В Рождественскую неделю хочется поделиться с Вами высказываниями Алексея Султанова из интервью 1998 года, вопросы задавал Герард Кимеклис.
- Ваше искусство называют стихийным, вулканическим. Вы отдаете себе отчет в таких качествах Ваших интерпретаций?
Не отдаю. И вообще подобные определения несерьезны. Я выражаю себя, свое отношение к Богу, миру и людям. К самому себе. Не задумываясь о том, какими эпитетами наградят мою игру. И какое впечатление она вызовет. Разве мы задумываемся о том, какое впечатление произведет на окружающих наше дыхание?... Хотя, с другой стороны, мне, как артисту, важно, чтобы моя игра была интересна публике. Не сочтите за противоречие, но власть над аудиторией упоительна.
- Что заставило Вас — лауреата солидных международных конкурсов и гастролирующего по всему миру артиста — принять участие в Одиннадцатом Московском? Жажда удостоиться официальных почестей от российских властей? Азарт еще раз проверить свою судьбу?
Позвал сладкий «дым» отечества. Я уже восемь лет живу в Соединенных Штатах. В России мои родители, здесь все родное. Хотел вернуться. Но признанным — Россией. Тем более, что в стране многое изменилось, кто-то забыл обо мне, кто-то вообще меня не знает. Да и наивная вера в демократическое переустройство общества подвела. Вывески поменялись, партийные билеты выброшены в мусорные корзины. Правда, не все. Однако тоталитарная, совковая сущность людей, их психология остались прежними. За иллюзии приходится платить.
- Вам не кажется, что Россия теряет деятелей культуры, которые в поисках признания и достойной оплаты труда уезжают за границу.
Кажется. Но России пророки не нужны. Ей нужны серые, послушные и мало чем отличающиеся друг от друга обыватели.
- Если бы Вы родились не в своем отечестве, а в другой стране, смог ли расцвести Ваш талант так же ярко и самобытно, как теперь?
Пожалуй, нет. Талант подпитывается всем укладом жизни родной земли, ее историей, культурой, вековыми традициями. Ее людьми, которые думают так, а не иначе. Попробуйте вырастить нашу березу где-нибудь в долине реки Амазонки. Она зачахнет.
- …Известный музыкальный критик Тамара Грум-Гржимайло увидела в Вашем пианизме рождение нового синтетического стиля XXI века, стиля на стыке форсированных звучаний и значительности художественных высказываний. Что Вы думаете по этому поводу?
Любое насилие всегда отвратительно. Поэтому в музыкальном исполнительстве следует говорить не о звуковой агрессии, а о звуковой мощи. Она оправдана, если служит выявлению концептуального замысла, образной идеи. Этого я и придерживаюсь. Если такой проницательный критик, как Тамара Николаевна, подметила в моей игре признаки нового направления, то я могу лишь быть благодарным ей. Сам я об этом никогда не задумывался.
В завершение слушаем Прелюдию и фугу B-dur из II тома ХТК И.С. Баха в исполнении Алексея Султанова на VIII Международном конкурсе им. П.И.Чайковского (1986 год).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3