Продолжение "РОДНИКИ" С. Голованова.
У меня спрашивают, откуда я знаю столько старых слов? Всё просто - общение. С самого детства слышала разговоры взрослых, хоть мама и говорила, что «у девушки уши золотом завешаны», но как, живя в одной комнате, не слышать разговора мамы с подругами, соседками, родственниками?
Как можно, живя среди людей, в обществе, не впитать в себя все прелести нашего чёрмозского диалекта? Это просто невозможно. И родители, и бабушки, все оставили в памяти зарубки.
Как-то бабушка послала мою сестру Валю собрать
«ЛОПОТиНЫ с ЗАПЛоТУ». Валя не слыхала таких слов, поэтому, походив по двору, вернулась домой и говорит: «Бабушка, нет ни лопотин, ни заплоту». Тогда бабушка, не долго думая, взяла её за шкирку, подвела к забору, на котором висели на просушке зимние вещи, трясёт и приговаривает: «Это тебе не ЛОПОТиНЫ? Это тебе не ЗАПЛоТ?» С той поры Валя знает, что лопотины - верхняя одежда, а заплот-забор. А ещё и ГуНЯ усвоилась. Гуня - старая верхняя одежда, в которой ходили УПРАВЛяТЬСЯ во двор, заниматься скотиной. Когда всё управят, скажут: «Слава богу, УПОРоМИЛИСЬ, ОСТРяПАЛИСЬ», то есть справились с делом, закончили.
Мама моя была такая шутница, с необыкновенным чувством юмора, с богатейшим лексиконом. Сколько она знала присказок, поговорок! Бывало, такое ЗАВЕРНёТ, сказанёт! Я училась, примерно, классе в четвёртом, когда у мамы была подруга тётя Наташа Лодейщикова. Ох, и горластая тётенька! Чермозяне, что постарше, наверное, помнят её, она одно время работала на пристани, трап подавала. «Ракета» ещё далеконько, а тётю Наташу уже слыхать. Как- то раз она пошла на речку полоскать бельё, а мама её зачем-то дома ждала, дело какое-то было к ней. Время идёт, а той
всё нет и нет. Мама в сердцах воскликнула: «Чё это Наташка так долго мудохается?» Я, зная, что мама употребляет разные старинные слова, мысленно перевела: «Мудохаться - полоскать бельё». Вскоре к маме пришла наша соседка, поговорили о том - сём и она спрашивает: «Наташка-то где?» Меня тут и сунуло к ним в разговор. Говорю: «Она на речке мудохается», имея в виду, что полощет бельё. Мама сильно тогда растерялась: «Света, нельзя так говорить». Вот тебе раз! Словечко-то, оказывается, не очень... Однако, запомнилось. ,
Если я нарезала хлеб тонкими ломтями, мама говорила: «Чё это ты ДВУРуШНЫЙ хлеб нарезала? Режь потолще, большому куску рот радуется». ДВУРуШНЫЙ, значит, такой тонкий, что одной рукой не удержать, переломится. Когда я делала что-нибудь неправильно, мама говорила: «Эй, Акуля, шьёшь не оттуля. Ничего, матушка, я ещё пороть буду». Приходилось переделывать, а мама приговаривала: «Шей да пори, не будет простой поры». То есть, делай да переделывай, не будет свободного времени.
Про того, кто безбожно врал, говорила: «Шьёт чёрным по белому». Значит, вся ложь на виду.
Если кто-то много обещает, но вряд ли хоть когда-нибудь выполнит обещанное, говорила так: «Без весла за реку перевезёт».
Когда я что-нибудь медленно делала, мама подгоняла: «Чё ползёшь, как вша по гаснику?» ГаСНИК или ГаШНИК- матерчатая подпояска. Или ещё поинтересней скажет: « Тебя только за смертью посылать, так ещё поживёшь, порадуешься».
Если не успевали всю работу в один день сделать, мама говорила: «У бога дней не с решето, потом доделаем».
Бывало, разбалуешься и нечаянно ударишься, мама скажет:
«ТАКоСКА была! Бойкий наскачет, смирёный насидит». Такоска была, значит, так тебе и надо, не скачи.
Если память слегка подводила и не могли отыскать нужную вещь, и тут подходящая поговорка находилась: «Положил под КОКоРУ, не помню под которую». Кокора - сухой пень.
Про вспыльчивых людей говаривала: «Когда кипит, тогда и варит». То есть, вспылил и тут же выплеснул весь негатив, не сдерживаясь.
Когда кто-нибудь болтал попусту, то подходила поговорка:
«Переливаешь из пустого в порожнее» или « воду в ступе толчёшь». Зная, что вещь человеком добыта не совсем праведным путём,
говорила: «Купил. Нашёл. Едва ушёл. Хотел деньги отдать, да не могли догнать». Меня всегда смешила эта поговорка.
Мама посылала меня, например, в магазин, а мне было лень переодеваться, тогда говорила: «В пир и в мир, и в добры люди». То есть, везде в одном и том же. Приходилось одеваться приличнее.
А, если кому-нибудь ну никак не везло в личной жизни, всё не те спутники попадались, то мама успокаивала, поддерживала:
«Ничего, бей сороку и ворону, руку набьёшь, в сокола попадёшь».
Главное, не отчаиваться, а «руку набивать» и надеяться, что (по маминым словам) «судьба придёт и с печи за ноги сволокёт». Значит, если есть тебе судьба, можешь и пальцем не пошевелить, всё само собой сложится.
Про одинокого горемыку говорила: «Одна голова не бедна, а и бедна, так одна». Конечно, одному легче пережить материальные трудности, но, по-моему, одиночество - не лучшее, что есть на белом свете. Пусть достаток невелик, главное, чтоб мир да лад были в доме, без ругани и скандалов жилось. Да и (по маминым словам)
«две головёшки вместе лучше курЯтся».
В Чёрмозе слово «ХАРаКТЕРНЫЙ» употребляют, когда про кого-нибудь говорят, что он вредный, злой, неуживчивый. Мама рассказывала, что у них в деревне Савкино жил мужичок малюсенького роста, а жена у него была здоровущая баба, бывало, они повздорят, жена его запинает под кровать, а он ей оттуда кричит: «Знала, что я такой ХАРаКТЕРНЫЙ, почё замуж за меня шла?»
С большим чувством юмора был мужичок. Про него же мама рассказывала, что едет он как-то зимой в санях на лошади, ПРаВИТ стоя, а навстречу другая повозка. Разъехаться надо, а ни который не желает дорогу уступать. Тогда этот мужичок и говорит: «Давай съезжай, а то я сейчас встану!» Другой ездок не знает, что мужик и так стоит, получается, что, когда он встанет, росту-то будет огромного, греха не оберёшься, ну и отъехал, уступил дорогу.
В их деревне Савкино жила баба, такая неаккуратная, что мама с подругами решили её однажды проучить. Хлеб раньше пекли сами, теста ставили много, для этого была специальная ёмкость, деревянный ушат, ДеЖА, а та баба сроду дежу не мыла, так и ставила тесто, приговаривая: «А чё её мыть, то же тесто было». И вот мама с подругами взяли эту вечно грязную дежу, да и помыли, потом поставили тихонько на место, где она всегда стояла. Ох, и поискала же баба свою посудину! Чистую то она её давно не видала, вот и не узнала. А девки посмеялись от души.
Вот на всех этих рассказах, присказках да поговорках, да с такими необычными словами я и росла. Достались эти «перлы» и моим детям. Как-то моя дочь, третьеклассница, пришла от бабушки
и с порога, с хитрой рожицей, в надежде, что я не знаю, а она меня сейчас просветИт, спрашивает: «Мама, скажи, что такое сифилис?» Ого! Ничего себе вопросы у ребёнка! Но отвечать-то надо. Говорю:
«Это такая болезнь». Дочечка с радостью, оттого, что она знает больше, чем я, объясняет: «А вот и нет! Это грязь, беспорядок». С облегчением спрашиваю: «Кто тебе это сказал?» «Бабушка, - отвечает дочь, - я ей сейчас пол мыла, а она мне говорит: «Лариска, выгреби у меня из - под кровати сифилис». Так что сифилис не всегда то, что вы думаете, а и грязь, беспорядок.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев