БАЗОЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ
Десятки тысяч детей, осиротевших или утративших связь с семьёй, были
вывезены в тыл с началом Отечественной войны.
23 января 1942 года принято постановление СНК СССР "Об устройстве детей, оставшихся без родителей", которое наметило комплекс мер по предупреждению детской безнадзорности. Дети до 3 лет направлялись в дошкольные учреждения или передавались в семьи на патронирование. Воспитатели и педагогический персонал детских домов приравнивались к рабочим заводов и других предприятий. При детских домах имелось подсобное хозяйство.
Строительство Базойского детского дома началось в конце 1930-х годов. В феврале 1939-го года первым директором Г.П.Рыбиным привезены были из Томского детприемника пятеро детей разного возраста. Корпуса детского дома ещё были не достроены, и дети жили в семье директора. Летом стройка пошла быстрыми темпами, и вскоре детский дом начал принимать все новые партии ребят из разных концов Советского Союза.
С началом войны стали появляться эвакуированные дети с западных районов страны, дети погибших фронтовиков. Привозили детей из блокадного Ленинграда. Все это были дети войны, перенесших бомбежки врагов, голод и смерть близких.
Вместо положенных 100-120 ребят, в детдоме жили почти 200 человек, а всех их надо было кормить, лечить, одевать и обувать, учить. Поэтому при детдоме имелось подсобное хозяйство. Была приличная свиноферма, держали коров и лошадей. Сели зерновые культуры - овес и пшеницу. Сажали картофель, овощи и капусту. Была и пасека!!! В хозяйстве имелась полуразрушенная автомашина "ЗИЛ", на которой и перевозили грузы из райцентра Кожевниково.
В зимнее время в зданиях детдома и в школе было холодно, поэтому занимались в верхней одежде. Педагоги и воспитатели вместе со старшими воспитанниками заготавливали дрова в лесу. Но дров почему-то на зиму всегда не хватало. Георгия Поликарпович Рыбина, призвали на фронт 18 августа 1941 года, а в декабре 1941-го, он погиб в бою. С 1939 по 1945 год поменялись три директора: Г.П.Рыбин, М.Ч.Жульев и А.Н.Муллер.
Многие дети нуждались в лечении у психолога, у многих не было желания жить. К каждому ребенку нужен был творческий подход педагогов и воспитателей. Кто - то из педагогов и воспитателей, не выдержав, уходил, но оставались более сильные и любящие детей-беспризорников. Многие из выпускников детского дома осели в этом селе, вышли замуж или женились. Жизнь школы и детдома была тесно связана. Здесь очень хорошо было поставлено трудовое воспитание. Одним из самых постоянных и опытных педагогов был участник войны, преподаватель труда.
В послевоенное время в детском доме сложился терпеливый постоянный коллектив, а именно:
* Воспитатели:
Глазырина Ф.Н
Бочкова М.С
Иванова М.М
Гречко Ф.Ф
* Повара:
Корлякова Т.И
Голова Е.И
Чернова Т.Ф
Бажатова А.В
* Рабочий:
Шпот Н.Ф
* Бухгалтер:
Корнеева М.Е
Нет комментариев