Предлагаю Вам почитать фрагмент брошюры конкурса Клайберна 1989 года, любезно предоставленный Вероникой Резниковской, участнице конкурса того года. Веронике большое спасибо за предоставленный материал и редактирование текста!
В фрагменте рассказывается, как проходил отбор участников на конкурс 1989 года в разных странах, в том числе и СССР.
Слова благодарности Юлии Шибельбейн за перевод.
Всемирная федерация международных музыкальных конкурсов и Ренате Роннефельд, представитель конкурса имени Бетховена, организовали для нас малый зал консерватории Мюнхена. Самым впечатляющим местом был изысканно красивый зал Аполлинее в театре Ла Фениче в Венеции. С этим помогли графиня Флоренс Марцотто и художественный руководитель "Ла Фениче" маэстро Джанни Тангуччи. Благодаря дополнительной помощи и присутствию графини ди Вальмарана, маркизы Висконти и других представителей венецианской аристократии, а также сотрудников театра, день прослушиваний прошел великолепно. Кроме того, театр обеспечил великолепную рекламу прослушиваниям. На афишах, напечатанных к сезону карнавала, значились новая постановка "Фаворитки" (режиссёр Паваротти), концерты оркестра "Ла Фениче" и, выделенные отдельной большой рамкой, отборочные прослушивания для участия в Восьмом Международном конкурсе пианистов имени Вана Клиберна.
Из-за плотного графика, который не допускал никаких изменений в расписании, команда возила с собой резервную систему, что в результате привело к примерно 400 фунтам перевеса и постоянному потоку переговоров с авиакомпаниями перед каждым этапом полета. Этот перевес создавал и определенные неудобства, особенно в Венеции, где все оборудование приходилось переносить с багажных тележек на лодки, с них к носильщикам багажа, пересекающим площадь Сан-Марко, в отель, в театр, обратно в отель, обратно через площадь Сан-Марко, обратно в лодки, пока его наконец не погрузили в самолет для поездки в Ленинград.
Русские, которые очень серьезно относятся к музыкальным конкурсам, традиционно определяли сами, каких кандидатов они отправят на соревнования. Однако для того, чтобы в процессе отбора не было исключений, русские согласились провести предварительное прослушивание очень большого количества претендентов, чтобы наша команда могла с комфортом снять на видео за один день тех, кого они отобрали.
Из отобранных на региональных конкурсах, прошедших в консерваториях по всем советским республикам, пятнадцать лучших кандидатов были отправлены в Ленинград, где жюри из одиннадцати человек прослушало их и выбрало пятерых для видео-отбора на конкурс Клиберна. Видеозапись была сделана в великолепном зале имени Глазунова Ленинградской консерватории, роскошном большом зале с отличной акустикой, в присутствии многочисленной разноплановой публики, включая студентов, пожилых любителей музыки и американского атташе по культуре. Весь этот процесс был очень хорошо организован Госконцертом, официальным государственным концертным агентством, совместно с Ленинградской консерваторией. Кроме того, нам помогали три молодых студента-пианиста консерватории, которым было сказано оставаться с командой на протяжении всего нашего пребывания и помогать нам во всём. Они не только сделали это, но и стали друзьями на всю жизнь.
После целого дня бурных переговоров в Москве с Госконцертом и "Мелодией", официальной российской звукозаписывающей компанией, мы вылетели в Варшаву, где прослушивание организовало польское государственное концертное агентство Pagart.
В Париже мадам Жозетт Сэмсон Франсуа из Международного общества друзей конкурса Вана Клиберна организовала прослушивание в фойе Равеля. В оригинальном жилом комплексе La Maison des Jeunes Musiciens в предместье Парижа, созданном в качестве жилого комплекса для студентов-музыкантов, был прекрасный небольшой зал, идеально подходящий для проведения таких концертов. Директор проекта месье Фриго и его жена приложили все усилия, чтобы оказать всевозможную помощь в сопровождении молодых музыкантов в репетиционные залы, а затем в зал, организовали угощения, украсили то сцену, поставили цветы в фойе и обеспечили обширные рекламные материалы, листовки, объявления в прессе, радио, рекламные ролики и т.д. Среди многих представителей общественности были известные представители средств массовой информации, что позволило прослушиваниям также послужить отличным источником информации о Фонде Вана Клиберна во Франции.
Наконец, в Будапеште два дня прослушиваний были подготовлены Тамашем Кленянски, еще одним коллегой из Всемирной федерации конкурсов, который отвечает за все конкурсы и фестивали венгерского музыкального агентства Interkoncert. Прослушивания проходили в оперной студии Академии имени Ференца Листа, которая славится своими традициями. Большой портрет Листа висел на стене в студии 201. В двадцати ярдах дальше по коридору находилась студия Белы Бартока, где он преподавал в течение многих лет.
По возвращении в Форт-Уорт 193 видеоплёнки были отредактированы до двадцатиминутных лент для просмотра жюри. Благодаря щедрому сотрудничеству компании Marvin Electronics, снабдившей наш Фонд самым современным оборудованием, и дизайну интерьера Боба Льюиса, на улице Ridgmar 2525 было оборудовано уютное и удобное помещение,в котором в течение восьми дней Минору Нодзима, Хоакин Сориано, Максим Шостакович, Ральф Вотапек и председатель Джон Джордано, должны были просмотреть все видеозаписи. Несмотря на то, что работа была тяжелой и длилась с утра до вечера, процесс прошел очень гладко, и жюри решило отобрать 40 пианистов для участия в конкурсе.
Члены жюри отметили, насколько полезными оказались видеозаписи, которые помогли им оценить и другие аспекты исполнителей, а также сохранить концентрацию на протяжении этих долгих дней. Хотя критики утверждают, что это не то же самое, что присутствовать при выступлении артиста лично, поразительно, как мало теряется при переводе.
Ричард Родзински
Международная видеосъемка участников конкурса стала возможной благодаря Фонду Энн Бернетт и Чарльза Тэнди. Фонд Вана Клиберна благодарит американскую корпорацию Sony за предоставленное оборудование и кассету.
А мы в завершение слушаем ту самую видеозапись, сделанную американцами в Ленинграде. Алексей Султанов играет Мефисто-вальс Листа и Этюд-картину Рахманинова.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1