В газете «Советская Россия» №13 (159) за 19 июня 2008 года во вкладыше «Отечественные записки» опубликована беседа политолога Владимира Попова и публициста Валерия Бадова с членом Европарламента, автором книги-памфлета «Война империй. Восток-Запад» Джулъетто Кьеза под названием «Европа и Россия в сумерках «договорного капитализма».
Советую всем коммунистом прочесть ее и очень внимательно. На мой взгляд, беседа содержательна тем, что авторы в ней затронули многие стороны политического, экономического и социального состояния жизни будущих советских людей под углом зрения «что ни в какую не хочет здравомыслящая и довольно значительная часть народа расплевывается со своим СОВЕТСКИМ ПРОШЛЫМ (выделено мной. А.Р.), тяготея к рассудительной и выстраданной, а не истерической, лживой мере вещей в нескончаемом судилище над былым» (стр. 7, правая колонка).
Но я хочу обратить ваше внимание на один казус в этой публикации. В разделе «Бывший семинарист искупляет грех Петра-1» внимание читателя привлекает начало первого абзаца:
«Вождь сознавал, наверное, что всем идеологиям отпущен исторически короткий срок жизни, и марксизма никакое не исключение». Далее идет рассуждение В. Попова о том, что И.В. Сталин «в годы войны решился восстанавливать разгромленную в 20-е годы православную церковь как общественный институт» и об особенностях этого шага вождя. Толкование автора этих слов вызывает у читателя, с одной стороны, удивление слово мотивация сталинского «сознавал» - поповское слово "наверное". Это слово, конечно, плод или фантазии В. Попова или настолько глубокое знание им сталинского мышления, опирающегося на документальные доказательства того, что он (И.В. Сталин) мог додуматься до того, чтобы утверждать, что «марксизм никакое не исключение» в возникновении и исчезновении тех или иных «идеологий» до еще и в исторически короткой жизни.
Однако, документов таких в природе не существует. Имеется один-единственный источник – это или выдумка или бред Н.С. Хрущева, утверждавшего на 20 съезде КПСС, что якобы И.С. Сталин в узком кругу где-то заявил, что он уже и сам себе не верит… Еще раз повторим: это не документ. И.В. Сталин верил в марксизм и социализм в СССР строил по Марксу.
С другой стороны, В. Попов чуть дальше пишет, что «Почти 1000-летняя история православия на Руси, роль его в становлении духовных основ народа, охранительная миссия церкви – поборницы великодержавна, не могла не быть по достоинству оценена руководителем страны, в которой атеизм все еще оставался государственной политикой». Так вот: «православие» - это идеология? Конечно, идеология. Но чья? Правящего класса. А класса ли? Ели взять историю развития православия на Руси, то православие служило укреплению независимости на Руси, ее становлению, и, конечно же, как идеология охватывала все большие и большие слои народа. И не только правящего класса.
За привлечение этой идеологии на свою сторону боролись правящие верхушки Руси во главе с князьями, царями, императорами. И православие сыграло великую роль в том, что Русь превратилась в огромную империю, которая включала и Финляндию, и Польшу, и прибалтов на Западе, все Закавказья, Среднюю Азию, Азию восточную с Маньчжурией, Сахалином, Камчаткой, и даже Аляской. Да, оружие русское имело определенное значение в росте государства Российского. Но главное, конечно же, принадлежит русскому православию, его отличительным чертам от католицизма и арабских религий, его более человеческой сущности.
Можно с уверенностью утверждать, что о марксизме, который при жизни И. Сталина завоевал все новые и новые государства, укреплялись связи как между коммунистическими партиями, хотя 3 Интернационал и был распущен в 1943 году, так и между государствами, претерпевшими мирный и немирный революционный переход к социализму. И.В. Сталин не мог и предположить, что «марксизму отпущен исторически короткий срок», как это утверждает В. Попов.
Над статьей работал ветеран Коммунистической партии, историк Анатолий Павлович Раскевич.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев