Отмена крепостного права в России вызвала массовый поток переселенцев из разных губерний европейской части страны на вольготные земли Бийского уезда, в том числе и в город Бийск. Бийск привлекал переселенцев по многим причинам. Прежде всего, он являлся экономическим и административным центром обширного и богатого региона с плодородными землями, лесными и водными ресурсами. От Бийска до русско-китайской границы протянулся Чуйский тракт, по которому осуществлялась оживленная торговля с северо-западной Монголией. У переселенцев в этих местах открывались новые перспективы и возможности.
Значительное количество переселенцев давала Владимирская губерния, которая являлась важнейшим районом развития ткацких промыслов и текстильной промышленности, здесь были широко развиты товарно-денежные отношения, а сельское хозяйство для многих крестьян перестало являться основным занятием. Неудивительно, что переселенцы из Владимирской губернии на новых местах стремились не к получению земли и обзаведению крестьянским хозяйством, а к основанию какого-либо промышленного или торгового коммерческого дела.
В поисках новых возможностей в Бийск из Гороховецкого уезда Владимирской губернии после отмены крепостного права переселились и братья, происходившие из крестьянского сословия – Иван Матвеевич и Михаил Матвеевич Бодуновы.
Братья родились в деревне Борьково Мордвиновской волости Гороховецкого уезда в семье крепостных крестьян Матвея Савельевича и Марии Максимовны Бодуновых , Михаил Матвеевич родился 13 ноября 1832 года, а его брат, Иван Матвеевич родился 19 августа 1834 года.
Несколько позднее, на Алтае – в Барнауле и Бийске - также обосновались их племянники, сыновья их старшего брата Григория Михайловича: Григорий Григорьевич, Михаил Григорьевич, Василий Григорьевич и Ванифатий Григорьевич Бодуновы.
Григорий Григорьевич начинал в Монголии и по праву считался одним из основателей русско-монгольской торговли по Чуйскому тракту. Василий Григорьевич держал лавки в деревнях Тайна, Зыково, Шубенке и ряде других сел и деревень Алтая. У Ванифатия Григорьевича в деревне Красногорской была водяная мукомольная мельница, Михаил Григорьевич развивал промышленность в г. Барнауле.
Иван Матвеевич с семьей поселился в Бийске, со временем получил сословное купеческое свидетельство 2-й гильдии, после чего открыл несколько торговых лавок, в которых торговал мануфактурой, галантереей и табаком.
Михаил Матвеевич с женой Анной Ивановной (урожденной Соловьевой из деревни Шихири Мордвиновской волости Гороховецкого уезда) предпочли обосноваться в небольшом и тихом селении Улалинском. Огромное желание и предпринимательская жилка позволили вчерашнему крестьянину заняться торговлей по промысловому свидетельству 2-ого разряда.
Предпринимательскую карьеру Михаил Матвеевич Бодунов начал с торговли с коренным населением Горного Алтая и китайскими подданными в Кош-Агаче, где ежегодно в последних числах июня проходила ярмарка, на которую с русской стороны съезжались около ста человек самостоятельных торговцев и такое же, а иногда и большее количество торговцев, прибывших к границам со стороны Китая и Монголии. Торг производился путем товарообмена. Русские торговцы везли для обмена юфтевую кожу, различное сукно, железо, мелочные товары, лошадей и маральи рога, выменивая их на сурковые шкурки, соболей, разного рода рогатый скот и кирпичный чай.
В начале 1880-х гг. Бийской городской управой М. М. Бодунову было выдано купеческое свидетельство 2-й гильдии, а также билет на торгово-промышленное заведение и свидетельство на право торговли табаком. Михаил Матвеевич с этого времени стал именоваться бийским купцом 2-й гильдии.
После получения гильдейского свидетельства, Бодунов начал постройку в Улале в районе Базарной площади мануфактурной каменной лавки, предназначенной для торговли розничными товарами. Параллельно купец возвел в селе еще одно торговое заведение – мануфактурную деревянную лавку, месторасположение которой в архивных документах за 1893 г. описывается как «при доме». Возможно, речь идет о доме купца, в котором в настоящее время располагается Институт алтаистики им. С. С. Суразакова. К лету 1886 г. каменная и деревянная лавки купца Бодунова в Улале уже вполне успешно функционировали.
Михаил Матвеевич поддерживал достаточно тесные связи с родственниками, также проживавшими в Улале. В частности, с Василием Григорьевичем Бодуновым, который здесь управлял лавкой, принадлежащей его племяннику барнаульскому купцу Ванифатию Григорьевичу Бодунову, владельцу верфей, золотых приисков и заводов.
Семья купца, как и большинство семей того периода времени, была очень религиозной. Возможно поэтому на собственные средства в 1889 г. на старом улалинском кладбище Михаил Матвеевич начал строительство каменной церкви с колокольней.
Церковь была освящена в 1891 г. Преосвященным Владимиром, Епископом Бийским. Богослужения в церкви, как в кладбищенской, велись в дни поминовений и в день храмового праздника Успения Божьей Матери. По своей планировке, размерам и пропорциям церковь полностью копировала главный собор Улалы – Спасскую церковь, отличаясь от оригинала только размерами. Несколько лет Михаил Матвеевич был в Улале членом приходского попечительства, церковным старостой.
В архивных документах первых лет советской власти сведений о том, что здания, принадлежавшие купцу М. М. Бодунову, были национализированы, не встречается. В списках муниципализированного имущества по Улале имеется упоминание о двух домах, принадлежащих некой Бодуновой, которые у нее были изъяты под квартиры. Возможно, купец еще до эмиграции успел передать принадлежащее ему имущество жене или дочери, оставшимся в России. Достоверно выяснить это теперь вряд ли получится.
Купеческий дом с лавкой на Базарной площади перешёл в ведение государства, в разные годы в нем размещались областное земельное управление, краеведческий музей, областной архив, художественная школа, Государственная филармония Республики Алтай.
В жилом доме на Социалистической улице в годы гражданской войны находился штаб партизанского отряда Усольцева, позднее - вечерняя школа и городская библиотека. В конце 1920-х гг. для размещения Госбанка здание было надстроено. Однако уже в 1929 г. здание было отдано трём учреждениям - типографии издательства «Кызыл Ойрот», областному отделу народного образования и педагогическому техникуму. В настоящее время в нем располагается Институт алтаистики им. С. С. Суразакова.
Оба здания включены в перечень особо ценных памятников истории и культуры Республики Алтай.
Текст Татьяны Захаровой
#заграницей33региона
#история33региона
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1