***
Издательство Никея выпустило книгу православного психолога Александра Ткаченко «Снежные чувства». Автор рассказывает, как избежать духовных ловушек, как отличить людей, нуждающихся в сострадании от манипуляторов, можно ли православному человеку наслаждаться жизнью и др.
Одна из тем касается христианской кротости, а точнее — «христианской» агрессии.
Слово «агрессия» обычно воспринимается нами как что-то плохое и недостойное. Наше воображение рисует образ опьяневших от безнаказанности уличных хулиганов, мужей, избивающих своих жен или какого-нибудь хама, беспардонно оскорбляющего людей.
Но, к сожалению, в таком бездумном отрицании любого нашего природного свойства всегда существует опасность впасть в другую крайность и сделать свою жизнь невыносимой.
Как определить допустимые границы агрессии и откуда она вообще взялась в человеке? Попробуем выяснить.
Церковь учит нас, что после грехопадения человек уподобился неразумным животным: приложился скотом несмысленным уподобился им (ПС. 48: 13, 21). Физическая природа человека, отпавшего от Бога, стала подобна природе любого живого существа на нашей планете.
Случаи, когда животное ведет себя агрессивно, наверно каждый сможет вспомнить без особого труда. Попробуйте забрать из миски косточку у самой миролюбивой собаки. Сразу станет понятно, что она умеет оскаливать зубы, поднимать шерсть и грозно рычать. Точно так же воинственно кошка будет защищать свое потомство даже в том случае, если противник вдесятеро больше ее по размеру. Даже обычный заяц, защищаясь от волка, может своими сильными задними лапами распороть живот хищнику.
Очевидно, что во всех случаях животные ведут себя агрессивно, защищая нечто очень важное для них: еду, потомство, жизнь. Но разве для человека эти вещи не так же важны? Да, можно сказать, что цивилизация создала целый ряд инструментов. Защищающих каждого своего члена от посягательств других. Закон, правоохранительные органы, армия. Но все мы знаем, что в жизни бывают случаи, когда эти цивилизованные «предохранители» сгорают и человек остается один на один со злом.
Митрополит Антоний Сурожский рассказывал такую историю. В восьмидесятые годы в храме было очень мало народу, приход был бедный. Владыка жил тогда при храме. Однажды кто-то стучится в дверь, владыка выходит: у двери грозного вида бродяга заявляет, что пришел грабить церковь.
И тут пожилой архиерей не бойцовской комплекции говорит: «Приготовься, сейчас я буду тебя бить. Предупреждаю заранее, несмотря на то, что я человек пожилой, побить я могу очень сильно, а поскольку я хирург, то и покалечить могу. Я тебя предупредил? Теперь давай драться». Бродяга, явно не ожидавший такого приема, недовольно что-то буркнул в ответ и ушел.
Так, готовность к отпору, проявленная пожилым архиереем, помогла ему защитить храм и уберегла человека от греха святотатства.
Гнев Иисуса Христа
Евангелие дает четкий ответ, был ли гнев в числе прочих человеческих свойств воспринят Богочеловеком при воплощении.
Почти все эпизоды, где иудеи пытаются своими вопросами спровоцировать Его на нарушение иудейского закона являются тому примерами. Иисус называет провокаторов лицемерами, змеями и гробами, наполненными нечистотами. Он проявляет невербальную агрессию в отношении к законникам, которые дали себе право толковать Закон и превратили Божьи заповеди в набор бессмысленных обрядов, за которыми разучились видеть человеческую боль и горе.
Самый яркий пример гнева Иисуса Христа дан в истории с изгнанием торговцев из храма, где Он от гневных взглядов перешел к действиям.
И здесь очень важно понять, на что Господь направлял свою агрессию. По общему мнению святых отцов, гнев Его был направлен на грех, творимый людьми. Причем не на любой грех, а только на тот, что народные учители иудеев творили под маской праведности. Блудница знала, что виновата, и Господь защитил ее от побивания камнями. Мытари понимали, что предали свой народ, и Господь приходил к ним в гости, ел с ними хлеб.
Иисус Христос в Евангелии проявляет агрессию только там, где нужно защитить границы настоящей праведности. Его гневный голос звучит лишь в тех случаях, когда грех пытается выдать себя за благочестие.
Ударили по одной щеке, подставь другую
В той или иной форме, агрессия присутствует практически в любом поведении людей, связанным с нашим самопредъявлением во внешний мир. Спросить у прохожего дорогу — значит вторгнуться в его внутренний мир, побеспокоить. Признаться девушке в любви — решительный шаг, вторжение в чужое психологическое пространство. Обратиться к начальству или высокому должностному лицу — значит проявить дерзость. Многие люди в таких ситуациях испытывают робость, неуверенность.
Но если человек не способен к таким здоровым формам проявления агрессии — то такому человеку можно только посочувствовать. Попросить у руководства прибавку к зарплате, сказать соседу, чтобы не курил на лестничной клетке, произнести тост на дружеской вечеринке, пригласить девушку на свидание — все это становится неразрешимой проблемой.
И дело тут в том, что гнев никуда не исчезает, просто он не находит естественного выхода, накапливается внутри человека. Это может привести к тому, что неспособный ответить хаму-начальнику человек сорвется дома на жене и детях. Либо начнет изводить себя бесконечными самообвинениями и чувством собственной ничтожности.
Не стоит оправдывать собственную нерешимость евангельской заповедью: «если тебя ударили по одной щеке, поставь другую». Чтобы правильно понять эти слова, нужно обратиться к историческому контексту, к какого склада людям они были сказаны.
У древних иудеев был скорее переизбыток агрессии, нежели ее недостаток. Они, несмотря на запреты, часто носили с собой оружие и были готовы применить его при первой же стычке. Даже некоторые апостолы, находясь рядом с Христом были вооружены. А апостол Петр, не задумываясь кинулся с ножом на стражников, пришедших арестовывать Учителя. Иудеи были готовы за выбитый зуб снести обидчику всю челюсть, а за выбитый глаз — отрезать голову. Вот к таким людям и обращался Иисус в Своей нагорной проповеди.
Христианская кротость — это не про слабость или невозможность дать отпор. Это про силу, которая способна себя сознательно удерживать.
Найти силы сказать «нет»
Чтобы научиться использовать агрессию в мирных целях, нужно научиться говорить «нет», когда мы не согласны с происходящим.
Так, у многих людей пристрастие к пьянству началось в юности с неумения отказать собутыльникам: «Ну ты что нас не уважаешь? Обидеть хочешь?» И человек, давясь от отвращения, выпивал предложенный ему стакан.
У такого рода подавления природной агрессии могут быть разные причины. И в каждом конкретном случае лучше разбираться с психологом индивидуально. А верующим людям с такой проблемой можно обратиться в молитве к Господу, о даровании мужества и решимости, когда того требуют обстоятельства.
Быть агрессивным человеком плохо. Бить жену и детей — отвратительно. Оправдывать насилие любыми причинами — лукавство и самообман. Но это не отменяет того, что в человеке присутствует природная способность к гневу, которую Сам Бог в него вложил. И лишь наша свободная воля может сделать его инструментом исполнения заповедей Евангелия, либо оружием их нарушения.
Иисус Христос обладал гневом, но никогда не позволял гневу обладать Собой. И если мы вдруг почувствовали, что возмущение и гнев выходят из-под нашего контроля, это верный признак того, что мы переходим границу. Но и там, где этого гнева нам не хватает для восстановления попранной справедливости, тоже следует задуматься — все ли у нас в порядке?
В балансе между двумя этими крайностями и находится здоровое употребление Божьего дара, который люди так часто используют не по назначению.
Из книги Александра Ткаченко «Снежные чувства».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 9