Вскоре выезды врача В.Д. Ястремского были прекращены, а вопрос о реорганизации Ямского фельдшерского пункта на вышеобозначенных условиях не получил надлежащего разрешения вплоть до схода Ямского сельского общества, состоявшегося 9 апреля 1909 года на котором было постановлено:
1) вместо престарелого фельдшера Степанова пригласить другого опытного фельдшера с жалованием 480 руб. в год;
2) все необходимые медикаменты для аптеки выписывать по каталогу врача и ассигновать на это 600 руб. в год;
3) на оборудование кабинета необходимыми инструментами и мебелью по рекомендации врача ассигновать 150 руб.;
4) оплачивать извозчику по-прежнему за каждый выезд врача в Ямскую слободу и обратно по 1руб. 50 коп.
Вскоре после этого постановления, а именно 15 мая 1909 года, Ямское волостное правление обратилось в уездную управу с просьбой вновь командировать на фельдшерский Ямской пункт земского врача два раза в неделю для приема амбулаторных больных, в виду того, что все замеченные ранее недостатки в организации этого пункта устранены, а жители Ямской слободы лишены возможности получать врачебную помощь в случае серьезных заболеваний.
Вследствие этого ходатайства волостного правления Ямской слободы врачу Городского участка Ястремскому земской управой было вновь предложено выезжать в слободу Ямскую два раза в неделю по средам и субботам.
При возобновлении выездов врачом было выявлено, что прежние недостатки в организации Ямского фельдшерского пункта устранены не полностью:
1. На фельдшерский пункт в Ямской слободе приглашен не опытный школьный фельдшер, а ротный, с не соответствующими самостоятельной его деятельности познаниями, а в распоряжении этого фельдшера в настоящее время имеется большой ассортимент медикаментов с различного рода сильнодействующими средствами, из-за чего могут происходить частые не правильные их назначения.
2. Прием больных в пункте в воскресные и праздничные дни фельдшером не производится. Между тем именно эти дни являются для населения наиболее удобными для посещения амбулатории, и днем отдыха для фельдшера мог быть назначен другой какой-либо день.
3. Выдача медикаментов из аптеки для жителей Ямской слободы производится по рецептам всех врачей, что вызывает постоянные нарекания на фельдшера, не имеющего возможности предоставить их, из-за их отсутствия в сельской аптеке. Эти нарекания часто переходят даже в угрозы об его увольнении и мешают правильному ходу приема амбулаторных больных.
4. Выезды врача в слободу Ямскую организованы так же не вполне нормально. Обществом оплачиваются выезды извозчика только на амбулаторный пункт. Между тем с каждым днем увеличивается количество просьб о посещении врачом больных на дому. Отказ от таких поездок вызывает ропот и даже жалобы на врача. А эта деятельность врача должна быть особенно важной. Для этого необходим опытный школьный фельдшер, который мог бы установить правильный диагноз болезни при посещении больных и вовремя оказать им необходимую помощь на дому.
Таким образом, в организации врачебной помощи и аптечного дела в Ямском фельдшерском пункте имелись большие недочеты. Это происходило потому, что владельцами пункта являлись два учреждения: с одной стороны - волостное правление, с другой стороны - земская управа, которые формировали основные направления деятельности земского врача.
По мнению земской управы, эта деятельность примет наиболее желательное направление только в том случае, если Ямской сельский фельдшерский пункт войдет в общую земскую врачебную организацию, где будет установлен наиболее желательный и полезный для населения ход врачебной деятельности. При этом в подчинении врача должен находиться младший медицинский персонал, которым он будет руководить и определять направления его деятельности.
Поэтому уездная управа предложила уездному земскому собранию принять постановление об организации в Ямской слободе земского фельдшерского пункта, который будет включен в общую земскую медицинскую организацию в уезде. Причем последний должен был находиться в полном подчинении уездному земству через свой исполнительный орган в лице земской управы. Ямскому сельскому обществу предписывалось предоставить бесплатное строение с отоплением для амбулаторного приема больных, с кабинетом для врача и помещением для аптеки. С 1911 года Ямскому обществу устанавливался ежегодный взнос 1500 руб. в кассу управы на содержание врачебного пункта. В случае же нежелания со стороны сельского общества принять означенные условия услугами земского врача на месте в слободе Ямской общество пользоваться не будет.
Решение этого вопроса затянулось на многие годы. В мае 1921 года при Курском горсовете был создан горздравотдел, в августе 1921 года произошло его слияние с уездным отделом здравоохранения. На основание решения коллегии губздравотдела от 10 сентября 1921 г. в ведение уездно-городского отдела здравоохранения из губздравотдела в том числе перешли и амбулатории в слободах Ямской и Стрелецкой.
ИСТОЧНИКИ:
1. Журналы заседаний XLVI очередного Курского уездного земского собрания за 1910 год и экстренного за 5 декабря 1910 года.
2.ГАКО, Ф. Р-202, Оп. 1,2,3,4, дело постоянного хранения за 1918-28 г.р.
Нет комментариев