родился Николай Николаевич Харламов (с. Веретево, Ковровский уезд, Владимирская губерния) - художник, портретист, иконописец, мозаичист и педагог.
Сын священника. В 1874-78 гг. учился во Владимирском духовном училище. В 1882 году окончил Духовную семинарию, но священником не стал. Художественные способности у него проявились ещё в детстве, а в годы учёбы страсть к рисованию ещё более окрепла. В 1883-91 гг. обучался в Императорской Академии художеств, сразу на двух отделениях: портретном и историко-жанровом под руководством В.П.Верещагина, В.И.Якоби и П.П.Чистякова. Регулярно получал медали всех достоинств за свои работы: в 1886 году - 2 малых серебряных медали, в 1887 - большую серебряную медаль, в 1888 - золотую поощрительную медаль им. М.Виже-Лебрен за экспрессию. В 1888 году заканчивает научный курс в Академии и завоевывает большую серебряную медаль. В 1889 году за выполнение конкурсной программы "Ангел выводит апостола Петра из темницы" награждается малой золотой медалью, а в 1891 в звании классного художника II степени выпускается из Академии.
В 1891 году отбывал воинскую повинность в г. Владимире, но не прекращал заниматься живописью. В 1892-01 гг. был директором Холуйской школы иконописания (Владимирская губерния). Под его руководством артелью учащихся создавались иконы, расписывались храмы, иконостасы по всей России и за её пределами. На Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде выделялись работы его учеников. Созданный ими образ Христа был настолько удачен, что им заинтересовалась комиссия, ведающая внутренним убранством храма Воскресения Христова на Крови в Санкт-Петербурге. В 1896 году был приглашён участвовать в конкурсе на создание картонов для мозаик Храма Спаса на Крови. В 1890-х гг. принял деятельное участие в росписи Никольской церкви российского посольства в Вене. В 1897-00 гг. создал для мозаик интерьера храма Воскресения Христова 42 картона, по которым были набраны иконы и композиции "Христос Пантократор", 8 серафимов, 4 евангелиста, 4 изображения ангелов со страстями, "Евхаристия" на тему "Тайной вечери" в алтаре, "Спас Еммануил", "Богоматерь", "Спас Благое Молчание", "Иоанн Предтеча", "Христос во славе", "Святой Иоанн Златоуст", "Святой Василий Великий", текст молитвы перед причастием, "Святые Стефан Пермский и Исаакий Далматский»", "Святые Кирилл и Мефодий", фриз из серафимов, 8 изображений сил небесных, 8 изображений ангелов.
За заслуги в области монументального религиозного искусства в 1910 году был избран академиком живописи. В начале 1900-х гг. участвовал в создании мозаик для интерьера собора Святого Александра Невского в Варшаве, а потом создавал иконы для великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости.
После революции брал заказы на картины от Академии художеств и частных лиц, а также занимался делами волостного земства. В 1919 году возглавил подотдел искусства местного уездного отдела народного образования в г. Вязники. При его участии была сохранена прекрасная коллекция живописи и икон, которая стала основой Вязниковского музея. Харламов стал его первым директором. В 1923 году оставляет свою деятельность в Вязниках и посвящает остаток жизни только творческой работе. По предложению Иваново-Вознесенского губкома создаёт галерею образов видных революционеров текстильного края: С.И.Балашова, М.А.Багаева. Е.Н.Дунаева и др. Всего около 80 работ. Член Ассоциации художников революционной России. Последние годы жизни провёл в с. Тименки Вязниковского уезда.
Скончался Николай Николаевич 4 декабря 1935 года (с. Тименки, Вязниковский район, Ивановская Промышленная область). Его картины находятся в Государственном музее палехского искусства и других музеях России.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2