КАК ЗЕМСКАЯ УЕЗДНАЯ УПРАВА УЛИЦУ РАЗДЕЛЬНУЮ МОСТИЛА
Автор - Светлана Печенина
Транспортная дорога из города Курска на город Корочу, протяженностью 41 версту, пролегала по Курскому уезду вдоль следующих населенных пунктов: по слободе Стрелецкой до Сеймского моста, далее от моста к с. Рышково и селу Букреевка, от с. Букреевки к селу Шумаково, затем к селу Верхнее Гуторово до гати в селе Плоское и далее от села Плоского еще 6 верст до границы с нынешним Солнцевским районом. А чтобы проехать непосредственно в город, нужно было пересечь улицу Раздельную (ныне улица Малых). Из-за интенсивного движения участок дороги в черте слободы Стрелецкой пришел в негодность и требовалось основательное мощение мостовой. В 1871 году Курское уездное собрание обратилось к Курской городской управе с предложением ассигновать на мощение улицы Раздельной сумму равную выделяемой Курским уездным собранием, а именно - 6880 руб.
Рис.1. Фрагмент плана Курска 1904 года землемера Д.М. Антонова.
Из года в год вопрос по мощению улицы оставался не решенным, городская управа либо отмалчивалась, либо присылала всевозможные отписки. Так 20 мая 1876 года за №2132 поступил следующий приговор:
«Согласно смете, составленной городским архитектором, мощение улицы обойдется в 11 409 руб. 44 коп., городское собрание готово ассигновать выше означенную сумму, но за вычетом городской управой расходов на хворост 1348 руб. и еще 2115 руб. для приобретения различного материала (мусора) для возвышения проезда.» Как в последствие отметила уездная земская управа, если такой ремонт действительно будет произведен, то его можно будет признать положительно бесполезным. Не вступая в дальнейшие пререкания с городской управой вопрос вновь был вынесен на очередное заседание Курского уездного собрания.
Выполнение условий по мощению Раздельной улицы городскою думою было исполнено только в 1879 году. Ввиду затяжного решения вопроса по сбору средств земское собрание обратилось к губернской управе с просьбой по оказанию материальной помощи для проведения необходимых работ. Губернская управа выделила 600 руб., также пришлось произвести дополнительное вливание денежных средств, как от городской, так и от уездных управ: общая сумма составила 19760 руб.
Имея в своем распоряжении вышеозначенную сумму уездное земское собрание 10 июня 1880 года уполномочило управу к составлению подробной сметы мощения Раздельной улицы и закупке необходимого для этого материала, так чтобы с весны 1881 года начать и сами работы.
По ряду объективных причин было принято решение работы проводить в два этапа. В 1881 году планировалось выполнить работы по возвышению мостовой против существующего уровня на Раздельной улице на столько, на сколько это скажется необходимым по техническим соображениям и профилю дамбы, а остальные работы отложить до будущего 1882 года. По мимо того, создана особая комиссия из гласных Ф.Л. Соколовского, К.М. Бардского и П.И. Ефремова для совместного с земскою городской управой наблюдения за производством работ и совещаниями по вопросу лучшего и выгодного устройства мостовой и дамбы. Так же было решено пригласить для устройства дамбы техника с оплатой 300 руб. в год.
Согласно принятого постановления техником губернского земства Н.П. Чуриловым составлена нивелировка Раздельной дамбы, а сама смета сооружения была разделена на две части: а) от Бурнашевского до Коробковского моста, длиной 216,13 погонных саженей и б) от Коробковского моста до усадьбы купца Дядина протяжённостью 193,13 погонных саженей. Общая стоимость первой половины дамбы определена по смете в 7713 руб. 52 коп., а для строительства второй потребуется 9279 руб. 13 коп. Всего 17129 руб. 65 коп.
Рис. 2. Вид на "Стрелецкую". За рекой окраина Стрелецкой слободы. На реке 1-й мост ж.-д. ветки и за ним Бурнашевский мост.
Строительство началось с начала весны, и первую половину дамбы и мостовой от Бурнашевского до Коробковского моста закончили в начале августа месяца. 12 числа этого месяца специальная комиссия в составе членов уездной управы гласных Ф.Л. Соколовского, К.М. Бардского и П.И. Ефремова, приглашенных управой техников губернского земства и города Курска, а также командированных губернской и городской управою А.Н. Толмачева и Н.П. Левашкевича при осмотре дамбы и мостовой определила, что все устроено прочно и хорошо. На основании этого было принято решение зачислить участок дороги в ведение земства, а управе кроме произведенных работ: а) сделать из досок концевые желоба для стока воды в реку Тускарь у Бурнашевского и около Коробковского мостов; б) возвысить береговые устои для ограждения дамбы от напора весенней воды; в) если позволят денежные средства, то продолжить в нынешнем же году устройство дамбы и за Коробковский мост, чтобы засыпать находящиеся там лощины, проезд через которые затруднителен; г) так же сделать съезд с Раздельной улицы на Корочанскую транспортную дорогу; д) у дома купца Дядина засыпать образовавшуюся по узкому проулку лощину.
Ширина насыпной дороги составила 5,5 саженей, из которых 4 сажени замощены камнем, а по 2,25 аршина с каждой стороны оставлены для установки охранительных столбов и для пешеходов. Края мостовой были обложены деревянной дубовой рамой, призванной укрепить её из-за оживленного движения по Раздельной улице, а также для того, чтобы положенный по краям камень не сползал в канавы.
Общая стоимость устройства Раздельной дамбы от Бурнашевского до Коробковского мостов обошлось земству в 8207 руб.88 коп., к этому также стоит прибавить выданные подрядчику Харькову за обдернование канав 121руб. 87 коп., всего 8329 руб. 75 коп. В ходе проведения работ выяснилось, что необходима переделка и возвышение Коробковского моста до уровня дамбы, на что ушло 373 руб.45 коп.; а также произведена оплата приемщику камня в размере 41 руб. 50 коп.
На работы от Коробковского моста до усадьбы купца Дядина в текущем 1881 году было израсходовано 1094 руб. 67 коп. Управа с уверенностью отмечает, что имеющихся на остатке средств вполне достаточно для завершения задуманного 10 лет назад мероприятия, и в будущем 1882 году работы будут завершены полностью.
Рис. 3. Съезд с Бурнашевского моста на улицу Раздельную
Одновременно с мощением Раздельной дамбы управа позаботилась и о приведении в порядок подъездных путей к ней, относящихся к зоне ответственности Курско-Киевской железной дороги и Курского городского общественного управления. По этому поводу шла долгая переписка с управлением железных дорог и наконец проездные мостики у Сеймского железнодорожного моста были построены заново, а городская гать приведена городской управой в надлежащий порядок. Оставалось переустроить заливной мост через реку Сейм, который состоял на учете города, но городская управа не принимала его на свой баланс в связи с нахождением его на транспортной дороге Курск-Короча, и ходатайствовала об отнесении его на губернский счет. Земское уездное собрание поддержало это ходатайство, считая, что положительное решение будет способствовать лучшему устройству и содержанию Сеймского заливного моста.
16 июня 1882 года комиссия в составе уездных земских гласных Н.А. Малышева и К.М. Бардского, члена Курской губернской управы, заступающего на место городского головы, Ф.Л. Соколовского и техника губернского земства инженера Н.П. Чурилова, осмотрев мостовую дамбу в Курской подгородней слободе Стрелецкой на Раздельной улице, пришла к выводам:
1) означенная дамба построена хорошо и выездной путь из города Курск на Корочанскую транспортную дорогу приведен в отличное состояние;
2) кроме произведенных работ в настоящее время следует: а) засыпать образовавшуюся в низменной впадине вблизи от дома купца Дядина лужу, распространяющую зловоние, вредные для здоровья миазмы и препятствующую свободному проезду и выезду из города по Раздельной улице на ту же Корочанскую дорогу; б) заменить ветхие деревянные заставы у Коробковского моста на новые; в) сделать мощеный съезд с дамбы у дома купца Дядина на боковые улицы;
3) представленный управою расходный отчет подтвердить оправдательными документами и ссылками на расходные статьи;
4) общая сумма расхода на Раздельную дамбу составила 18280 руб.33 коп., из которых в сметных расчетах заложено 16881 руб. 03 коп., а стоимость проведённых по дополнительным постановлениям земского собрания и наблюдательной комиссии не заложенных в смету работ составила 1391 руб. 30 коп.;
5) из ассигнованной на устройство Рассыльной дамбы суммы в 19600 руб. образовался остаток в количестве 1319 руб. наличными деньгами и до 300 руб. в материале, за счет чего могут быть проведены намеченные выше дополнительные работы. Из них выделено подрядчику Харькову 100 рублей для засыпки песком зловонной лужи около дома купца Дядина.
Рис. 4. Дом купца Дядина.
Комиссия постановила считать Раздельную дамбу принятой с 16 июня 1882 года, проезд по ней открыть с 17 июня. Об окончании строительства доложить на ближайшем очередном земском собрании, и просить собрание выразить управе заслуженную благодарность за безупречно выполненную работу. За счет образовавшегося остатка незамедлительно провести намеченные дополнительные работы.
При первоначальном устройстве Раздельной дамбы по заключению техника предполагалось, что Коробковский мост может постоять несколько лет, но разлив весенней воды 1882 года показал, что паводковые воды будут зажаты между линией железной дороги и вновь устроенной дамбой, а водоток под Коробковским мостом имеет недостаточную водопропускную способность, поэтому угрожает как дамбе, так и близлежащим жилым домам. Необходимо было принять немедленные меры и управа, посовещавшись с техником Н.П. Чуриловым, приняла решение по перестройке Коробковского моста, найдя подрядчика и поручив наблюдение за работой члену управы Н.Г. Гребенникову и технику Н.П. Чурилову. Перестройка Коробковского моста обошлась земству в 400 руб., строительство нового моста была невозможна из-за его большей стоимости. По этой причине мост был признан временным сооружением, которое может простоять несколько лет. Если бы управа не позволила реконструировать Коробковский мост, то Раздельная дамба едва ли выдержала первую весеннюю воду, о чём освидетельствовал в уведомлении за №1098 инженер губернского земства Н.П. Чурилов, наблюдавший за постройкой Коробковского моста. Удлинение моста против сметы на 1,5 аршина было допущено согласно разрешения архитектора. Нижняя настилка моста была сделана из старых досок, а верхняя настилка - из новых. Перила устроены из старого материала, а из нового - только на удлиненную часть моста. Береговые сваи забиты глубже, чем определено по смете, для прочности закладки. Железные скрепы сделаны хорошо.
Таким образом управа Курского уезда с доблестью завершила столь необходимое мероприятие по перестройке улицы Раздельной, что способствовало благоустройству Стрелецкой слободы.
Источник: Журналы заседаний Курского уездного земского собрания за 1871 - 1883 годы.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Любителям истории Курского края хорошо известно имя Афанасия Ивановича Мезенцова (Мезенцева), одного из первых русских специалистов по картографии и геодезии. Афанасий Иванович в начале XVII века служил подьячим в Курской съезжей избе. В 1612, 1614-1615 и 1623-1626 годах избирался губным старостой, выполнял топографическую съёмку и межевание земель в Курском, Орловском и Белгородском уездах. Позднее был переведён в Москву в картографический отдел Разрядного приказа. А.И. Мезенцов считается составителем «Большого чертежа всему Московскому государству», а также его подробного описания, так называемой «Книги Большому Чертежу» (1627г.). В 1628-1633 годах он служил
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МИХАЙЛО-АРХАНГЕЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ В СЕЛЕ КАМЕНЕВО КУРСКОГО УЕЗДА
Авторы: Светлана Печенина Александр Куркулев В 5 километрах к северу от Курска на автомобильной трассе к Курской Коренной пустыне расположился пригородный поселок Камыши, отделённый от города полосой дач и железной дорогой. Современное название закрепилось за этим населённым пунктом на реке Виногробль только в середине ХХ века. В начале XVII века, на месте поселка Камыши располагались деревня Недоплехово и село Каменево, населённые преимущественно служилыми людьми «по отечеству» - детьми боярскими.
О ВОССТАНОВЛЕНИИ В ДВОРЯНСКОМ ЗВАНИИ КУРСКИХ ОДНОДВОРЦЕВ АЛЯБЬЕВЫХ ИЗ ДЕРЕВНИ ЧУЙКОВО КУРСКОГО УЕЗДА
После проведения Петром I на рубеже XVII и XVIII веков военной реформы в российском обществе из старых служб служилых людей, в том числе имевших дворянские корни, а именно: детей боярских, копейщиков, рейтар, драгун, солдат, казаков, стрельцов, пушкарей, затинщиков, сформировалась новая социальная прослойка - однодворцы. Отцы и деды многих из них за ратную службу получили поместные земли в порубежных на тот момент уездах Российского государства. На этих землях и осели однодворцы, по тем или иным причинам не поступившие на введённую с 1699 года Петром I пожизненную службу, дающую право на двор
КАК ЗЕМСКАЯ УЕЗДНАЯ УПРАВА УЛИЦУ РАЗДЕЛЬНУЮ МОСТИЛА
Автор - Светлана Печенина Транспортная дорога из города Курска на город Корочу, протяженностью 41 версту, пролегала по Курскому уезду вдоль следующих населенных пунктов: по слободе Стрелецкой до Сеймского моста, далее от моста к с. Рышково и селу Букреевка, от с. Букреевки к селу Шумаково, затем к селу Верхнее Гуторово до гати в селе Плоское и далее от села Плоского еще 6 верст до границы с нынешним Солнцевским районом. А чтобы проехать непосредственно в город, нужно было пересечь улицу Раздельную (ныне улица Малых). Из-за интенсивного движения участок дороги в черте слободы Стрелецкой пришел в негодность и требовалось основательное мощени
ДВЕ КАЗАНСКИЕ ЦЕРКВИ СЕЛА МЕЛЕХИНО ЩИГРОВСКОГО УЕЗДА
Авторы: Светлана Печенина Александр Куркулев До конца XVIII века в однодворческой деревне Мелехино Щигровского уезда не было церкви, её жители были прихожанами Николаевской церкви села Тестово. 2 октября 1790 года на общем сходе однодворцев было принято решение о строительстве в Мелехино церкви на отведенной для этих целей земле. В 1792 году построенная на средства прихожан церковь была освящена в честь Казанской иконы Божией Матери.[1]
ЭКОНОМИЯ АФАНАСИЯ НИКОЛАЕВИЧА ЧУПЯТОВА В СЕЛЕ ТИТОВО ЩИГРОВСКОГО УЕЗДА
Курский дворянский род Чупятовых происходил из купцов-старообрядцев города Ржева. Во второй половине XVIII века был широко известен Василий Анисимович Чупятов, большой оригинал и чудак, про которого ещё при жизни слагались многочисленные байки и анекдоты, их позднее собрал и литературно обработал писатель Михаил Иванович Пыляев. [1] 12 августа 1832 года сын купца 3-й гильдии Афанасия Чупятова – Николай поступил кадетом в Институт Корпуса инженеров путей сообщения, после окончания которого 20-летний подпоручик Николай Чупятов 11 мая 1839 года «назначен на действительную службу в Округ путей сообщения, с откомандированием
Нет комментариев