Начать разговор о родословной Вахрушевых побудила заметка, вернее ссылка, сделанная Светланой Шойжоновой- Батуевой. Семен Вахрушев написал заметку о своей маме, которой 2 апреля 2021 годо исполнилось бы 100 лет. Я приведу ее полностью:
"100 лет со дня рождения 2 апреля 2021 года исполнилось моей маме Вахрушевой Марии Михайловне. Хотелось бы рассказать о ее судьбе и роде Вахрушевых, из которого она происходит, для будущих поколений нашей семьи. Судьба Марии Михайловны похожа на нелегкие судьбы женщин ее поколения. Много горя пришлось на их долю, много пришлось им трудиться. Мария Вахрушева родилась в селе Хасурта и происходит из славного рода Вахрушевых, о котором нужно рассказать особо. Начало этому роду положил основатель Хасуртаевского селения Андриан Вахрушев, крещеный бурят, получивший свою фамилию от русского отставного казака Верхнеудинского поселка Вахрушева, сопровождавшего в поездках по этим краям священника-миссионера и исполнявшего при проведении обрядов крещения местных жителей роль воспреемника при крещении. Андриан Вахрушев женился на русской девушке и стал оседлым, поселившись в Хасуртаевском урочище. У него родились двое детей: сын Петр и дочь Варвара. У его сына Петра Андриановича с русск...Ещё"100 лет со дня рождения 2 апреля 2021 года исполнилось моей маме Вахрушевой Марии Михайловне. Хотелось бы рассказать о ее судьбе и роде Вахрушевых, из которого она происходит, для будущих поколений нашей семьи. Судьба Марии Михайловны похожа на нелегкие судьбы женщин ее поколения. Много горя пришлось на их долю, много пришлось им трудиться. Мария Вахрушева родилась в селе Хасурта и происходит из славного рода Вахрушевых, о котором нужно рассказать особо. Начало этому роду положил основатель Хасуртаевского селения Андриан Вахрушев, крещеный бурят, получивший свою фамилию от русского отставного казака Верхнеудинского поселка Вахрушева, сопровождавшего в поездках по этим краям священника-миссионера и исполнявшего при проведении обрядов крещения местных жителей роль воспреемника при крещении. Андриан Вахрушев женился на русской девушке и стал оседлым, поселившись в Хасуртаевском урочище. У него родились двое детей: сын Петр и дочь Варвара. У его сына Петра Андриановича с русской женщиной Прасковьей Петровной родилось 4 сына и 2 дочери. И от них ведется род Вахрушевых, который стал настолько многочисленным, что чтобы отличить по происхождению «Вахрушей» их стали делить по именам сыновей Петра Андриановича на Алексеевских, Михайловских, Яковлевских и Васильевских. Каждый из Вахрушевых тогда знал свою ветку, что желательно бы знать и сейчас современным потомкам рода. Мария Михайловна происходила из Васильевской ветки: Петр Андрианович Вахрушев Василий Петрович Вахрушев Семен Васильевич Вахрушев Михаил Семенович Вахрушев (отец моей мамы Марии Михайловны). В своей замечательной книге «Вглубь уходящие корни» историк-краевед Виктор Филиппович Иванов (с. Хасурта) рассказал о бытующей в роду Вахрушевых легенде о происхождении рода от одного из декабристов, вышедшего на Сенатскую площадь и отбывавшего каторгу в Петровском заводе, а отбыв каторгу он «перемахнул через хребты» и оказался в урочище Хасурта, женился там на местной женщине-бурятке.
В доказательство этого авторы гипотезы приводят установленную на родовом хасуртаевском кладбище на могиле Петра Андриановича Вахрушева плиту, отлитую в Петровском заводе. По этой версии отбывавшие каторгу в Петровском заводе узники-декабристы поклялись увековечивать память умерших надгробными чугунными плитами. На плите сделана надпись: «Покой Господи душу раба твоего. Здъсь покоится прахъ инородца Петра Андриановича Вахрушева, умершаговъ 1876 г. 7 сеньтябр и оставившаго 43 человъка обоего пола, которыми признательно и устроенъэтотъпамятникъ». Так это или не так, не установлено, но с давних лет выходцы из рода считались умными, грамотными людьми. Даже те, которым судьба не позволила продолжить школьное образование. Хасуртаевские Вахрушевы были тружениками и занимались хлебопашеством в отличие от некоторых других карымских семей, предпочитавших заниматься охотой и рыбной ловлей. Оседлые буряты и карымы села Хасурта исповедовали православие. Из поколения в поколение передавался в ...ЕщёВ доказательство этого авторы гипотезы приводят установленную на родовом хасуртаевском кладбище на могиле Петра Андриановича Вахрушева плиту, отлитую в Петровском заводе. По этой версии отбывавшие каторгу в Петровском заводе узники-декабристы поклялись увековечивать память умерших надгробными чугунными плитами. На плите сделана надпись: «Покой Господи душу раба твоего. Здъсь покоится прахъ инородца Петра Андриановича Вахрушева, умершаговъ 1876 г. 7 сеньтябр и оставившаго 43 человъка обоего пола, которыми признательно и устроенъэтотъпамятникъ». Так это или не так, не установлено, но с давних лет выходцы из рода считались умными, грамотными людьми. Даже те, которым судьба не позволила продолжить школьное образование. Хасуртаевские Вахрушевы были тружениками и занимались хлебопашеством в отличие от некоторых других карымских семей, предпочитавших заниматься охотой и рыбной ловлей. Оседлые буряты и карымы села Хасурта исповедовали православие. Из поколения в поколение передавался в нашей семье старинный крест, который сейчас хранится у брата Сергея. Отец Марии Михайловны – Михаил Семенович Вахрушев построил в начале ХХ века в Хасурте большой многооконный дом-пятистенок (дом не сохранился). Дом по его заказу строила бригада плотников-столяров под руководством самохода Савватеева. Окна дома были украшены красивой резьбой. Двустворчатые ставни были выкрашены голубой краской. В семье было три сына (Александр, Иосиф, Николай) и четыре дочери (Василиса, Александра, Мария и Раиса). Жить бы и жить в этом доме семье, но в годы раскулачивания хозяйство М.С.Вахрушева было признано кулацким, все имущество конфисковано, а семью выслали в бурятское село Бильчир (в переводе Междуречье), расположенное за селом Тэгда. Марии Михайловне пришлось много трудиться. Начало войны пришлось на ее двадцатилетие. Мужчины села ушли на фронт. И женщинам, и девушкам пришлось взять на себя их работу. Мария работала в МТС в тракторной бригаде, трактористом на таких тракторах, как ХТЗ-30 или НАТИ, которые использовались тогда в сельском хозяйстве колхоза имени Калинина, позднее работала в совхозе «Курбинский», в полеводческих бригадах. Колхоз и совхоз выращивали тогда такие культуры, как зерновые (рожь, пшеницу, овес, гречиху, просо), а также овощные (картофель, капусту, брюкву, морковь, турнепс и др.). За работу в годы войны Мария Михайловна получила медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Работала Мария Михайловна и истопником в школе, и в совхозной кочегарке. Современной женщине, которая считает, что устает на работе, и не представить, каким тяжелым был женский труд тех лет. Из Бильчира Мария Михайловна переехала жить в село Тэгда, название которого в переводе означает «дождь» и называется так, потому что расположено на отрогах хребта Улан-Бургасы, где так часто идут дожди, но именно в Тэгде Мария Михайловна обрела свое женское и материнское счастье.
Ее мужем стал демобилизованный из армии Иван Федорович Шаршов, приехавший в Тэгду как специалист-строитель, ставший затем экономистом совхоза «Курбинский». Здесь в Тэгде родились мы – три сына Марии Михайловны: Семен, Сергей и Михаил. Мы с огромной благодарностью вспоминаем свое детство и мамину заботу. Мне в детстве приходилось помогать маме и с тех пор я многое умею делать своими руками: косить траву, стричь овец, объезжать лошадей и многое еще другое. В 1976 г. семья переехала в Хасурту. Жители сел Тэгда и Хасурта до сих пор помнят шуструю, неуемную и хлебосольную «бабушку Шаршиху» (как по сельской традиции ее звали). Она поспевала во всем и везде. У нашего дома вечно останавливались машины людей, проезжавших через село, т.к. в доме всегда кипел самовар и для гостей было готово угощение. Соседи удивлялись: Это что, все ваши родственники? Мы помним вкуснейший мамин хлеб из печи. А какими вкусными были ее беляшики! Помню, как зимними вечерами семья лепила пельмени. Самыми аккур...ЕщёЕе мужем стал демобилизованный из армии Иван Федорович Шаршов, приехавший в Тэгду как специалист-строитель, ставший затем экономистом совхоза «Курбинский». Здесь в Тэгде родились мы – три сына Марии Михайловны: Семен, Сергей и Михаил. Мы с огромной благодарностью вспоминаем свое детство и мамину заботу. Мне в детстве приходилось помогать маме и с тех пор я многое умею делать своими руками: косить траву, стричь овец, объезжать лошадей и многое еще другое. В 1976 г. семья переехала в Хасурту. Жители сел Тэгда и Хасурта до сих пор помнят шуструю, неуемную и хлебосольную «бабушку Шаршиху» (как по сельской традиции ее звали). Она поспевала во всем и везде. У нашего дома вечно останавливались машины людей, проезжавших через село, т.к. в доме всегда кипел самовар и для гостей было готово угощение. Соседи удивлялись: Это что, все ваши родственники? Мы помним вкуснейший мамин хлеб из печи. А какими вкусными были ее беляшики! Помню, как зимними вечерами семья лепила пельмени. Самыми аккуратными и миниатюрными были пельмени Ивана Федоровича. В мамином доме всегда всего было в запасе: муки, мяса, молочных продуктов, сахара, сигарет. В хозяйстве держали коров, овец, свиней, кур. Мама научила нас жить своим честным трудом и уважать людей. Мы, благодаря родительской поддержке, получили свой путь в жизни. Я окончил Томский институт автоматизированных систем управления и радиоэлектроники (ТИАСУР) и работал на предприятии «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва», где сейчас работает также младший брат Михаил, окончивший Сибирскую аэрокосмическую академию. Сейчас он - заместитель начальника одного из цехов предприятия, в котором изготавливаются и разработки старшего брата. Брат Сергей стал высококвалифицированным электрогазосварщиком, работал на крупнейших предприятиях Сибири, живет в г. Улан-Удэ. Мария Михайловна Вахрушева ушла из жизни 28 октября 2000 года и похоронена на родовом кладбище села Хасурта рядом с мужем Иваном Федоровичем Шаршовым, которого не стало в 1994 году. Нашлась видеозапись, сделанная в Хасурте в 1990-х годах. Будем часто пересматривать и передавать последующим поколениям ее фрагмент – мама идет по улице Хасурты, присаживается на скамейку у соседского дома вместе с другими жителями села."
Я была очень поражена тем, что кто-то с такой любовью собирал по крупицам историю предков. А главное, были проведены исследования советского периода, в том числе и периода коллективизации и раскулачивания, документов, к изучению которых допускаются в основном только родственники. Этот материал дополняется рассказами старших родных. И здесь следует отметить, что зачастую Вахрушевы проживали длинную,, полную трудностей и испытаний жизнь. Поэтому захотелось попробовать расписать свою версию. В моих записях нет Андриана, прародителя всех Вахрушевых. Поэтому там, где я заимствую записи со страницы Семена Вахрушева, живущего в г.Петрозаводске, я буду делать пометку- СВ. И еще, чтобы быть уверенной, я скопирую для вас со страницы Семена статью о Вахрушевых, к сожалению, источник публикации не указан
Версии о появлении Вахрушевых очень интересны. Но если говорить о декабристских корнях, то здесь много сомнений. Заглянем в интернет:" Всего в сибирскую ссылку было отправлено 124 участника декабристских организаций, 96 из них — в каторжную работу, остальные — на бессрочное поселение и ссылку в сибирские гарнизоны.
Отправка декабристов в Сибирь началась в июле 1826. Отправляли небольшими партиями (2—6 чел.) в сопровождении жандармов и фельдъегеря. Для скорейшей доставки к месту наказания и сохранения секретности их везли на телегах. От Санкт-Петербурга до Иркутска на дорогу уходило от 24 до 37 дней и еще 15—20 дней занимал путь до Читы.
Смерть Николая I в феврале 1855 возродила у оставшихся в живых Декабристов надежду на возвращение на родину. В день коронации 26 августа 1856 новый император Александр II подписал манифест об амнистии Декабристов. Правда, дарованная им свобода имела
...ЕщёВерсии о появлении Вахрушевых очень интересны. Но если говорить о декабристских корнях, то здесь много сомнений. Заглянем в интернет:" Всего в сибирскую ссылку было отправлено 124 участника декабристских организаций, 96 из них — в каторжную работу, остальные — на бессрочное поселение и ссылку в сибирские гарнизоны.
Отправка декабристов в Сибирь началась в июле 1826. Отправляли небольшими партиями (2—6 чел.) в сопровождении жандармов и фельдъегеря. Для скорейшей доставки к месту наказания и сохранения секретности их везли на телегах. От Санкт-Петербурга до Иркутска на дорогу уходило от 24 до 37 дней и еще 15—20 дней занимал путь до Читы.
Смерть Николая I в феврале 1855 возродила у оставшихся в живых Декабристов надежду на возвращение на родину. В день коронации 26 августа 1856 новый император Александр II подписал манифест об амнистии Декабристов. Правда, дарованная им свобода имела ограничения в виде запрета проживать в столицах и обязательного полицейского надзора. Амнистией воспользовались только 32 декабриста, 50 не дожили до царской «милости», а 8 человек, потеряв связь с родными и не имея материальных возможности для переезда, остались в Сибири."
Сбежать, когда их этапировали малыми партиями, а учитывали как особо опасных государственных преступников- это вряд ли... К тому же после 1856 года осталось только 8 человек, а еще через 30 лет, на момент смерти Петра Андриановича- вряд ли кто и был жив вообще.
А вот другая версия звучит правдоподобно, тем более, что в списках 1802 года в составе Верхнеудинской казачьей команды значится Данила Иванович Вахрушев, 46 лет. Возможно, сам Данила Иванович, а может у него был сын Андриан, сопровождали миссионеров в наших местах. Ведь казачьи дети зачислялись на службу вслед за отцами.
СВ- В первом поколении означен крещенный инородец Андриан Вахрушев, который в 1804 году был обвенчан с русской девушкой, у них обозначены двое детей. Варвара Андриановна сбежала к Мильгунову Ксенафонту Андреевичу в 1826 году, оседлому инородцу Унэгэтейского селения и была обращена в раскол. В том же году Петр Андрианович женился на русской девушке Прасковье Петровне. Петр Андрианович упоминается в 1868 году, гле ему 53 года, получается годы жизни 1805- 7.9.1886, прожив 81 год оставил 43 потомка после себя. В конце попробуем подсчитать..А пока Петр и Варвара -это 2-е поколение.
В 3-м поколении дети Петра Андриановича и Прасковьи Петровны: Василий Петрович, родился 17.3.1831. 1-я Жена 1828 гр. Ефимия Гавриловна Мурзина, венчаны 19.2.1850г.
2-я жена Василия Петровича- 1840гр.Акилина Федоровна. Яков Петрович, умер 31.10.1912 года в возрасте 84-х лет, получается 1828-1912. В списках 1868г. ему 33 года, т.е.год рождения 1835, и такое часто случалось. Его жена Прасковья Константиновна умерла 24.12 1884 в возрасте 42-х лет от водянки, получается 1842-1884, а в списках 1868г. ей 33 года. 2-я жена Якова Петровича- Евдокия Дмитриевна. СВ- в двух браках у Якова Петровича родилось 13 детей, правда, у меня получилось немного больше.. Павел Петрович родился 28.6.1839, его жена 1829гр. СВ- Варвара Ивановна Мартынова. Самый младший из четырех сыновей Алексей Петрович был ровесником своей жены Евдокии Карповны, которая умерла 8.5.1911 года.
Дочь Дарья Петровна умерла 17.2.1839 в возрасте 12 лет от простуды, т.е 1827-1839. Дочь елена родилась 27.4.1843 года, ее судьбу проследить не удалось. Итак, в третьем поколении Вахрушевых 4 сына и 2 дочери. А далее пошло подразделение на ветки по именам сыновей: Васильевичи, Яковлевичи, Алексеевичи. И еще ветка Михайловичей- но это уже по сыну Павла Петровича. С него и начнем..
Итак, У павла Петровича и Варвары Ивановны в 1868 году записаны два сына Порфирий 4-х лет и годовалый Михаил. Видимо, Порфирий умер в младенчестве. А Михаил- представитель четвертого поколения возглавил свою ветку как единственный сын своих родителей. СВ- Михаил Павлович подвергся репрессиям и 13.2.1938 года был приговорен к ВМН. Жена Казазаева Авдотья Васильевна.
В пятом поколении дети Павла Петровича и Варвары Ивановны: Павел Мих, Иван Михайлович, Еремей Михайлович, Лев(Леонид) Михайлович 1904-1995, Евтей Михайлович 1908-п/в 9.1943 и Никита Михайлович 1911-1941. Иван и Еремей- участники боев периода гражданской войны, Леонид партийный и госслужащий.-СВ, Леонид прошел горнило войны, Евтей и Никита сложили головы на фронте. Я не уверена в родстве, но погибший на войне Николай Павлович 1907-1943, был сыном Павла Михайловича
По ветке Алексеевских: в 4-м поколении дети Алексея Петровича и Евдокии Карповны: 1.Семен Алексеевич, 1866 гр., 1-я жена 1870гр Степанида Николаевна Вильмова, с которой венчан 7.1.1888 года. 2-й раз был венчан 8.7.1909 года со вдовою Евдокией Павловной Евсюковой, которой в то время было 26,5 лет. 2. Иннокентий Алексеевич,1868гр.СВ-1-я жена вдова Зиновья Мартынова, 2-я жена Евдокия Изотьевна Мартынова. О их детях у меня данных нет. 3. Николай Алексеевич, 1881 гр., его жена 1888гр Фекла Ивановна Воробьева, венчаны 9.11.1905. 4. Венедикт Алексеевич, 1-я жена- Мария Филипповна, 2-я -Степанида. 5.дочь Васса прожила совсем мало 4.8.84-1.9.84. 6. Ульяния Алексеевна родилась 1.3.1886, 7. Олимпиада Алексеевна, 1878 гр, ее муж 1878гр Филиппов Степан Георгиевич.8. Мария Алексеевна, 1871гр, муж 1869гр. Федор Дмитриевич Мурзин, венчаны 11.1.1904
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 75
Вахрушевой Марии Михайловне. Хотелось бы рассказать о ее судьбе и роде
Вахрушевых, из которого она происходит, для будущих поколений нашей семьи.
Судьба Марии Михайловны похожа на нелегкие судьбы женщин ее поколения. Много
горя пришлось на их долю, много пришлось им трудиться. Мария Вахрушева родилась
в селе Хасурта и происходит из славного рода Вахрушевых, о котором нужно
рассказать особо. Начало этому роду положил основатель Хасуртаевского селения
Андриан Вахрушев, крещеный бурят, получивший свою фамилию от русского
отставного казака Верхнеудинского поселка Вахрушева, сопровождавшего в поездках
по этим краям священника-миссионера и исполнявшего при проведении обрядов
крещения местных жителей роль воспреемника при крещении. Андриан Вахрушев
женился на русской девушке и стал оседлым, поселившись в Хасуртаевском урочище.
У него родились двое детей: сын Петр и дочь Варвара. У его сына Петра
Андриановича с русск...Ещё"100 лет со дня рождения 2 апреля 2021 года исполнилось моей маме
Вахрушевой Марии Михайловне. Хотелось бы рассказать о ее судьбе и роде
Вахрушевых, из которого она происходит, для будущих поколений нашей семьи.
Судьба Марии Михайловны похожа на нелегкие судьбы женщин ее поколения. Много
горя пришлось на их долю, много пришлось им трудиться. Мария Вахрушева родилась
в селе Хасурта и происходит из славного рода Вахрушевых, о котором нужно
рассказать особо. Начало этому роду положил основатель Хасуртаевского селения
Андриан Вахрушев, крещеный бурят, получивший свою фамилию от русского
отставного казака Верхнеудинского поселка Вахрушева, сопровождавшего в поездках
по этим краям священника-миссионера и исполнявшего при проведении обрядов
крещения местных жителей роль воспреемника при крещении. Андриан Вахрушев
женился на русской девушке и стал оседлым, поселившись в Хасуртаевском урочище.
У него родились двое детей: сын Петр и дочь Варвара. У его сына Петра
Андриановича с русской женщиной Прасковьей Петровной родилось 4 сына и 2
дочери. И от них ведется род Вахрушевых, который стал настолько многочисленным,
что чтобы отличить по происхождению «Вахрушей» их стали делить по именам
сыновей Петра Андриановича на Алексеевских, Михайловских, Яковлевских и
Васильевских. Каждый из Вахрушевых тогда знал свою ветку, что желательно бы
знать и сейчас современным потомкам рода. Мария Михайловна происходила из
Васильевской ветки: Петр Андрианович Вахрушев Василий Петрович Вахрушев Семен
Васильевич Вахрушев Михаил Семенович Вахрушев (отец моей мамы Марии
Михайловны). В своей замечательной книге «Вглубь уходящие корни»
историк-краевед Виктор Филиппович Иванов (с. Хасурта) рассказал о бытующей в
роду Вахрушевых легенде о происхождении рода от одного из декабристов,
вышедшего на Сенатскую площадь и отбывавшего каторгу в Петровском заводе, а
отбыв каторгу он «перемахнул через хребты» и оказался в урочище Хасурта,
женился там на местной женщине-бурятке.
хасуртаевском кладбище на могиле Петра Андриановича Вахрушева плиту, отлитую в
Петровском заводе. По этой версии отбывавшие каторгу в Петровском заводе
узники-декабристы поклялись увековечивать память умерших надгробными чугунными
плитами. На плите сделана надпись: «Покой Господи душу раба твоего. Здъсь
покоится прахъ инородца Петра Андриановича Вахрушева, умершаговъ 1876 г. 7
сеньтябр и оставившаго 43 человъка обоего пола, которыми признательно и
устроенъэтотъпамятникъ». Так это или не так, не установлено, но с давних лет
выходцы из рода считались умными, грамотными людьми. Даже те, которым судьба не
позволила продолжить школьное образование. Хасуртаевские Вахрушевы были
тружениками и занимались хлебопашеством в отличие от некоторых других карымских
семей, предпочитавших заниматься охотой и рыбной ловлей. Оседлые буряты и
карымы села Хасурта исповедовали православие. Из поколения в поколение
передавался в ...ЕщёВ доказательство этого авторы гипотезы приводят установленную на родовом
хасуртаевском кладбище на могиле Петра Андриановича Вахрушева плиту, отлитую в
Петровском заводе. По этой версии отбывавшие каторгу в Петровском заводе
узники-декабристы поклялись увековечивать память умерших надгробными чугунными
плитами. На плите сделана надпись: «Покой Господи душу раба твоего. Здъсь
покоится прахъ инородца Петра Андриановича Вахрушева, умершаговъ 1876 г. 7
сеньтябр и оставившаго 43 человъка обоего пола, которыми признательно и
устроенъэтотъпамятникъ». Так это или не так, не установлено, но с давних лет
выходцы из рода считались умными, грамотными людьми. Даже те, которым судьба не
позволила продолжить школьное образование. Хасуртаевские Вахрушевы были
тружениками и занимались хлебопашеством в отличие от некоторых других карымских
семей, предпочитавших заниматься охотой и рыбной ловлей. Оседлые буряты и
карымы села Хасурта исповедовали православие. Из поколения в поколение
передавался в нашей семье старинный крест, который сейчас хранится у брата
Сергея. Отец Марии Михайловны – Михаил Семенович Вахрушев построил в начале ХХ
века в Хасурте большой многооконный дом-пятистенок (дом не сохранился). Дом по
его заказу строила бригада плотников-столяров под руководством самохода
Савватеева. Окна дома были украшены красивой резьбой. Двустворчатые ставни были
выкрашены голубой краской. В семье было три сына (Александр, Иосиф, Николай) и
четыре дочери (Василиса, Александра, Мария и Раиса). Жить бы и жить в этом доме
семье, но в годы раскулачивания хозяйство М.С.Вахрушева было признано кулацким,
все имущество конфисковано, а семью выслали в бурятское село Бильчир (в
переводе Междуречье), расположенное за селом Тэгда. Марии Михайловне пришлось
много трудиться. Начало войны пришлось на ее двадцатилетие. Мужчины села ушли
на фронт. И женщинам, и девушкам пришлось взять на себя их работу. Мария
работала в МТС в тракторной бригаде, трактористом на таких тракторах, как
ХТЗ-30 или НАТИ, которые использовались тогда в сельском хозяйстве колхоза
имени Калинина, позднее работала в совхозе «Курбинский», в полеводческих бригадах.
Колхоз и совхоз выращивали тогда такие культуры, как зерновые (рожь, пшеницу,
овес, гречиху, просо), а также овощные (картофель, капусту, брюкву, морковь,
турнепс и др.). За работу в годы войны Мария Михайловна получила медаль «За
доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Работала
Мария Михайловна и истопником в школе, и в совхозной кочегарке. Современной
женщине, которая считает, что устает на работе, и не представить, каким тяжелым
был женский труд тех лет. Из Бильчира Мария Михайловна переехала жить в село
Тэгда, название которого в переводе означает «дождь» и называется так, потому
что расположено на отрогах хребта Улан-Бургасы, где так часто идут дожди, но
именно в Тэгде Мария Михайловна обрела свое женское и материнское счастье.
приехавший в Тэгду как специалист-строитель, ставший затем экономистом совхоза
«Курбинский». Здесь в Тэгде родились мы – три сына Марии Михайловны: Семен,
Сергей и Михаил. Мы с огромной благодарностью вспоминаем свое детство и мамину
заботу. Мне в детстве приходилось помогать маме и с тех пор я многое умею
делать своими руками: косить траву, стричь овец, объезжать лошадей и многое еще
другое. В 1976 г. семья переехала в Хасурту. Жители сел Тэгда и Хасурта до сих
пор помнят шуструю, неуемную и хлебосольную «бабушку Шаршиху» (как по сельской
традиции ее звали). Она поспевала во всем и везде. У нашего дома вечно
останавливались машины людей, проезжавших через село, т.к. в доме всегда кипел
самовар и для гостей было готово угощение. Соседи удивлялись: Это что, все ваши
родственники? Мы помним вкуснейший мамин хлеб из печи. А какими вкусными были
ее беляшики! Помню, как зимними вечерами семья лепила пельмени. Самыми
аккур...ЕщёЕе мужем стал демобилизованный из армии Иван Федорович Шаршов,
приехавший в Тэгду как специалист-строитель, ставший затем экономистом совхоза
«Курбинский». Здесь в Тэгде родились мы – три сына Марии Михайловны: Семен,
Сергей и Михаил. Мы с огромной благодарностью вспоминаем свое детство и мамину
заботу. Мне в детстве приходилось помогать маме и с тех пор я многое умею
делать своими руками: косить траву, стричь овец, объезжать лошадей и многое еще
другое. В 1976 г. семья переехала в Хасурту. Жители сел Тэгда и Хасурта до сих
пор помнят шуструю, неуемную и хлебосольную «бабушку Шаршиху» (как по сельской
традиции ее звали). Она поспевала во всем и везде. У нашего дома вечно
останавливались машины людей, проезжавших через село, т.к. в доме всегда кипел
самовар и для гостей было готово угощение. Соседи удивлялись: Это что, все ваши
родственники? Мы помним вкуснейший мамин хлеб из печи. А какими вкусными были
ее беляшики! Помню, как зимними вечерами семья лепила пельмени. Самыми
аккуратными и миниатюрными были пельмени Ивана Федоровича. В мамином доме
всегда всего было в запасе: муки, мяса, молочных продуктов, сахара, сигарет. В
хозяйстве держали коров, овец, свиней, кур. Мама научила нас жить своим честным
трудом и уважать людей. Мы, благодаря родительской поддержке, получили свой
путь в жизни. Я окончил Томский институт автоматизированных систем управления и
радиоэлектроники (ТИАСУР) и работал на предприятии «Информационные спутниковые
системы» имени академика М. Ф. Решетнёва», где сейчас работает также младший
брат Михаил, окончивший Сибирскую аэрокосмическую академию. Сейчас он -
заместитель начальника одного из цехов предприятия, в котором изготавливаются и
разработки старшего брата. Брат Сергей стал высококвалифицированным
электрогазосварщиком, работал на крупнейших предприятиях Сибири, живет в г.
Улан-Удэ. Мария Михайловна Вахрушева ушла из жизни 28 октября 2000 года и
похоронена на родовом кладбище села Хасурта рядом с мужем Иваном Федоровичем
Шаршовым, которого не стало в 1994 году. Нашлась видеозапись, сделанная в
Хасурте в 1990-х годах. Будем часто пересматривать и передавать последующим
поколениям ее фрагмент – мама идет по улице Хасурты, присаживается на скамейку
у соседского дома вместе с другими жителями села."
ссылку было отправлено 124 участника декабристских организаций, 96 из них — в
каторжную работу, остальные — на бессрочное поселение и ссылку в сибирские
гарнизоны.
Отправка декабристов в
Сибирь началась в июле 1826. Отправляли небольшими партиями (2—6 чел.) в
сопровождении жандармов и фельдъегеря. Для скорейшей доставки к месту
наказания и сохранения секретности их везли на телегах. От Санкт-Петербурга
до Иркутска на дорогу уходило от 24 до 37 дней и еще
15—20 дней занимал путь до Читы.
Смерть Николая I в феврале
...ЕщёВерсии о появлении Вахрушевых очень интересны. Но если говорить о декабристских корнях, то здесь много сомнений. Заглянем в интернет:" Всего в сибирскую1855 возродила у оставшихся в живых Декабристов надежду на возвращение на
родину. В день коронации 26 августа 1856 новый император Александр II подписал
манифест об амнистии Декабристов. Правда, дарованная им свобода имела
ссылку было отправлено 124 участника декабристских организаций, 96 из них — в
каторжную работу, остальные — на бессрочное поселение и ссылку в сибирские
гарнизоны.
Отправка декабристов в
Сибирь началась в июле 1826. Отправляли небольшими партиями (2—6 чел.) в
сопровождении жандармов и фельдъегеря. Для скорейшей доставки к месту
наказания и сохранения секретности их везли на телегах. От Санкт-Петербурга
до Иркутска на дорогу уходило от 24 до 37 дней и еще
15—20 дней занимал путь до Читы.
Смерть Николая I в феврале
1855 возродила у оставшихся в живых Декабристов надежду на возвращение на
родину. В день коронации 26 августа 1856 новый император Александр II подписал
манифест об амнистии Декабристов. Правда, дарованная им свобода имела
ограничения в виде запрета проживать в столицах и обязательного полицейского
надзора. Амнистией воспользовались только 32 декабриста, 50 не дожили до
царской «милости», а 8 человек, потеряв связь с родными и не имея материальных
возможности для переезда, остались в Сибири."