Часть-1. Ростов-на-Дону.
Зима... Иногда в Ростове-на-Дону даже на Новый год не бывает снега, а температура воздуха поднимается до +10 градусов. Но часто в феврале, под самый конец зимы она вступает в свои права, падает снег, иногда с дождём, ночью температура опускается до минусовой и дороги превращаются в сплошной каток. Некоторые жители города одевают на обувь специальные шипы, чтобы как-нибудь потихоньку добраться до работы, автобусной остановки или сходить в магазин.
Как раз в это время мы грузились цветным металлоломом в небольшом городе Аксай, который расположен совсем рядом с Ростовом, почти как один из его многочисленных районов. Расшнуровав с напарником тент полуприцепа и сдвинув боковую шторку фуры, в кузов Мерседес Актрос-1844, автопогрузчик один за другим опускал и ставил большие мешки с цветным металлическим ломом. Двадцать два мешка - двадцать две тонны. Больше не разрешено, хотя и так был небольшой перегруз.
Получив документы на перевозимый груз, заполнив путевой лист мы тронулись в путь. Дороги обработали песком с солью и машина уверенно шла по трассе под сотню, держа направление на север, в направлении Москвы. Конечной точкой маршрута была Вологда, куда мы с напарником ехали впервые в жизни. Хотя дорогу до Москвы по М-4 я знал с закрытыми глазами, да и по МКАД и по Ярославскому шоссе приходилось проезжать не один раз.
Так было и нынешней осенью, когда в Москве выгрузив овощи на Фуд Сити, я получил новое задание взять обратный груз в Хотьково - небольшом старинном городке Московской области, с красивыми соборами и церквями.
Но мне больше всего нравились деревни и подмосковные осенние леса, когда листва на деревьях начинает желтеть, принимая различные оттенки - от ярко-жёлтого, до светло-розового и даже красного. Летняя жара спадала и на обочинах загородных дорог я видел множество легковых машин.
Это грибники, выезжая собирать урожай грибов бросали свои автомобили на дороге и часами бродили по лесу в поисках белых, подосиновиков, подберёзовиков, рыжиков и всего остального съедобного. Я поражался тому, что люди не боялись оставлять без присмотра дорогие иномарки в безлюдных местах, хотя и сам во время военной службы в Житомирской области Украины иногда с женой и нашим начальником финансовой службы полка капитаном Иваном Ивановичем Карпачёвым - заядлым грибником и знатоком местных лесов ездили за грибами.
И однажды в Барановском районе, я с трудом отыскал свою жёлтую шестёрку, оставленную на опушке леса недалеко от дороги.
Седельный тягач Мерседес Актрос-1844 с полуприцепом, имеющим сдвижную прорезиненную боковую шторку и такую же крышу, был совсем свежим, с огромной кабиной, что даже подпрыгнув вверх, ты не мог ладонью руки достать до электролюка в потолке кабины.
За водительским и пассажирским креслами было два удобных и довольно широких спальных дивана для отдыха водителей. Под нижним диваном находились огромные боксы, куда можно было сложить вещи, газовую плитку с 10 литровым газовым баллоном, большие бутыли с чистой питьевой водой, которая всегда нужна в дальней дороге.
Между креслом водителя и пассажира на уровне нижнего дивана выдвигался небольшой столик на котором с помощью газовой плитки удобно было готовить еду, а после этого и обедать. Под столом стоял и легко выдвигался небольшой холодильник.
И конечно, как на всех дальнобойных грузовиках имелась рация, настроенная на шофёрскую волну, которую мы периодически включали и слушали разговоры водителей. Многие предупреждали о милицейских засадах, пробках, авариях, а иногда просто в сердцах матерились от всего этого вместе взятого и наболевшего. Всё в кабине было сделано грамотно и доставляло настоящее удовольствие от управления грузовиком.
Основным водителем был мой напарник, которого звали Германом, а я зимой сидел пока без работы и подрабатывал на дальних рейсах, когда требовался второй водитель. Во времена советской власти в стране, когда ещё существовал СССР, дальнобойщики ходили в рейс на грузовике вдвоём, а фуры часто отправляли парами, при этом оба водителя получали очень хорошую зарплату.
В нынешнее время, так называемой рыночной экономики, всё кардинально изменилось и многие дальнобойные грузовики имеют одного водителя на борту, которые проводит за рулём по 15-16 часов в сутки, а иногда и больше.
Очень обрадовало, что Мерседес-Актрос был свежим, в очень хорошем состоянии, имел 12 ступенчатую автоматическую коробку переключения передач, круиз-контроль - я называю его автопилотом и множество других опций с которыми сразу и не разберешься.
Бортовой компьютер после каждого запуска двигателя самостоятельно просчитывал и проверял все системы двигателя, электрооборудования и тормозов, высвечивая на приборной панели имеющиеся неисправности и неполадки в работе. В том числе показывал на схеме в каком месте автопоезда перегорела лампа, вплоть до самой маленькой. Управлять такой машиной было одно удовольствие - не нужно рычагом КПП постоянно переключать передачи, автомат сам выбирал необходимый режим работы, при этом грузовик очень быстро набирал скорость, даже несмотря на полную загрузку.
Мы выехали из Ростова под вечер и на дорожной развязке перед городом Шахты свернули направо в сторону Каменоломней. Необходимо было разыскать небольшую АЗС, на которой должны были заправить дизельным топливом огромные баки под завязку. Так распорядился владелец Мерседеса у которого с АЗС имелся безналичный расчёт.
Заправив в оба бака более тонны горючего, мы пошли обратно в направлении Федеральной трассы М-4 ,,Дон" Ростов - Москва и на той же развязке снова поднялись на главную дорогу. В зеркало заднего вида хорошо было видно, как при нажатии на педаль газа из трубы глушителя вырывался чёрный дым и мне показалось очень странным, что такой дорогой и навороченный Мерседес, с мощным двигателем в 440 л.с. заправляют дешёвой соляркой. Конечно это дело хозяина машины, а нам главное было, чтобы дизельное топливо в сильный мороз не замёрзло - ведь мы шли на север страны.
Большие и ухоженные дальнобойные грузовики на постах ДПС останавливают не часто и мы сходу проскочили Шахты, затем Каменск-Шахтинский и мой самый ненавистный пост в начале Воронежской области в городе Богучар. Этот пост расположен под огромной мостовой развязкой на М-4, через которую транспорт может идти в сторону Белгорода и области.
Очень редко на этом посту мой старенький Мерседес-Атего одиночку без прицепа, на котором я работал до наступления зимы, не останавливал сотрудник ДПС, но сразу же отпускал, ловким движением руки выхватив из водительских корочек полтинник или сотню - смотря что я вёз и какой был вес перевозимого груза.
Не доезжая Воронежа и пройдя более 500 км пути, мы свернули на платную автостоянку для фур и завалились спать. Но для начала перекусили и выпили по чашке горячего чая с пирожками, которые всегда пекла в рейс жена моему напарнику, кроме большой корзины с другой едой, приготовленной ему в дорогу. Хотя я тоже брал с собой кое-что из продуктов, благо в кабине имелся холодильник и скоропортящуюся еду мы складывали в него.
С этим водителем в дальние рейсы я ходил уже не один раз и мы понимали друг друга с полуслова. Почти все платные участки автомобильной дороги М-4 Дон водители дальнобойных грузовиков стараются объезжать, если позволяет время и дорога. Но иногда зимой, когда даже основную трассу заносит снегом, а снегоуборочная техника работает днём и ночью, расчищая дорожное покрытие и машины идут в плотном потоке следуя одна за другой с небольшой скоростью, съезжать с М-4 на бесплатную альтернативную дорогу просто рискованно.
И если зимой М-4 была чистая, мы всегда использовали альтернативные дороги. Да и объезда практически никакого не было. Она часто шла параллельно платной. А на обратном пути в посёлке Лосево можно за 100-200 рублей получить все квитанции за проезд, как будто ты ехал по платной дороге и это было неофициальной прибавкой к зарплате.
В современном грузовике чувствуешь себя, как дома и даже обувь, в которой выходишь на улицу, водители обычно оставляют на верхней ступеньке кабины, прикрывая её дверью. На полу застелены чистые коврики и мы зимой в мороз ехали в домашних тапочках, иногда раздеваясь до футболок. На ночь, когда укладывались спать включали автономный отопитель, но на всякий случай приоткрывали окно одной из дверей для вентиляции, чтобы не угореть. Хотя такого в своей практике я не встречал.
На следующий день, рано утром проснувшись и слегка позавтракав, мы тронулись в путь. К Москве идёт отличная дорога и на протяжении всей магистрали она имеет по две полосы движения в каждом направлении. Даже на тех участках, где ещё не установили турникеты и не стали брать с водителей плату за проезд.
Затруднял движение и иногда мы снижали скорость до минимальной, лишь участок дороги перед посёлком Лосево, где четырёхполосная дорога сужалась до двухполюсной, а в самом Лосево останавливались автобусы, фуры напротив многочисленных небольших магазинчиков и кафе.
Через несколько лет наконец-то было завершено строительство платного обхода и посёлок Лосево машины стали объходить стороной. И мост через реку Северский Донец в Каменске-Шахтинском Ростовской области, который наконец-то отремонтировали. Вся остальная Федеральная автомобильная дорога М-4 была более-менее свободной и я знал каким образом проехать некоторые участки сначала по платной дороге, а затем съехав с неё снова очутиться на альтернативной и продолжать движение, не заплатив ни копейки денег чиновникам из Автодора.
Часть-2. Вологда.
Вечером мы подъезжали к Московской области и решили сделать остановку, чтобы пару часов отдохнуть, и дальше идти через Москву по МКАД. Движение больших грузовых машин по Московской кольцевой дороге разрешали только после 22 часов. Но неожиданно зазвонил мобильный телефон. Мой напарник доложил владельцу машины обстановку - где мы находимся и тот отдал приказ, чтобы мы продолжали движение и шли дальше на Вологду по дороге номер 107. Это что-то вроде второй кольцевой дороги вокруг Москвы после МКАД. Местные её часто называют бетонка.
В настоящее время реконструкция этой дороги во многих местах завершена и с водителей в автоматическом режиме взимается плата. Хотя сохранили и старую дорогу по которой проезд по-прежнему остался бесплатным.
-Придурок, твой хозяин ! - это всё, что в сердцах мог сказать я. Ведь мы не отдохнём и потеряем время на незнакомой дороге, где придётся проезжать или объезжать Электросталь, Ногинск и другие города. Машина была оснащена системой Глонас и нам волей-неволей пришлось подчиниться.
Напарник пересел за руль, а я открыл свой новенький, очень подробный Атлас автомобильных дорог, потому что навигатор в машине отсутствовал. На своём Мерседес-Атего я и по Москве ездил без дорожного навигатора, пользуясь картой города. В то время навигатор считался роскошью.
Найдя в Атласе нужную страницу, по военной привычке я скомандовал - Вперёд ! А затем, сверяясь с картой - Направо, налево, прямо !
Так мы и шли, пока в Ногинске повернули не в ту сторону. Потому что это я так умно скомандовал, а напарнику пришлось на небольшой АЗС разворачивать тяжёлую, загружённую фуру с 12- метровым полуприцепом. Подъехавший на огромном ,,америкосе" Фрейнлайнер дальнобойщик, узнав наши проблемы предложил ехать за ним и вывел нас из Ногинска.
А мы злились, что потеряли время и толком не отдохнули. Но наконец-то добрались до окрестностей посёлка городского типа Софрино Пушкинского района и на дорожной развязке вышли на трассу Москва - Ярославль, на которую нам и нужно было попасть.
Я лёг отдохнуть на нижний диван, при этом предупредил напарника, что по прямой дороге ехать много ума не надо - мол разберёшься и сам без штурмана. Главное не прозевать объездную дорогу вокруг Ярославля. Но толком уснуть так и не смог, потому что машину иногда начинало трясти так, как-будто мы ехали по стиральной доске или по булыжнику.
-Герман !- спросил я. Почему ты трясёшь нас всех, возьми правее или левее !
-Это не от дороги, что-то с машиной ! Не хочет ехать и двигатель не тянет ! - ответил всегда спокойный и уравновешенный мой друг.
-Попробуй переключать передачи вручную ! - и я перевел переключатель на рычаге включения режимов работы автомата в ручной режим. Но от этого ничего не изменилось и мы пошли, как и прежде на автоматическом режиме.
Рано утром, когда рассвет ещё и не начинался, мы подъезжали к Вологде. Я взял план-схему, которую нам дали в Аксае, где мы грузились. На схеме был указан маршрут движения к месту выгрузки. И мы нашли эту богом забытую металлоприёмную базу в промзоне города Вологды !
Отдохнув несколько часов в тёплой кабине грузовика, с первым лучиком света нас разбудил стук в дверь. Оказывается пока мы отдыхали начался рабочий день и нас пригласили поставить Мерседес под выгрузку. Расшнуровав тент и сдвинув боковую шторку полуприцепа, мы стали следить за разгрузкой мешков с металлом, чтобы автопогрузчик случайно не повредил алюминиевые борта и кузов машины. Бывает всякое. А через два часа, получив на руки оформленную товаротранспортную накладную с печатью, что груз принят мы были свободны. Теперь можно начинать спокойно завтракать, спать, слушать радио пока не получим дальнейших распоряжений.
И через несколько часов эти распоряжения, номера телефонов и адрес куда идти дальше поступили. Нам необходимо было двигаться на север Вологодской области по Архангельской трассе, затем сворачивать налево и через город зеков Сокол - так его называют местные жители, идти дальше куда-то в глушь. Примерно сто километров от Вологды. Развернувшись, мы тронулись с места и взяли направление на выезд из города.
...В Вологодской области есть красивые места, не говоря уже о лесных массивах, в глубину которых далеко лучше не заходить. Потому что потом обратную дорогу можно и не найти, и остаться там на всю жизнь партизанить. Зимой конечно этой красоты не увидишь - всё белым-бело и занесено снегом.
В посёлке Устье нам открылся вид на большой живописный залив Кубенского водохранилища и вытащенные на берег частные катера - от огромных размеров, до совсем небольших. Всё побережье водоёма было застроено красивыми особняками, причем очень много было рубленных из брёвен домов. Видимо это дачи богатеньких жителей Вологды. Таких из брёвен деревянных домов у нас на юге не встретишь. А дальше по дороге стали попадаться деревеньки одна беднее другой. 17-18 век - почти, как при Петре-1.
Во второй половине дня мы уже подъезжали к месту погрузки и связавшись по мобильному телефону с руководством договорились, что нас кто-нибудь встретит на дороге. Так и получилось. Увидев наш Мерседес, на обочине дороги остановился дорогой внедорожник Тойота Лэндкрузер-200. Он привёл нас к лесопилке на окраине деревни, расположенной на берегу небольшой реки, а дальше был только лес, лес и лес. Несколько ангаров, штабеля брёвен, брусков, досок, автопогрузчики, офисное здание - это всё, что находилось на не очень большой, но и не маленькой площадке.
-Вас будут грузить досками в понедельник ! - предупредил парень, вышедший из внедорожника. Сегодня рабочий день подходит к концу и вам придётся обождать.
-Да...Герман ! - ответил я на недоумённый взгляд напарника. Приехали ! Что делать, придётся два дня жить в машине и ждать, когда машину загрузят.
Комментарии 1