Ко Дню рождения поэта. Римма Казакова советская поэтесса 27.01.1932 - 19.05.2008
Постарею, побелею,как земля зимой.Я тобой переболею,ненаглядный мой.Я тобой перетоскую,-переворошу,по тебе перетолкую,что в себе ношу.До небес и бездн достану,время торопя.И совсем твоею стану —только без тебя.Мой товарищ стародавний,суд мой и судьба,я тобой перестрадаю,чтоб найти себя.Я узнаю цену раю,ад вкусив в раю.Я тобой переиграюмолодость свою.Переходы, перегрузки,долгий путь домой…Вспоминай меня без грусти,ненаглядный мой.Казакова Римма Федоровна родилась в Севастополе 27 января 1932 года. Изначально девушку звали Рэмо, что означает «Революция, Электрификация, Мировой Октябрь». Но в двадцатилетнем возрасте она решила взять более благозвучное имя Римма. Отец будущей поэтессы, Федор Лазаревич, был военнослужащим, а мать, Софья Александровна Шульман, трудилась на должности секретаря-машинистки.
Свои детские годы Римма Казакова провела, преимущественно, на территории Беларуси, в том числе непростое военное время, а затем ее семейство переехало в Ленинград. Там девушка поступила в Ленинградский государственный университет (на исторический факультет), и по завершении учебы получила распределение на Дальний Восток.
Именно тогда Казакова, которую мама с детства называла «Римусей», решила поменять имя. Как впоследствии признавалась поэтесса, ее родители были немного «сдвинутыми» коммунистами, и потому посчитали аббревиатуру Рэмо вполне подходящим именем для дочери. Но ехать с таким именем в российскую глубинку, чтобы преподавать там историю, девушка однозначно не хотела. Тогда она и отправилась в ЗАГС.
Там выпускнице пединститута заявили, что у нее хорошее революционное имя, и менять его негоже. Но Казакова не сдавалась. В заявлении она написала, что Рэмо – это аббревиатура сродни ВЦСПС, ЦПКО и тому подобному, а не человеческое имя. В результате сотрудники ЗАГСа все же сдались под напором молодой преподавательницы и позволили ей стать Риммой.
Начало творческого пути
Отправившись работать по распределению, Римма Федоровна трудилась в Хабаровском окружном Доме офицеров на должности лектора-консультанта, а затем получила пост редактора в Дальневосточной студии кинохроники. Период, когда поэтесса жила на Дальнем Востоке, особенно примечателен тем, что именно здесь в 1958 году был опубликован первый сборник ее стихов, получивший название «Встретимся на Востоке».
Хабаровский край стал настоящим вдохновением для молодой Риммы Казаковой, несмотря на весьма суровый ритм жизни в тайге. Из-за своей работы девушка должна была часто отправляться в различные поездки и общаться с людьми, живущими на Дальнем Востоке с самого детства. Эти люди также помогли юной поэтессе вызвать в воображении необходимые образы, подобрать слова, создать метафоры и аллегории, благодаря которым родились ее бессмертные стихотворения.
Хотя Римма Федоровна хорошо относилась к своей профессии и любила историю, все же постепенно она понимала, что главным делом своей жизни хочет сделать именно поэзию. В 1959 году, через год после издания ее первого стихотворного сборника, Казакова стала членом Союза писателей СССР.
Успех и всесоюзное признание
Желая усовершенствовать свой стиль, поэтесса поступила на высшие литературные курсы, работавшие при Союзе писателей СССР, и в 1964 году успешно их окончила. С тех пор поэтесса опубликовала большое количество стихов, издала многочисленные сборники, перевела немало произведений с языков стран дальнего и ближнего зарубежья, а также написала ряд стихотворений к известным на всю страну песням.
В 1976 году талантливую и популярную поэтессу назначили секретарем правления советского Союза писателей, и вскоре после этого, в 1977 году, Римма Казакова вступила в ряды КПСС. На должности секретаря правления Союза писателей поэтесса проработала до 1981 года. А в 1999 году ее избрали первым секретарем аналогичной российской организации – Союза писателей Москвы.
Развитие лирики Риммы Казаковой
После того, как Римма Федоровна начала вести активную деятельность в Союзе писателей СССР и публиковать свои многочисленные произведения, она обосновалась в Москве. Но, как признавалась сама поэтесса, застать ее в столице всегда было труднее всего. Дороги, их дух, красоты разных уголков родной страны и всего мира, возможность пообщаться с новыми людьми всегда много значили для Казаковой и стали основой, движущей силой ее творчества.
#поэзияипоклонники
Комментарии 16
наверное, можно любить больше.
А я люблю -- как живу -- неровно :
то слишком мало, то слишком огромно,
чуть слышным шёпотом -- или громко,
навечно, крепко -- или ломко.
Люблю беззаветно, упорно, верно, --
и незаметно, и откровенно.
Люблю беспомощно -- и уверенно.
Так, как загадано.
Так, как повелено.
Люблю -- как воюю и как играю !
Люблю -- как будто, вот-вот потеряю...
День ото дня -- и круче, и гуще,
всем настоящими всем грядущим...
Наверное, можно и проще, и глаже...
Но я -- вот так...
Прлюби меня, так же...
Римма Казакова.
Я житейским бесчисленным радуюсь хлопотам.
Их так много, они — как дождинки весенние…
Пережитые беды становятся опытом.
Он не учит, а он создаёт настроение.
Поглядят и подумают: горя не знавшая!
Словно птичка на ветке, заметят, завидуя.
А в душе я ещё столько боли донашиваю,
и ещё доглотать не успела обиды я.
Но с бездушием рыбьим, со злобой крысиною
да и с собственной глупостью всё же покончено.
Пережитые беды становятся силою,
и шагаю — как будто танцую — по кочкам я.
Наполняется мир неотведанной радостью.
Лампы в окнах домов — словно свечи во храмах.
Пережитые беды становятся храбростью —
жить, как будто и не было бед этих самых.
© Римма Казакова
В какой-то миг неуловимый,
неумолимый на года,
я поняла, что нелюбимой
уже не буду никогда.
Что были плети, были сети
не красных дат календаря,
но доброта не зря на свете
и сострадание не зря.
И жизнь — не выставка, не сцена,
не бесполезность щедрых трат,
и если что и впрямь бесценно —
сердца, которые болят.
© Римма Казакова
и окроплён пыльцой зари,
как дом, что из стекла построен
с металлом синим изнутри.
Велик был, неправдоподобно,
всем славен и ничем не плох !
Всё проживалось в нём подробно :
и каждый шаг, и каждый вздох.
Блестели облака, как блюдца,
ласкало солнце и в тени,
и я жила -- как слёзы льются,
когда от радости они.
Красноречивая, немая,
земля была моя, моя !
И, ничего не понимая,
" За что ?" -- всё спрашивала я.
За что такое настроенье,
за что минуты так легли --
в невероятность наслоенья
надежд, отваги и любви ?
За что мне взгляд, что так коричнев
и зелен, как лесной ручей,
за что мне никаких количеств,
а только качества речей ?
Всей неуверенностью женской
я вопрошала свет и тень :
каким трудом, какою жертвой
я заслужила этот день ?
Спасибо всем минутам боли,
преодалённым вдалеке,
за это чудо голубое,
за это солнце на щеке,
за то, что горечью вчерашней
распорядилась, как хочу,
и что, потом, ещё бесстрашней
за каждый праздник заплачу.
Римма Казакова.
трачу там, где трата – как растрата,
что-то говорю или дарю
и иду, когда зовут, куда-то...
Заглушаю гулкий звон в крови.
Причащаюсь к свету, снегу, веку...
Защищаюсь от большой любви
к очень небольшому человеку.
что была в запустенье веками.
Небеса очень туго,
очень трудно ко мне привыкали.
Меня ливнями било,
меня солнцем насквозь прожигало.
Время тяжестью всей,
словно войско, по мне прошагало.
Но за то, что я в небо
тянулась упрямо и верно,
полюбили меня
и дожди и бродячие ветры.
Полюбили меня —
так, что бедное стало богатым,—
и пустили меня
по равнинам своим непокатым.
Я иду и не гнусь —
надо мной мое прежнее небо!
Я пою и смеюсь,
где другие беспомощно немы.
Я иду и не гнусь —
подо мной мои прежние травы…
Ничего не боюсь.
Мне на это подарено право.
Я своя у березок,
у стогов и насмешливых речек.
Все обиды мои
подорожники пыльные лечат.
Мне не надо просить
ни ночлега, ни хлеба, ни света,—
я своя у своих
перелесков, затонов и веток.
А случится беда —
я шагну, назову свое имя…
Я своя у своих.
Меня каждое дерево примет. Римма Казакова
Как ты — так я. Твое тебе верну.
Вздохну, шагну, живой из пекла выйду.
Я слабая — я руку протяну.
Я сильная — я дам себя в обиду.
И прочь уйду. Но не с пустой душой,
не в затаенной горестной гордыне, —
уйду другою. Не твоей. Чужой.
И присно. И вовеки. И — отныне.
© Римма Казакова
А это ли просто?
...Мне всегда не хватало
баскетбольного роста.
Не хватало косы.
Не хватало красы.
Не хватало
на кофточки и на часы.
Не хватало товарища,
чтоб провожал,
чтоб в подъезде
за варежку
подержал.
Долго замуж не брали -
не хватило загадочности.
Брать не брали,
а врали
о морали,
порядочности.
Мне о радости
радио
звонко болтало,
лопотало...
А мне всё равно
не хватало.
Не хватало мне марта,
потеплевшего тало,
доброты и доверия
Мне не хватало.
Не хватало,
как влаги земле обожженной,
не хватало мне
истины обнаженной.
О , бездарный разлад
между делом и словом!
Ты, разлад, как разврат:
с кем повелся - тот сломан.
Рубишь грубо, под корень.
Сколько душ ты повыбил!
Становлюсь я спокойной -
я сделала выбор.
Стал рассветом рассвет,
а закат стал закатом...
Наши душ ничто
не расщепет , как атом.
Римма Казакова, 1962