Давайте совершим небольшой экскурс в историю конкурсных публикаций об Алексее Султанове, ведь первые упоминания имени в прессе являются важной вехой для становления молодого музыканта.
Сегодня представляю Вашему вниманию статью в газете «Правда» за 26 июня 1986 года "Аппассионата не отменяется". Статья была написана после выступления Алексея на 2 туре VIII Международного конкурса Чайковского. Статью написали молодые журналистки Наталья Мишина и Галина Бацанова, которых история со сломанным Алешиным пальцем совершенно потрясла. Публикации в «Правде» значили очень много, это была газета номер один в Советском Союзе! Именно тогда о 16-летнем Алеше тотчас же узнали миллионы людей в СССР. Статья сыграла решающую роль в судьбе Алексея Султанова, как первое упоминание его имени в самой читаемой газете страны.
Ниже Вы можете прочитать текст статьи, увидеть фото из газеты и послушать в исполнении юного Алеши финал «Аппасионаты» (фрагмент).
"АППАСИОНАТА" НЕ ОТМЕНЯЕТСЯ
Случай на конкурсе.
Это случилось вечером 11 июня. Алеша Султанов, ученик средней специальной музыкальной школы при Ташкентской государственной консерватории, репетировал Бетховена перед первым туром конкурса. Как это произошло, он и сам не может объяснять. Помнит лишь, что подошел к роялю, неловким движением задел подставку, и большая крышка «Стейнвея» рухнула. Он даже не успел отдернуть пальцы. Почувствовал острую боль. И еще больше страх: как же он сможет играть? Номер у него был 43-й. Выступать не завтра — через несколько дней. Но заживет ли ушиб? Он не предполагал тогда, что дела его гораздо хуже — перелом.
На узкой гостиничной кровати пианист сидел с забинтованной рукой, похожий на обычного мальчишку, сорвавшегося с турника. Мама утешала: «Тебе всего шестнадцать, Алеша. Сыграешь на следующем конкурсе». И это утешение звучало как приговор.
Из окна он видел афиши конкурса, на экране телевизора каждый вечер играли его возможные соперники. А он был вынужден ходить на перевязки, делать компрессы и слушаться профессора» медицины, а не музыки.
— Сыграешь непременно, — убеждал профессор Московской консерватории Л. Наумов, а про себя думал о том, что в гипсе, как в скорлупе, умирает все: ноты, движение, ритм. Как в раковине, музыка поживет там еще день-другой, и исчезнет. Нет никакой гарантии, что это возникнет вновь. И все же на следующее утро, придя в класс, Наумов сказал: «Ну что ж, будем заниматься». «Откуда играть?» — спросил Алеша.
Но что можно сыграть одной рукой? Гаммы, необходимые упражнения. Есть, впрочем, и сочинения, написанные специально для левой руки. Но «Аппассионата» — это другое... Именно ее предназначалось исполнить Султанову на первом туре.
На репетиции он играл сонату Скрябина, сонату Шопена, этюды Рахманинова... «Не спеши»,— останавливал его профессор. Но он спешил, словно пытаясь заполнить музыкой вынужденное «молчание» правой руки. «Небрежно, поласковее»,— просил профессор. Но он играл все жестче и жестче. Он был почти жесток в своей игре — к музыке и к роялю. «Ну еще покруглее»,— профессор показывал овал. Но он был резок, угловат.
До прослушивания оставалось два дня. И здесь в самый раз вспомнить еще об одном человеке. Спортивный врач В. Сназин был тем самым врачом, что накладывал Султанову гипсовую повязку. Теперь же он выносил на суд коллег и педагогов фантастическую, немыслимую идею: разрешить мальчику играть на конкурсе под анестезией. Сам в недавнем прошлом спортсмен, он не раз оказывал помощь футболистам и хоккеистам, получившим травмы во время матчей. Но одно дело, когда потерявшей чувствительность рукой брал клюшку хоккеист. А тут задеревеневшими пальцами предстояло играть Скрябина, Шопена.
В назначенный час Султанов все-таки вышел на сцену. Сназин с ампулами хлорэтила стоял за кулисами. Никто еще не верил: ни жюри, ни публика, что такое возможно.
— Если доиграешь до конца «Аппассионату»,— шепотом сказал Сназин,— то доиграешь до конца все остальное.
От заморозки рука покрывалась голубым колючим инеем.. И когда он выходил на сцену и начинал играть, казалось, что и пальцы, и клавиши рояля сделаны из одного сверхпрочного белого материала. Правда, в отличие от клавиш пальцы еще искрились в лучах тысячесвечовых хрустальных люстр. Когда он кончил играть «Аппассионату», зал взорвался аплодисментами. И только врач знал: заморозки хватило лишь на четыре минуты. Кульминацию он играл теплыми, живыми, все чувствующими руками.
«Я до сих пор не могу поверить в эту историю. Но то, что он играл превосходно, это — факт»,— сказал после выступления один из членов жюри. Да, и сегодня многие в это не верят. А те, кто верит, задают по-человечески вполне объяснимый вопрос: «Зачем, ради чего это было сделано? Что и кому он хотел доказать?»
Задумываясь сегодня над этим необычным случаем, понимаешь одно: помимо мастерства, профессионализма, существует для истинного исполнителя еще одно, наверное, самое главное качество. Это — уважение к слушателям. «Ведь меня ждали в зале— сказал Алеша Султанов. — Да и неудобно было перед учителями, перед мамой, которая бросила все и приехала в Москву, перед членами жюри, которые пошли мне навстречу и перенесли день моего выступления. Ведь каждый человек за что-то в ответе...»
Вчера он играл на втором туре конкурса...
Источник: http://www.alexeisultanov.ru/archive1
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев