Этот инструмент считается очень древним, а также традиционно «изысканным» и «утончённым», о чем свидетельствует цитата «джентльмен не расстаётся со своим гуцинь без веской на то причины», которая приписывается Конфуцию. Инструмент иногда называют «отцом китайской музыки» или «инструментом мудрецов».
Традиционно инструмент назывался просто «цинь» (琴), но к двадцатому веку этот термин стал применяться и ко многим другим, похожим музыкальным инструментам. Приставка «гу-» (古) означает «древний» и была позже добавлена для пояснения. Ещё один вариант названия инструмента — «цисянь-цинь» , «семиструнная цитра»). Гуцинь иногда неточно называют «лютней» или «настольной арфой», что не совсем верно.
Гуцинь — весьма тихий инструмент с диапазоном около четырёх октав, а его открытые струны настраиваются в низком, басовом регистре. Его самый низкий звук соответствует самой низкой ноте на виолончели.
Изначально у инструмента было пять струн, но были найдены древние инструменты, похожие на него, с 10 или более струнами. Современная форма была стандартизирована в течение двух тысячелетий.
Существует более 3 тысяч известных произведений для гуцинь. В 2003 году комитет всемирного наследия ЮНЕСКО объявил китайский гуцинь частью всемирного культурного наследия, а в 2006 году гуцинь был включен в Список национального нематериального культурного достояния Китая.
Легенда гласит, что гуцинь имеет историю около 5000 лет, а к его созданию причастен ряд легендарных деятелей предыстории Китая. Многие книги, опубликованные до двадцатого века, трактуют это как фактическое происхождение инструмента, хотя сейчас это рассматривается как мифология. В последние несколько десятилетий точное происхождение инструмента всё ещё остаётся предметом споров.
В 1977 году запись «Flowing Water» (Liu Shui, в исполнении Guan Pinghu) была выбрана для включения в золотую пластинку «Voyager Golden Record», содержащую музыку со всего мира, которая была отправлена в космос на космических кораблях Voyager.
Причиной выбора произведения, исполняемого на этом конкретном инструменте, является то, что звуковая структура инструмента и его музыкальная шкала основана на фундаментальных физических законах, связанных с вибрацией и обертонами, что в целом хорошо демонстрирует интеллектуальные способности человека в этом вопросе.
Существует достаточно обширная древняя литература, посвящённая инструменту и технике игры на нём. Также существуют разные школы и общества, которые передают различные идеи и художественные традиции. Для гуцинь есть специальные табулатуры, разработанные с древних времён.
Стиль может значительно различаться между школами — некоторые очень похожи, а другие очень различны. Различия часто заключаются в интерпретации музыки. Северные школы, как правило, более энергичны в технике, чем южные.
В современных условиях различие между школами и стилями часто размыто, так как один и тот же исполнитель может учиться у представителей разных школ и впитывать все стили, особенно в случае консерваторского обучения.
Согласно книге «Cunjian Guqin Zhifa Puzi Jilan», для гуцинь используется свыше тысячи различных техник, с табулатурами или без них. Большинство техник устарели, но около 50 из них всё ещё существуют в современном исполнении.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев