Рис. 1. Маковский В.Е. «В сельской школе», 1883 г.
Занятия проходили обычно на дому такого мастера. Обучалось от 5 до 20 детей в возрасте от 7 до 16 лет. Вначале шло обучение чтению, потом за отдельную плату прививались навыки письма. «Учебная программа» состояла из изучения 3-х книг - «Азбуки», «Часослова» и «Псалтыря», а оплата учительского труда была не повременной, а «от книги». Изучение «Азбуки» стоило до 2 –х рублей, «Часослова» до 3-х рублей, а «Псалтыря» от 4 до 5 рублей. Помимо денег мастер получал 3 воза дров и самые разнообразные угощения. При поступлении мальчика в школу, родитель вручали мастеру «хлеб-соль» - белую булку, водку и закуску. Каждый четверг ученик приносил наставнику «четверговое», на масленицу - сыр и масло, по другим праздникам- «праздниковое». Особым днем считалось 9 марта –поминовение 40 мучеников. В этот день полагалось приносить 40 бубликов, часть которых забирал себе мастер, а часть крошилось в постное масло и съедалось самими школьниками. Если кто - то из учеников оканчивал курс одной из «программных» книг каждое событие ознаменовывалось праздничной кашей. Родители приходили в школу, вручали мастеру горшок пшённой каши, по верх которой клали условную плату. Кашей угощались товарищи ученика, от чего и происходит слово «однокашники». Опустевший горшок торжественно разбивали во дворе, после чего ребят распускались по домам. Таких праздников за учебный год могло быть несколько, так как ученики не одновременно начинали и заканчивали обучение. Порядки в школе поддерживались строгие, провинившихся наказывали розгами. Даже отличная успеваемость и примерное поведение не могли спасти школьника от неизбежной порки. Было принято каждую субботу сечь всех учеников подряд, одних строже, других слегка: «виноватых – в наказание за проступки, прочих для науки, чтобы помнили, что учатся в школе».
Из данных за 1868 год, переданных управлению государственным имуществом по Курской губернии о состоянии училищ и медицинской части в селениях государственных крестьян Курского уезда, явствует:
1) в уезде имеется 9 училищ, а именно: в слободе Ямской (1 мужское место наставника - вакантно, помощник наставника - семинарист Мальцев и 1 женское - наставница дочь губернского секретаря Левитская и помощница -вдова священника Серикова) ; в селе Рождественском (1 мужское - наставник семинарист Антонов); в селе Долгом (1 мужское - наставник священник Кузьмин); в селе Любицком (1 мужское - наставник семинарист Алексеев и помощник семинарист Кузьмин); в селе Дьяконове (1 мужское - наставник семинарист Васильев и помощник наставника – семинарист Кудрявцев,
наставница - вдова священника Никитская) ; в селе Муравлеве (1 мужское- наставник - священник Булгаков, помощник наставника-крестьянский мальчик Кононыхин); в слободе Казацкой - 1 мужское-наставник дьякон Булгаков; в слободе Стрелецкой (1 мужское-наставник священник Волобуев);
2) в Курском уезде находится 3 старших фельдшера и 18 оспопрививателей.
Сегодня мы рассмотрим тему народного образования, а к вопросу медицины вернемся в другой раз, так как это два важных факта в жизни людей, которые в свою очередь взаимосвязаны между собой. Получая образование, человек тем самым, продвигает и потребность в более прогрессивном медицинском лечении.
Итак, мы увидели, что школа в Пятницком приходе села Кувшинное в 1868 году отсутствует. Ближайшим населенным пунктом, в котором есть школа – это село Муравлево, которая находится на значительном удалении от деревень Чуйково, Алябьево, Беломестное и села Кувшинное.
Получить школьное образование могли дети государственных крестьян только с определенным достатком. Хотя у казенных крестьян и были в собственности земельные наделы, но не всем это приносило стабильный доход, как в силу бытовых причин, так и различных стихийных бедствий, да и денежная повинность так же лежала на их плечах.
С учреждением в Курском уезде земской управы вопрос о народном образовании еще долго находился в затруднительном положении. Не было достаточных средств для организации сельских школ, да и должного внимания земская управа не уделяла этому вопросу. И только с 1872 года земство получило ассигнование в размере 1500 рублей, с дальнейшим увеличением средств, на развитие народного образования.
В 1874 г. принимается новое Положение об учреждении попечительского института начальных сельских школ, которое практически дублирует принятое десятью годами раньше. На попечителей возлагались следующие обязанности: “Частное посещение школы, право присутствовать на уроках, вникать во все ее нужды, оказывать ей возможно всестороннее, не только материальное, но и нравственное содействие”. Попечители имели право заседать и “подавать” голос в училищном совете, присутствовать на экзамене, председательствовать в экзаменационных комиссиях, посещать классы, представлять кандидатов на училищные места. Несомненный прогресс был в том, что сельским обществам и городам предоставлялось право избирать из местных жителей одно лицо для “ближайшего заведования училищами”
Именно в этот промежуток времени была открыта первая земская народная начальная школа в сторожке деревянной Пятницкой церкви села Кувшинное. Попечителем, по рекомендации инспектора народных училищ, в Кувшинновской школе избран И.Т. Каменев, на плечи которого легло множество забот по содержанию и проведению ремонта во вверенной ему школе. Помещение школы было очень тесное, плохо отапливаемое, вследствие чего занятия проводились непостоянно.
Деньги на решение этих задач поступали от волостной управы нерегулярно, да и сельское общество несвоевременно поставляло дрова для отопления помещения, что в зимний период времени приводило к промерзанию стен и прекращению занятий. Не сумев разрешить возникшие проблемы, И. Т. Каменев отказался от исполнения этой должности, но как член волостной управы продолжал принимать посильное участие в деятельности школы.
В связи с создавшимся положением инспекция училищного совета пришла к заключению: не включать Кувшинновскую школу в разряд нормальных, частью по тому, что сельское общество не представило соглашения о выполнении условий отопления, найму сторожей и других обязанностей, а частью по тому, что попавшие в эти условия школы, смогут войти в разряд нормальных, из расчета поступления денежных сумм, на их благоустройство, в земскую управу, только в течении 2-х лет.
Таким образом, Кувшинновская народная школа осталась в статусе вспомогательной. Несмотря на очень неблагоприятные условия, в школе продолжали обучение 51 мальчик и 1 девочка, общее количество учащихся -52 ребенка. При школе состояли: один законоучитель и один учитель. В 1884 году 9 мальчиков окончили полный курс обучения.
При проведении испытаний, в конце академического года, выдержавшие его получают свидетельство на льготу, по отбыванию воинской повинности, девочки - свидетельство о звании курса народного училища.
Количество и качество начальных школ было очень и очень скудным. На общее количество Курского уезда 121 693 душ приходилось учащихся -1,2; то есть 1 на -100, 12 на -1000 или 120 на -10000. А если взять собственно учащихся мужского пола к мужскому населению 56517 душ, то будет равно 2,2, то есть 2 на -100 или 22 на -1000; а учащихся женского пола к женскому населению 63176 душ будет равно 3 на -1000 или 30 на -10000.
Однако жизнь не стояла на месте, а люди, не смотря на все трудности и невзгоды, продолжали усовершенствовать свою жизнь и вести общественные дела. Так с 1884 до 1895 года крестьянами прихода Пятницкой церкви села Кувшинное велось строительство новой кирпичной церкви, взамен старого деревянного строения конца XVIII века. Конечно, вести одновременно строительство двух объектов (церкви и школы) было очень затруднительно для крестьян прихода.
В связи с таким положением земская управа, по окончании занятий в школах учебного года 1895/96 год, поручает своим членам провести ревизию в особо непригодных помещениях. А также, под их наблюдением, провести необходимый ремонт крыши, фундамента, печей, дымовых труб, оконных рам, обмазки и побелки внутри и снаружи стен и потолков, а также устранить мелкие недостатки. Но снова возникает трудность.
4 февраля 1896 года земская управа направляет настоятелю, вновь построенной Пятницкой церкви в селе Кувшинное, священнику Иоакиму Курдюмову уведомление: «Не имеется ли со стороны его притча препятствий к постройке, на средства уездного земства, церковно-общественного дома для организации в нем земского сельского училища, с пристройкой к нему так же особого помещения для церковного сторожа и исполнения церковных треб». Земская управа согласия не получила.
В виду сложившегося положения принимается решение - выделить на ремонт начальной школы в селе Кувшинное 1300 руб.
Однако производить ремонт сторожки, в которой разместилась школа, было нецелесообразно, проще говоря - прибивать новые доски к гнилым стенам — это напрасный труд. После очередного осмотра 1896/97 года, член земской управы И. Т. Каменев пришел к заключению - рекомендовать земству приступить к постройке нового здания школы.
Но для постройки, четыре общества крестьян с. Кувшинного, где число домохозяев - 27, имеющих в своих семьях 183 души обоего пола, а во владениях 67 десятин удобной земли не в состоянии отвести по требованию 1200 кв. саж. земли под застройку. Кроме того, крестьяне, входящие в приход Пятницкой церкви, только что закончили строительство нового храма и не могли выделить из своих средств необходимой денежной суммы на строительство новой школы.
В сложившейся ситуации над Кувшинновской школой нависла угроза закрытия в следующем 1898/99 учебном году. Поэтому земство вышло с предложением к крестьянским обществам вместо одной школы построить две. Одну в деревне Хвостово Муравлевской волости для детей с. Кувшинное, деревень Хвостово, Ново-Еремино и Майково, в которых 234 двора, с населением 1609 душ обоего пола. А другую - в деревне Алябьево Троицкой волости для детей деревень Алябьево, Чуково, Кутепово и Беломестное в которых 211 дворов с населением в 1281 душ. По предположению управы в каждой из школ смогли бы обучаться по 80 детей.
Для проведения строительства комиссия предлагает следующие условия: 1) крестьяне обязаны нанять помещение за свой счет, отапливать его и иметь сторожа; 2) земство должно отдавать предпочтение при открытии школ тем селениям, которые принимают участие в содержании или сделают первый взнос на школьную мебель и обустройство. Если крестьяне понесут предложенную денежную нагрузку, то последующие средства на содержание будут выделяться земством в первый год для школ 1-го разряда: Алябьевской и Хвостовской по 500 руб., а в последующие годы по 360 рублей каждой.
Стоит отметить, что народное образование находилось и под особым попечением Курской губернской земской управы. Ею прорабатывался вопрос о дополнительных денежных вложениях со стороны, или как бы мы сказали современным языком - привлечение инвестиций в развитие народного образование. Одним из таких инвесторов был Елисей Михайлович Жданов. Курской губернской земской управой было подробно разработано положение об использование целевого фонда Е.М. Жданова. Положение состояло из 15 пунктов, которые были приняты к руководству. Ниже приведен начальный фрагмент этого положения.
Нет комментариев