14 самых важных сериалов десятилетия — от «Твин Пикса» до «Игры престолов»❤
Твин Пикс
По сути, оригинальный «Твин Пикс» еще 30 лет назад показал, что и формат, и традиции сериала задают великолепные рамки для авторской работы. «Атланта» последовала примеру, лишь изредка за эти рамки заступая, «Возвращение» же их просто-напросто разрушило. В «Возвращении» нет четкой эпизодной структуры, практически отсутствует цельная история, но тем не менее это все равно не 18-часовой авангардный фильм, а именно что сериал. Да, сериал, первые четыре эпизода которого презентовали в Каннах и чей восьмой эпизод наверняка войдет в программу киношкол, но именно такими сериалы и стали в XXI веке.
Это 18 цельных зарисовок о мире вокруг, которые вместе сходятся во что-то — и необязательно всем соглашаться, во что именно. Но как оригинальный «Твин Пикс» оставил за собой не столько истории о гибели Лоры Палмер, сколько отпечаток рубежа 1980-х и 1990-х, так и «Возвращение» всю дорогу рефлексирует над временем сегодняшним. В частности, над его приверженностью к ностальгии, в том числе и по самому старому «Твин Пиксу», но вместо фан-сервиса и радости узнавания тут безжалостная констатация факта о том, что прошлое нельзя ни вернуть, ни исправить.
Объяснение настоящего через переосмысление прошлого: Сериал «Чернобыль»
Вышедший на HBO в 2019 году «Чернобыль», на первый взгляд, на работы Мерфи нисколько не похож: совсем другой тон, другая драматургия — более киношная (да и написан он киносценаристом), но принцип тот же. Первый эпизод начинается с вопроса: «Какова цена лжи?» — и сериал на него отвечает. В ответе легко углядеть только критику советской власти, но она на самом деле о любом маленьком вранье больших политиков, которое снежным комом обрастает все большими наслоениями лжи и неизбежно приводит к катастрофе. И конечно, в уме сценариста Крейга Мазина маячил Дональд Трамп как пример такого политика, но в то же время Мазин не настаивал на эксклюзивности роли главного лгуна современности — каждый может предложить на нее свой вариант и будет прав
Исследования прошлого в поисках настоящего: «Удивительная миссис Мейзел»
По сути, этот пункт должен быть в десятилетии прошлом, потому что все эти сериалы — прямые наследники «Безумцев». Но так как сами «Безумцы» кончились только в десятых годах, то и наследие их подоспело с опозданием и толком развернулось только в уходящем десятилетии.
«Удивительная Мисс Мейзел» комедия про никогда не существовавшую в реальности стендаперку регулярно пресекает черту аутентичности, перенося зрителя в волшебную страну, куда более приятную, чем США 1960-х годов. Тем не менее в своей главной теме она остается честна — теме того, каково было в то время быть женщиной, позарившейся на мужскую работу. «Мейзел» часто ругают и за легковесность, и за недостаточную верность сегодняшней повестке, но это как недостатки сериала, так и его преимущества. В конце концов, это всегда было одной из главных особенностей сериального формата — что разговор о серьезных вещах в нем совсем не должен быть сам по себе тяжелым.
Прощание с антигероем: «Конь Бо-Джек» и «Лучше звоните Солу»
Нынешний золотой век сериалов начался с «Клана Сопрано» и до сих пор им и живет. Те же «Безумцы» или «Во все тяжкие» — такие же истории человека, из морально серой зоны сознательно переходящего в черную. Антигероев золотого века легко можно насчитать несколько десятков: Тони Сопрано, Декстер Морган, Уолтер Уайт, Дон Дрейпер, Хэнк Муди, Рэй Донован, Рейлан Гивенс, Джекс Теллер, Фрэнсис Андервуд, Мариус Йосипович — если вы знаете хотя бы тройку имен из этого списка, вы знаете их всех.
К концу уходящего десятилетия стало окончательно понятно, что 2020-м годам больше антигероев уже не нужно и пора бы с ними завязывать. А первым громко эту идею высказал анимационный сериал «Конь Бо-Джек».
Сериал «Конь Бо-Джек»
Главный герой «Коня Бо-Джека» — собственно конь по имени Бо-Джек — больше всего напоминает что-то среднее между Доном Дрейпером из «Безумцев» и Хэнком Муди из «Калифорникации». Он невероятно очарователен, талантлив, его любят женщины, а еще он рушит жизни всех, кто с ним связался. Как и у любого классического антигероя, у Бо-Джека депрессия и трудное детство, но если стандартный сериал про антигероя объясняет персонажа этими качествами, то «Конь Бо-Джек» задает вопрос: а можно ли это считать оправданием?
«Конь Бо-Джек» — это постоянная карусель эмоций; следом за каждым флешбэком, объясняющим, как герой стал таким, каким он стал, следует новая мерзость, которую он совершает в настоящем. И это в общем не сильно отличает его от всех прототипов из других сериалов, но «Конь Бо-Джек» добавляет еще одну перспективу, уделяя остальным героям не меньше внимания, чем главному. И чем больше мы видим, как он портит их жизни, тем меньше желание Бо-Джеку сопереживать. В январе 2020 года выйдут последние серии последнего сезона сериала, уже сейчас понятно, что к герою они будут совершенно безжалостны — и в то же время совсем уже нет сил за него переживать. Наоборот, хочется, чтобы вместе с Бо-Джеком в прошлом остались и все остальные токсичные антигерои, предлагающие нам войти в их положение.
Сериал «Лучше звоните Солу»
С иной стороны к тенденции развенчания антигероя подходит «Лучше звоните Солу», приквел сериала «Во все тяжкие». Сам по себе Джимми МакГил (которому суждено сменить имя и стать Солом Гудманом) — не самый очевидный антигерой и, в отличие от многих других, действительно заслуживает сочувствия (по крайней мере, по состоянию на уже вышедшие к 2020 году сезоны). И в то же время он не заслуживает быть героем, и на этом парадоксе в первую очередь строится весь сериал. МакГил — это Розенкранц вселенной «Во все тяжкие», а Майк Эрмантраут — еще один герой, чья предыстория рассказана в сериале, — Гильденстерн. Они не антигерои, они скорее не-герои, но чем сильнее убеждаешься в этом, тем сильнее сомневаешься и в том, что любой другой убийца или наркоторговец из этой вселенной заслуживает звания героя — анти или нет.
Новая старая научная фантастика: «Черное зеркало»
«Черное зеркало» отличается от ранней фантастики тем, что рассказывает о существующих (или потенциально существующих) технологиях, оно не пытается поразить нас чем-то, что человечество когда-нибудь будет способно создать (то есть никаких роботов в космосе). В то же время сериал возвращает тот самый вопрос: как это изменит нас как общество?
В первых сезонах подход Брукера был скорее паническим, он то ли сам утонул в технолуддизме, то ли слишком давил на страх самих зрителей перед будущим. Но уже к середине третьего сезона «Черному зеркалу» надоедает паниковать и оно все больше становится про принятие того, что будущее Брэдбери, Азимова и Дика уже случилось и нам стоит получше задуматься о том, что это для нас значит.
Сериал как протест: «Рассказ служанки»
«Рассказ служанки» это не прямой призыв к борьбе, а демонстрация того, что будет, если все хорошие люди не будут ничего делать, пока зло торжествует. Рассказ о мире, в котором безраздельно правят правые экстремисты и все достижения либерализма разрушены в пух и прах.
Любопытный взгляд на потомков русских аристократов : Сериал «Романовы
Сериал в антологическом формате, который удобен тем, что эпизоды можно смотреть в любом порядке. «Романовых» придумал, спродюсировал и срежиссировал Мэтью Вайнер, известный по работе над сериалами «Клан Сопрано», «Безумцы» и фильмом «Ты здесь». Каждый эпизод рассказывает историю человека, который или вероятный потомок, или дальний родственник известной царской семьи (или хотя бы косвенно связан с этой фамилией). Мы знакомимся с весьма фашистского склада пожилой аристократкой, проживающей в одиночестве в огромной парижской квартире; с актрисой, которая играет императрицу Александру Федоровну и переживает опыт ее последнего дня; с женщиной-профессором русской литературы и потомком Романовых, которая разбирается в хитросплетениях гомосексуального домогательства, — и с другими героями, которые оказываются не в том месте и не в то время из-за своего происхождения
Сериал "Подпольная империя"
Гангстерский антураж как нельзя лучше соответствует «темной» стилистике HBO, ведь времена сухого закона — целый кладезь жестоких сюжетов и не менее жестоких персонажей — циничных преступников и коррумпированных политиков. Но главная особенность «Подпольной империи» — не умение сценаристов пускаться во все тяжкие, а блестящий актерский состав во главе со Стивом Бушеми, который впервые за свою карьеру играет первую скрипку. За роль харизматичного и предприимчивого воротилы Наки Томпсона он заслуженно получил «Эмми» и «Золотой глобус».
Сериал "Большая маленькая ложь (Big Little Lies)"
Героини «Большой маленькой лжи» — матери первоклашек элитной школы, которые оказываются втянуты в расследование убийства. Кто конкретно мертв и кто виноват — неизвестно. Повествование возвращает нас на несколько месяцев назад к событиям, предшествовавшим убийству — к первому школьному дню и знакомству пяти семей.
Сериал Эйфория (Euphoria), 2019
Сериал рассказывает о 17-летней Ру Беннет, которая возвращается домой после лечения в реабилитационной клинике. Не теряя времени, главная героиня вновь принимается за старые привычки — тусовки и наркотики. Ру сама не замечает, как катится в пропасть, но встреча с девушкой по имени Джулс в корне меняет ее жизнь.
Атмосферный сериал, который получил множество восторженных отзывов.
Сериал Молодой Папа/The Young Pope 2016
Очень самобытная коллаборация HBO и итальянского режиссёра Паоло Соррентино, который снимает кино для фестивалей и не смущается, когда его называют вторым Феллини. Смелый, даже провокационный проект, рассказывает, как живётся самому молодому в истории Папе Римскому и что творится за закрытыми дверями его резиденции. Понтифик в исполнении Джуда Лоу (пожалуй, самый блестящий перформанс актёра) смахивает на рок-н-ролльную звезду — он посылает к чёрту всех, кто ему не нравится, прячет лицо от прихожан, придавая своему облику таинственности, и бесконечно курит. При этом активно борется с гомосексуализмом в католической церкви и разбирается в своих запутанных отношениях с Богом. Соррентино делает из тв-шоу настоящее произведение искусства — с завораживающей съёмкой, модным электронным саундтреком и уникальной атмосферой.
«Острые предметы» / Sharp Objects (2018)
Поклонникам малой сериальной формы очень рекомендуем посмотреть экранизацию романа Гиллиан Флинн, подарившей нам «Исчезнувушую». Здесь всего 8 эпизодов, но поверьте, их достаточно, чтобы хорошенько потрепать вам нервы. Режиссёр Жан-Марк Валле умело перенес из романа на экран душную атмосферу провинциального городка штата Миссури, где у каждого местного жителя точно есть пара скелетов в шкафу. Чтобы написать статью об убийстве девушки, которое недавно произошло, в город приезжает Камилла Прикер —депрессивная журналистка с тягой к саморазрушению. Вязкий, местами очень пугающий триллер, стоит посмотреть ради потрясающей игры Эми Адамс (такой вы её еще не видели) и напряжения, в котором Валле держит зрителя до самых финальных минут сериала.
«Игра престолов» / Game of Thrones (2011 – 2019)
Бестселлер HBO, бьющий все мыслимые и немыслимые рекорды просмотров, спустя 8 долгих лет наконец завершился, оставив своих фанатов скучать по Вестеросу. Несмотря на скомканный финальный сезон, вызвавший миллионы споров в сети, «Игра престолов» навсегда останется революционным проектом, превратившим фэнтези из сказки для подростков в респектабельный драматический жанр. Кроме того, до сих пор ни один сериал не может похвастаться таким количеством страстей, интриг и смертей на квадратный метр пленки.
Сериал «Оранжевый — хит сезона» Orange is the New Black, 2013-2019
Драмеди о жизни в женской колонии, самый успешный сериал в истории Netflix
Пайпер, молодая девушка из приличной семьи, по большой глупости ввязывается в криминальную аферу, из-за которой ее на долгие годы отправляют в тюрьму. Поначалу героиня кажется совсем уж неженкой, которая погибнет в женской колонии, но с каждым новым сезоном она становится все более безумной оторвой. Например, однажды она организует тюремную артель, которая шьет удобные женские трусики. Правда, постепенно в центр сюжета выходит уже не борьба главной героини за выживание, а разборки многочисленных колоритных фракций колонии. Среди них персонал с охраной, кухня во главе с русской бабушкой, каста латиносов, сама Пайпер с ее сообщниками и многие другие.
«Оранжевый — хит сезона» проще всего описать как псевдодокументальное реалити-шоу в необычной локации. Центральной сюжетной линии как таковой нет, вместо этого в каждой серии героини решают новые насущные вопросы. Сериал в целом драматический, в нем поднимаются актуальные социальные темы: феминизм, трансфобия, расизм, сексуальное насилие и другие.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев