Марийцы, как отмечали дореволюционные исследователи, жили между собой дружно и честно [Черемисы, 1878. С.4]. Воровство, хулиганство, злоумышленные действия в марийских деревнях встречались редко. Нарушители строго наказывались, иногда даже физически. Строго преследовалось конокрадство, кража хлеба, скота, личного имущества, любое проявление прелюбодеяния и разврата [Износков, 1869. С.6]. В таких случаях крестьяне проводили самосуды; иногда виновного убивали. Важную роль в процессе выявления нарушителя марийцы отводили присяге. Подозреваемого в проступке заставляли перешагивать через палочку, принесенную из священной рощи. При этом он произносил такое заклинание: «Пусть я так же засохну, как эта палка, если я говорю неправду!». Затем ему давали с кончика ножа кусок круто посоленного хлеба. Люди верили, что при ложной присяге обвиняемый получит неизлечимую рану от ножа. После присяги палка переламывалась пополам, что должно было привести к неминуемой смерти нарушителя [РГИА. Ф.821. Оп.133. Д.429. Л.26 об.–28].
Большое значение в жизни односельчан имела соседская взаимопомощь. «Будь ты живой или умирать станешь – пусть рядом будет твой сосед» – говорит народная мудрость. Помимо широко практиковавшейся соседской взаимопомощи в деревнях периодически устраивались коллективные формы взаимопомощи (мÿма). Существовала поочередная помощь при вывозке навоза на паровые поля, кошении и уборке сена, толчении кудели, разминании конопли. Мÿма устраивали иногда в день завершения уборки хлеба. Перед тем, как сжать последние колосья, проводили обряд «угощения серпа» (сорла пукшымаш).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев