубин за старообрядчество — 43 года сидел в тюрьме. В момент составления списка (1885 г.) ему было 88 лет.
О нем пишет архимандрит: "срок заключения не назначен, от старости большею частью лежит в постели, двигаться едва может, малограмотен и книг не читает, одержим древней грыжей без врачевания ее, по неимению здесь ни медиков, ни лекарств. Понятия от невежества тупого, рассудком здоров: по укоренению в ереси и за старостью должен оставаться в теперешнем своем положении".
- крестьянин Дмитриев просидел в тюрьме 37 лет "от роду 81 год; заключен навсегда, неграмотен и в церковь не ходит, понятий скрытных, рассудком здоров, безнадежен к раскаянию, ведет себя смирно, по его ереси должен оставаться в заключении". ("Русская старина" 1887 г., № 12).
Как вы понимаете никакой статистики умерших, запытанных и убитых в монастырских тюрьмах не было. То, что мы сейчас имеем, это случайные записки людей, обрывки переписки чиновников.
Таким образом сотни лет русская церковь чинила произвол, расправляясь с рабами по-своему усмотрению, а в XX веке, отмылась от крови и приписала «кровавый террор» большевикам.
Литература
Сергиевский Н. Д. Наказание в русском праве XVII века. — СПб., 1887.
Свидетельства подьячего Посольского приказа середины XVII века Г.К.Котошихина «О России в царствования Алексея» Михайловича. — М., 2000.
Монастыри Библиотека Соловецкого монастыря в 16 в. В кн. Археограграфический ежегодник 1970 г.М.1971.
Билинец, С. Тьма и её слуги.К.1960.
Вереш С.В. «Соловки.”История СССР”» М.1967.
Иванов.А.И. «Соловецкая монастырская тюрьма». Соловки.1927.)
⬜⬜⬜⬜⬜⬜⬜⬜
Фото:
1. Торговая казнь Фото из открытого доступа
2. Виды наказаний по Судебнику. Фото из открытого доступа
3. Уложение о наказаниях. Фото из открытого доступа
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 92
Без мракобесья, по уму,
Чтобы народы ра́вно в нём
Имели доступ ко всему:
Дом без границ, единый мир
Дыханьем Божьим освещён
В нём Вечность - Главный Командир.
В её резоны посвящён,
Мир перестанет быть чужим -
Мы породнимся навсегда.
И каждый станет в нём своим.
Разлейся всем Любовь-Вода!"
Учёные, имейте совесть!
Хорош народам дурку лить!
Вы о Начале сшейте повесть,
По ней в учебнях чтоб учить:
В садах и школах утвердить
Признанье Первого Творца;
От всех религий свободить
Программу детского дворца.
Религий много - Бог Один.
Нам фанатизм заклятый враг.
Свести все прувы, что Дарви́н
Ошибся, англицкий мудрак.
Ведь нам нужён не фанатизм,
И не религий возрожденье.
Научный правильный теизм -
Вот Путь к Свободы восхожденью.
И время есть ещё пока.
Пока трудя́тся небосводы,
Пока поэтова строка
Безбожью раздаёт в бока
И кру́жат свя́ты хороводы…
Но у надежды зыбок глас
И сто времён уж на исходе.
Покончим с лихолетьем в раз!
О Перво...ЕщёДавайте строить Божий Дом
Без мракобесья, по уму,
Чтобы народы ра́вно в нём
Имели доступ ко всему:
Дом без границ, единый мир
Дыханьем Божьим освещён
В нём Вечность - Главный Командир.
В её резоны посвящён,
Мир перестанет быть чужим -
Мы породнимся навсегда.
И каждый станет в нём своим.
Разлейся всем Любовь-Вода!"
Учёные, имейте совесть!
Хорош народам дурку лить!
Вы о Начале сшейте повесть,
По ней в учебнях чтоб учить:
В садах и школах утвердить
Признанье Первого Творца;
От всех религий свободить
Программу детского дворца.
Религий много - Бог Один.
Нам фанатизм заклятый враг.
Свести все прувы, что Дарви́н
Ошибся, англицкий мудрак.
Ведь нам нужён не фанатизм,
И не религий возрожденье.
Научный правильный теизм -
Вот Путь к Свободы восхожденью.
И время есть ещё пока.
Пока трудя́тся небосводы,
Пока поэтова строка
Безбожью раздаёт в бока
И кру́жат свя́ты хороводы…
Но у надежды зыбок глас
И сто времён уж на исходе.
Покончим с лихолетьем в раз!
О Первом воспоём в народе!