18 ноября 1927 родился наш любимый режиссёр, народный артист СССР Эльдар Рязанов
12 великолепных фильмов Эльдара Рязанова, которые должен увидеть каждый.
1. Карнавальная ночь
Молодые работники Дома культуры готовятся встречать Новый год. Уже заготовлена весёлая и современная концертная программа. Но всё может испортить исполняющий обязанности директора Огурцов, который хочет превратить праздник в подобие собрания с выступающими лекторами. Энергичной Леночке и скромному электрику Грише предстоит обхитрить начальника и помочь всем весело отпраздновать Новый год.
Первый же полнометражный фильм Эльдара Рязанова прославил режиссёра. «Карнавальную ночь» посмотрело порядка 50 миллионов зрителей. Самые удачные сцены разобрали на цитаты, а начинающие Юрий Белов и Людмила Гурченко, сыгравшие главные роли, тут же стали звёздами.
Хотя во время производства у Рязанова было много трудностей. Сначала на роль Леночки утвердили Людмилу Касьянову, но та не справлялась и через три дня съёмок ушла из проекта. Затем, когда режиссёр отснял уже половину картины, возникла проблема с перерасходом средств. Готовый материал посмотрела комиссия, и большинство решило, что «Карнавальная ночь» обречена на провал. Спас ситуацию лишь великий режиссёр Михаил Ромм, сказавший, что публика полюбит этот фильм. К счастью, он оказался прав.
2. Девушка без адреса
Строитель Паша Гусаров знакомится в поезде со своенравной Катей Ивановой. Герои моментально влюбляются, но, выйдя из вагона, теряют друг друга. Паша лишь знает, что адрес девушки начинается на «Николо...». Пока герой ищет свою возлюбленную, та успевает перепробовать множество профессий в поисках своего места в большом городе.
После успеха «Карнавальной ночи» Рязанов хотел взять на главные роли в новой картине ту же команду во главе с Людмилой Гурченко. Но худсовет не хотел выпускать клон предыдущей работы режиссёра. В то же время сценарист Леонид Ленч встретил в метро начинающую актрису Светлану Карпинскую, идеально подходящую под образ, который он описал. Её тут же утвердили.
Публика полюбила простую романтичную историю. А вот сам Эльдар Рязанов относился к «Девушке без адреса» прохладно, считая, что картина могла получиться ярче и интересней.
3. Гусарская баллада
В 1812 году гусарский поручик Ржевский приезжает в дом своей невесты Александры, которую он никогда не видел. Бравый военный представляет девушку типичной жеманной барышней. На самом же деле она отлично фехтует и держится в седле. Поначалу Шура просто разыгрывает Ржевского, переодевшись в мужской костюм корнета. Но когда приходит известие о войне с французами, она отправляется вместе с гусарами навстречу врагу.
В основу фильма легла пьеса Александра Гладкова «Давным-давно», которую режиссёр лично переработал, убрав некоторые сцены и дописав отдельные стихи. На главную роль снова пригласили дебютантку — Ларису Голубкину. Хотя изначально Рязанов присматривался и к Алисе Фрейндлих, и к своей любимице Людмиле Гурченко. Но все они выглядели слишком женственно даже в мужской одежде.
Немало споров вызвал Игорь Ильинский в образе Кутузова. Руководство считало, что комедийный актёр скомпрометирует великого полководца. Рязанов попытался схитрить и снял Ильинского уже весной, когда снег начал таять, чтобы переделать сцену с другими артистами было уже невозможно.
Однако Министерство культуры всё равно настаивало на замене, из-за чего мог сорваться план выпустить «Гусарскую балладу» к 150-летию Бородинской битвы. Всё решила хвалебная статья в газете «Известия», где отдельно отметили образ Кутузова.
4. Берегись автомобиля
На первый взгляд Юрий Деточкин кажется скромным и спокойным человеком: он работает страховым агентом и проводит досуг в театре самодеятельности. На самом же деле герой угоняет автомобили взяточников и воров, продаёт их, а все деньги передаёт в детские дома. Но с точки зрения закона Деточкин — преступник. Поэтому его пытается вычислить следователь Подберёзовиков, который играет вместе с угонщиком в театре.
Эта картина стала первой совместной работой Эльдара Рязанова и сценариста Эмиля Брагинского — позже они создадут с десяток знаменитых фильмов. Авторы взяли за основу легенду о благородном угонщике, которая ходила по множеству городов. Причём одну из версий режиссёру рассказал его друг — знаменитый Юрий Никулин. Но в правоохранительных органах говорили, что всё это лишь вымысел. Поэтому за основу персонажа Рязанов и Брагинский взяли классические образы странных героев, вроде князя Мышкина или Дон Кихота.
Разумеется, Министерство культуры поначалу не дало разрешения снимать настолько спорный фильм: в картине главным положительным персонажем оказывался вор, вершащий самосуд. «Берегись автомобиля» отложили, Рязанов взялся снимать «Дайте жалобную книгу».
Но режиссёр и сценарист не бросили изначальную идею. Сценарий переделали в повесть и опубликовали в журнале «Молодая гвардия». Тут же посыпались положительные рецензии и хвалебные отзывы читателей. Тогда руководство смягчилось, и картину всё же сняли.
5. Старики-разбойники
Пожилого следователя Николая Сергеевича Мячикова вынуждают уйти в отставку, поскольку сверху прислали нового кандидата на его должность. Но лучший друг Валентин Петрович Воробьёв предлагает герою авантюру. Он совершит «преступление века», а Мячиков его раскроет и покажет начальству, что незаменим в работе. Но всё идёт не по плану.
Идея фильма появилась у Эльдара Рязанова после того, как он в больнице познакомился с пенсионером, которого почти силой заставили уйти из прокуратуры. Впечатлённый режиссёр пересказал историю Брагинскому, и они вместе придумали трагикомичный сценарий.
В образе Мячикова Рязанов видел именно Юрия Никулина. Они дружили ещё с начала 1960-х, и режиссёр неоднократно приглашал знаменитого актёра в свои картины. Никулин мог сыграть главную роль в «Человеке ниоткуда», но лишь мелькнул в образе милиционера, затем его звали в «Берегись автомобиля». И даже в «Дайте жалобную книгу» он появился всего на пару минут. «Старики-разбойники» стали единственной полноценной общей работой двух легенд.
6. Невероятные приключения итальянцев в России
В Риме умирает престарелая русская эмигрантка, но напоследок она успевает сообщить своей внучке Ольге, что её состояние спрятано в Ленинграде «подо львом». Наследница хочет найти сокровища, но вслед за ней отправляются местные санитары, один из пациентов больницы, врач и мафиози, подслушавшие разговор. Компания прибывает в Ленинград, где их встречает некий Андрей, который представляется гидом.
Рязанов и Брагинский придумали этот сценарий ещё в 1970 году. В то же время «Мосфильм» совместно с компанией Дино Де Лаурентиса выпускали «Ватерлоо» Сергея Бондарчука. После реализации исторической картины итальянцы задолжали советской студии и поэтому обратились с предложением снять ещё один общий проект. Так «Невероятные приключения итальянцев в России» запустили в производство. Только Де Лаурентис попросил добавить в картину больше динамики и приключений. Особенно ему понравилась сцена с живым львом, который гоняется за героями.
Работа над приключенческой комедией была связана с чередой испытаний. Сцену с посадкой самолёта снимали на аэродроме, но всё равно пилоты, сидящие в машинах на фальшивом шоссе, подвергались большой опасности. Многие трюки актёры выполняли сами: Андрей Миронов лично висел на разведённом мосту и сам спускался на ковре с высоты шестого этажа. Хотя сложные погони всё же поставили с профессиональными каскадёрами. Увы, не обошлось без трагедии. Лев Кинг, участвовавший в съёмках, напал на прохожих, и его застрелил милиционер.
7. Ирония судьбы, или С лёгким паром
Москвич Женя по традиции собирается со своими друзьями под Новый год в бане. Он выпивает лишнего и из-за ошибки товарищей летит в Ленинград, где приходит по своему адресу в очень похожую квартиру. Но вскоре там появляется хозяйка Надя, которая совсем не рада незваному гостю. Ведь скоро должен прийти её жених.
Пьесу «С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…» Рязанов и Брагинский написали в 1969 году, после чего её неоднократно ставили в театре. Именно поэтому фильм можно считать почти камерным: большая часть действия разворачивается в одинаковых помещениях.
Авторы вложили в сюжет немало социальной сатиры, намекая на однообразный быт советских людей. Так, квартиры в разных городах и обстановка в них неотличимы. Однако со временем зрители стали воспринимать «Иронию судьбы» исключительно как простую новогоднюю комедию.
8. Служебный роман
Застенчивый служащий управления статистики Анатолий Ефремович Новосельцев мечтает получить повышение, но не знает, как подступиться к строгому директору Калугиной. Старый друг Юрий Самохвалов советует ему приударить за начальницей. Но Новосельцев совершенно не умеет заигрывать с женщинами.
Как и «Ирония судьбы», новый фильм зародился из пьесы Рязанова и Брагинского, которая называлась «Сослуживцы». Её ставили в театрах, а в 1973 году перенесли на экраны в виде телеспектакля. Недовольные результатом авторы решили снять свою версию и назвали её «Служебный роман».
Часть актёров пришла с проб на предыдущую работу. Светлана Немоляева раньше прослушивалась на роль Нади в «Иронии судьбы», а Олег Басилашвили должен был сыграть Ипполита, но отказался по личным причинам. Лия Ахеджакова же появилась в обоих фильмах.
Но сложнее всего оказалось изменить имидж Андрея Мягкова. В «Иронии судьбы» он представал романтическим героем. В «Служебном романе» же актёру пришлось отрастить усы и нацепить максимально неуклюжие очки, чтобы походить на невзрачного служащего.
9. Гараж
Правление гаражного кооператива устраивает общее собрание и объявляет неприятную новость: из-за строительства магистрали несколько человек придётся исключить из списков. Оказывается, что тех, кто не получит гараж, уже выбрали заранее. Но неожиданно участники решают опротестовать это решение.
Эльдар Рязанов сам однажды присутствовал на собрании ГСК «Мосфильма», где решали очень похожий вопрос. Режиссёр удивился, увидев знакомых людей с самой неприятной стороны, и решил превратить трагическую историю в фильм. Причём сам Рязанов присутствует в сюжете в двух образах. Иносказательно он отразил себя в профессоре Смирновском, который идёт на поводу у общего мнения. А в финале режиссёр лично сыграл небольшую, но очень важную роль.
Рязанов собрал в фильме множество популярных актёров, которых отпустили из театров лишь на месяц. Поэтому на съёмки «Гаража» ушло всего 24 дня. Облегчал работу тот факт, что почти всё действие фильма происходит в одном помещении. Причём изначально ветеринара Сидорина должен был сыграть Александр Ширвиндт. Но тот опоздал на репетицию, и по совету Лии Ахеджаковой режиссёр пригласил Валентина Гафта, снимавшегося в соседнем павильоне.
Изначально все опасались, что настолько жёсткую сатиру и вовсе не пропустят в кинотеатры. Но во время очередного пленума ЦК КПСС генсек Леонид Брежнев призвал раскрывать недостатки общества. И в этом плане «Гараж» оказался очень актуален.
10. О бедном гусаре замолвите слово
Через 20 лет после войны 1812 года в небольшой городок прибывает гусарский полк. И тут же из Санкт-Петербурга приезжает граф Мерзляев, который должен проверить военных на благонадёжность. Тем временем корнет Плетнёв влюбляется в местную девушку Настю, но из-за его выходок отец героини попадает в тюрьму. Все линии постепенно сходятся в смешную историю с печальной развязкой.
Как ни странно, историческую трагикомедию чуть не запретили из соображений цензуры. Всё дело в том, что как раз в 1979 году, когда Рязанов снимал картину, советские войска вошли в Афганистан. А по задумке режиссёра отрицательный персонаж Мерзляев, которого сыграл Олег Басилашвили, был жандармским чиновником — то есть представителем силового ведомства.
Авторов заставили переписать сценарий, заодно убрав и упоминания, что гусары посещают публичный дом. Требовали также сделать финал более позитивным. Но Рязанов настаивал на смерти одного из персонажей, поскольку без трагической развязки терялась вся задумка. В результате режиссёр считал «О бедном гусаре» одной из самых сложных своих работ.
11. Вокзал для двоих
Заключённый Платон Рябинин, отбывающий срок в исправительно‑трудовой колонии в Сибири, вспоминает необычный момент из своего прошлого. Однажды новый знакомый случайно увёз его паспорт, и он на несколько дней застрял на вокзале. Там Рябинин встретил буфетчицу Веру, причём сначала их общение не задалось: новые знакомые поругались. Но потом агрессия переросла во влюблённость.
До сих пор идут споры, откуда Рязанов взял основу сюжета фильма. Ходит легенда, что якобы композитор Микаэл Таривердиев, как и герой «Вокзала для двоих», взял на себя вину за ДТП со смертельным исходом. Хотя на самом деле за рулём находилась его возлюбленная — актриса Людмила Максакова. А сцена, в которой Рябинин чуть не опоздал из увольнения, списана с поэта Ярослава Смелякова, сосланного по доносу в Сибирь.
Кстати, Эльдар Рязанов ещё и написал стихи к заглавной песне фильма «Не бойтесь жизнь переменить». Но поскольку режиссёр стеснялся признаться в этом композитору картины Андрею Петрову, то сказал, что взял произведение поэта Давида Самойлова. А ранее Рязанов точно так же выдал текст песни из «Служебного романа» за творчество Уильяма Блейка. Так он пытался добиться объективной оценки композитором своих стихов.
12. Дайте жалобную книгу
Предприимчивая девушка - директор ресторана "Одуванчик", за которым водится дурная слава. В борьбе за нового клиента она переживает одно поражение за другим. Но однажды, благодаря одной из многочисленных жалоб в адрес директора, в кафе появляется молодой и принципиальный журналист, который помогает сделать из "Одуванчика" современное молодежное кафе.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1