Школа в послевоенные годы
Продолжаем публиковать статьи, посвящённые 100-летию Боровской школы им. Сакена Сейфуллина.
Много изменений произошло в далеком 1938 году! Боровская школа из неполной средней стала десятилеткой, переехала из маленького старого помещения в более просторное, хоть и одноэтажное. Теперь здание школы размещалось близ нынешнего, построенного в в 60-е годы, позднее в нем размещалась КазМедТехника.
Из воспоминаний учеников тех лет Сергея Половнева, Татьяны Черняевой, Галины Тишкиной, Евгения Кукушкина:«При входе в школу, слева, находилась печка, а за ней был буфет. Дальше было фойе, где стояли большие бочки с цветами, а также висел канат и спортивные кольца. Фойе школы также было и спортивным залом. Справа от входа располагалась железная дверь, до сих пор интересно, что было за ней. А потом был кабинет директора школы - Крючкова В.И. Отапливалась школа печками, каждая печка на 2 класса, и рано утром, еще до прихода учеников, приходила истопник Анна Иосифовна, мама Зоси Баркановой, и протапливала все печи. В школе всегда было по-домашнему тепло. Старшеклассники на трудах сами пилили и кололи дрова, складывали в поленницу. За школой был хозяйственный двор, где стоял американский трактор, который мы изучали на уроках и на переменах. А также за школой был домик-мастерская по дереву - любимое место мальчишек».
Директором школы с 1951 года работал Крючков Виктор Иванович – человек строгий, справедливый, отзывчивый. Его очень уважали ученики и их родители и весь коллектив школы.
Из воспоминаний выпускницы Боровской средней школы 1958 года Тишкиной (Гусевой) Галины Семеновны:
«Вот и минуло столетие со дня создания нашей Боровской средней школы. Нелегкое время выпало на ее долю: в год открытия еще не закончилась гражданская война, а далее - становление нового государства, затем Великая Отечественная война, послевоенные годы, перестройка. Но школа, а вместе с ней и работники, и ученики достойно пронесли свое Знамя с хорошими результатами.
Вот и хочется вспомнить о годах, проведенных вместе со всеми целое десятилетие, и поделиться своими воспоминаниями.
Училась я с 1948 года по 1958 год. Нелегкое время. Но помогало и то, что школа была для нас вторым домом. Хоть и располагалась она в одноэтажном небольшом здании, но насколько нам было тепло и уютно, благодаря коллективу учителей во главе с директором школы Крючковым Виктором Ивановичем!
Моя сестренка пошла в школу годом раньше меня. У нее преподавала Туманова Ираида Михайловна. Когда на следующий год я пришла в 1-й класс, Ираида Михайловна взяла меня в свой класс, хотя я года на полтора-два была моложе её учеников.
И мы с сестренкой Людмилой учились у нее - она в 1-ю смену, а я во-вторую, потому что у нас на двоих была одна «полевая» сумка, одни валенки и одна куртка, сшитая из отцовской шинели. Хорошо, что школа была от нас через дорогу и мы успевали переодеться.
И дальше нас учили преподаватели, которых невозможно забыть и которым хочется подражать всю жизнь. Это математик Поляева Валентина Григорьевна, преподаватель русского языка и литературы Зубовская Надежда Васильевна, Кениг Яков Иванович – преподавал в 5 классе немецкий язык, который я до сих пор помню, и далее – географию. Он был очень строгим преподавателем, но очень добрым человеком, мы, даже когда он болел, учили немецкий язык! Вспоминаю завуча, учителя химии Ефремова Игнатия Семеновича с его приговоркой, которую он произносил, начиная урок: «Нуте-ка, попишем по солям и по кислотам». Ученики не могли не улыбаться, а его прозывали меж собой «Нуте-ка».Или всегда подтянутую, доброжелательную, всеми уважаемую Астафурову Александру Яковлевну, учителя русского языка и литературы. И многих, многих.И все учителя, которые участвовали в нашем воспитании и становлении нас как будущих граждан нашей страны, вкладывали в нас частичку своего сердца, своей любви и частичку своей жизни. Всех трудно перечислить, но я им всем благодарна за их неоценимый труд.
Но не только об учителях хочется сказать, но и о многих сотрудниках школы. Например, уборщицей долгие годы у нас работала Татьяна Бегаль (отчества не помню). Она постоянно была за работой, всегда приветливая, заботливая.
Потом пришли в школу новые учителя, влилась свежая струйка. Это Кошкина Елизавета Михайловна, Гридин Михаил Никитич и Дзлиев Тимофей Михайлович, которого назначили нам классным руководителем в старших классах. И снова яркие воспоминания! Михаил Никитич преподавал физическую культуру, а Тимофей Михайлович – математику. Все свое свободное время они посвящали школе.
У нас были спортивные секции, например, лыжная. Причем заводские лыжи были далеко не у всех. Мне, например, отец сам сделал из сосновых дощечек. Они были тяжелые, но желание кататься, посещать секцию было огромным! Когда после школы я поступила в техникум и участвовала в лыжных соревнованиях, мне выдали настоящие лыжи. Они казались мне очень легкими, и я в первых же соревнованиях заняла 3-е призовое место!
А еще многие ученики занимались легкой атлетикой, ходили в походы. С Тимофеем Михайловичем, нашим замечательным классным руководителем и учителем, мы даже поднимались на самую вершину Синюхи, так раньше называли Кокшетау.
Были организованы дополнительные занятия по химии, физике, технические кружки, где мы учились делать простые приемники, даже клепали ведра. Я в школе научилась водить машину.
Отдельно хочется сказать о культурном развитии в школе.
Наше фойе в школе было для нас всем. На переменах мы там устраивали массовые игры, даже иногда – танцы. Был ученик Злачевский В. – он играл на баяне, часто даже между уроками. На уроках физкультуры фойе превращалось в спортзал. А когда отмечались праздники - становилось актовым залом. Была и сцена. Какие ставили концерты! Работал драмкружок. Среди учеников были отличные певцы - это Скворцова Аня, Кужелева Надя, Виктор Овчинников.
Был и свой струнный оркестр. Руководил им ученик 7-го класса (уже не помню его имя) китайской национальности. Сам он играл на скрипке. Были гитары, балалайки, контрабас, мандолины. Я играла на гитаре.
Нас даже приглашали в Боровской дом культуры, клуб санатория Боровое. И мы там выступали.
Затем после концертов были танцы, где играл наш незаменимый музыкант Кужелев Александр Васильевич, который работал в школе учителем пения.
Хочется еще поделиться одним случаем, который также характеризует отношение учителей к своим ученикам и учеников друг к другу.
Как я уже отмечала, мы жили через дорогу от школы, на берегу озера Боровое.
Зимы раньше были суровыми, и наш дом всегда заносило снегом.
Но один год был очень холодным - морозы, бураны чуть ли не каждый день. И вот утром, когда отец открыл ворота внутрь, там была сплошная стена из снега. Всякие попытки пробить хотя бы отверстие на улицу не удавались. Тогда отец разобрал стену в туалете, который выходил из сарая с другой стороны, и там было пространство между стеной и сугробом. Выбравшись наверх, отец увидел, что наш дом занесло полностью. Был один сплошной сугроб, который перекрыл даже проезжую дорогу. И вдруг он заметил такую картину: учителя с учениками идут к нам на помощь. В руках у всех лопаты. Это ли не тронет сердце!
И я выражаю благодарность всем учителям, всем работникам школ, не исключая никого, за их неоценимый вклад в воспитание подрастающего поколения. Добрые воспоминания о тех, кто учил и воспитывал детей в далекие 50-е в маленькой уютной школе поселка Боровое, согревают нас всю жизнь.
Немного из биографии наших учителей:
Крючков Виктор Иванович. Родился в 1913 году в селе Ивановка, Целиноградской области. Закончил Щучинское педучилище и Петропавловский учительский институт. Получил профессию учителя истории. Работал учителем истории и завучем в Катарколе, Дмитриевке, в городе Щучинске был замрайОНО. Избирался депутатом госсовета. В должности директора БСШ - 22 года. Имеет награды: значок «Отличник просвещения Каз. ССР», медаль «За доблестный труд», «За трудовую доблесть».
Поляева Валентина Григорьевна, учитель математики. Родилась 7.11.1922 года в селе Катарколь. Начала трудовую деятельность учителем начальных классов в с. Черноярка, с. Дорофеевка. С 1946 года работала в Боровской средней школе, сначала учителем начальных классов, затем математики. Из воспоминаний ветерана педагогического труда Е.М. Кошкиной:
Валентина Григорьевна была учителем математики Боровской средней школы. Много лет возглавляла профсоюзную работу в школе, избиралась парторгам, была местным депутатом. Всегда удивляла её сдержанность, терпение, трудолюбие. Она воспитала 4 дочерей, учила детей средних классов математике, в свободное время занималась шитьем. Любила петь русские, украинские песни. Часто шутила. Всегда была в весёлом, жизнерадостном настроении. Когда коллектив отдыхал, играла на гитаре. Валентина Григорьевна была очень честным человеком, бескомпромиссным, требовательным к другим. А в первую очередь, к себе.
Валентина Григорьевна вырастила в пример себе дочерей: по стопам мамы они трудолюбивы, требовательны как к себе, так и к людям, Альбина и Тамара стали, как и мама, педагогами. Тамара - учитель русского языка, Альбина - учитель биологии, Валентина -медицинская сестра, Галина технолог на маслозаводе г. Петропавловска. Дочери унаследовали от матери организаторские способности. Валентина Григорьевна осталась в моей памяти скромной, отзывчивой к людям. Награждена нагрудным знаком «Отличник просвещения КазССР».
Кошкина Елизавета Михайловна, учитель географии, директор музея боевой и трудовой славы. Родилась в 1929 году. Закончила Харьковский пединститут. После окончания вуза работала в Боровской СШ учителем географии, свои знания в области литературы, истории, искусства отдавала учащимся на уроках и во внеурочной работе. Воспитывала у учащихся бережное отношение к родной природе через проведение экскурсий и походов по Синегорью. Была бессменным руководителем политклуба «Красная гвоздика» для комсомольцев.
До ухода на пенсию и находясь на заслуженном отдыхе, являлась директором музея. Ею собран богатый исторический материал для создания школьного музея Боевой славы.
Елизавета Михайловна является дочерью известного конструктора танка «Т-34» Кошкина Михаила Ильича.
У нее яркая трудовая биография, всего одна запись в трудовой книжке: «Учитель географии Боровской средней школы».
Гридин Михаил Никитич, завуч школы, учитель географии. Родился в 1929 году. Закончил Казахский Государственный институт физической культуры в г. Алма-Ате, Петропавловский Государственный педагогический институт, естественно-географический факультет.
1943-1944 г.г. работал на заводе АЗТМ - токарем. 1949-1985 г.г. - Боровская средняя школа, преподавателем физвоспитания и географии, завучем школы. Секретарь учительской комсомольской организации, партийной организации, пропагандист.
Имеет награды: орден «Трудового Красного Знамени»; медали: «За освоение Целинных земель», «50 лет Победы в великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Ветеран труда.
Его ученики-спортсмены: Ткаченко Евгения – чемпиона мира по парашютному спорту, г. Москва; Мухин Виктор – мастер спорта по боксу; Чалов Анатолий – мастер спорта по велоспорту, г. Омск.
История Боровской школы очень интересная и школа имеет много достойных выпускников. Уважаемые выпускники Боровской школы, для истории нашей школы важны любые воспоминания и фотографии. Ждем Вас!
Э. ШЛЕЙНИНГЕР, директор СШ им. С. Сейфуллина
Голуб Э.А.,Организационный комитет п. Бурабай,
(Продолжение следует)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7
Жду продолжения,ведь пока мы живы,есть наша история,а это важно!