День Святой Троицы, Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа — один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников. Православная церковь отмечает День Святой Троицы в 50-й день по Пасхе, в воскресенье. В 2024 году День Святой Троицы празднуется – 23 июня.
В трехпрестольном храме Живоначальной Троицы села Троица Курского района это был главный престольный праздник, отмечавшийся три дня, в течение которых категорически запрещалось работать, осуждать людей, ругаться.
Храм Троицы Живоначальной в селе Троица
Духовным днем считалась суббота накануне Троицы – Троицкий родительский день. В этот день было принято посещать могилы умерших родственников. На кресты вешали сплетенные из цветов венки, которые оставались там до следующего праздника. Во время посещения захоронений пели духовные стихи и трапезничали. Причём в селе не было принято красить яйца в качестве поминального угощения к Троицкому родительскому дню, но обязательно должны были быть блины, пироги, кисель. Поминовение нередко принимало разгульный характер, сопровождалось весёлыми гуляниями и даже кулачными боями.
Николай Васильевич Харитонов (1880 — 1944) Родительская суббота
Праздник Святой Троицы отличался убранством изб: побелкой стен, потолков, выставлялись, промывались рамы окон, земляные полы (деревянные имелись у немногих сельчан) смазывались раствором жёлтой глины с примесью коровяка. На Троицу было принято собирать травы и цветы.
Сычков Федот Васильевич (1870-1958) Сбор трав на Троицын день.
Собранной зеленью – ветками берёзы, травой, полевыми цветами украшались полы и стены изб и хозяйственных построек. Считалось, что троицкие растения обладают целебной силой.
Абакумов Михаил Георгиевич (1948-2010) На Троицу.
Утром в день Святой Троицы все жители села и близлежащих деревень, облаченные в праздничную одежду, спешили в Троицкий храм на праздничное богослужение. Участие в службе являлось святой обязанностью каждого прихожанина.
Коровин Сергей Алексеевич (1858-1908). К Троице.
В этот праздник в церкви было тесно и душно, не помогал даже сквозняк из настежь раскрытых центральных и боковых дверей, у которых столпились не попавшие в храм прихожане. В центральной части храма, поближе к алтарю, располагались семьи окрестных помещиков Пожидаевых, Тимофеевых, Шпажинских. За ними люд попроще – крестьяне села Троица и входящих в приход деревень – Петровской, Безобразово, Городище - Безобразово, Писклово и Старой Слободки.
Полы храма были устланы свежескошенной травой, стены украшены березовыми ветками. Священник в зеленом праздничном облачении начинал праздничную литургию возгласом: “Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков”.
Вострецова Анастасия (род. 1981) Праздник Троицы.
Сразу после литургии служилась великая вечерня, на которой читались три коленопреклоненные молитвы. Священник вставал на колени, держа в руке букет цветов. Прихожане также молились на коленях.
Милорадович Сергей Дмитриевич (1851—1943) Троицын день.
После праздничного богослужения из ворот храма с молитвенным песнопением под звон колоколов выходил крестный ход. Впереди колонны – фонарь на высоком древке, за ним запрестольный крест и местночтимая храмовая икона Святой Троицы, по преданию писаная самим Святителем Петром, митрополитом Московским. Трижды обойдя храм Живоначальной Троицы, церковное шествие, к которому присоединялись не попавшие на службу в храм прихожане, выходило в село. Крестный ход освещал село, освещал каждого жителя, неся Божие благословение, благополучие, здоровье в каждый дом.
Студенцов Борис Анатольевич (род. 1960) Крестный ход
После крестного хода пестрая нарядная толпа вываливалась на выгон Троицкого села, где уже расставили свои палатки приезжие курские купцы. Приказчики звонкими голосами громко зазывали покупателей, нахваливая свой товар: - Пряники тульские, вяземские, медовые… - Орешки волошские, карамель царская, пастила белевская…
Холин Дмитрий Аркадьевич (род. 1970) Троица.
Чуть поодаль от купеческих палаток, у своих телег располагались крамари – меновые торговцы мелочным бабьим товаром: галантереей, иголками, нитками, пуговицами, колечками, крестиками, сластями. Перекрикивая купеческих приказчиков, они завлекали своих клиентов:
- Эй, ребятишки, выносите тряпчишки…
Ребята тащили у матерей тряпки нужные и ненужные. И, взамен за приносимое, они получали от крамаря пряник, колечко или конфетку.
Холин Дмитрий Аркадьевич (род. 1970) Троица.
А гулянье на выгоне села Троица уже в самом разгаре. Троицкие девушки в ярких праздничных сарафанах, подпоясанные домоткаными шерстяными или покупными шелковыми поясами с цветными платками на головах, водили хоровод-карагод и пели старинную Троицкую песню:
В нас по улице, улице широкой, Ох, лёли, широкой. В нас по мураве, мураве зеленой, Ох, лёли, зеленой. Там играли девушки и плясали, Ох, лёли плясали. Поиграйте, девушки, поиграйте, Ох, лёли, поиграйте. Попляшите, красные, попляшите, Ох, лёли, попляшите…
Боскин Михаил Васильевич (1875-1929) Хоровод. 1910-е гг.
Раскраснелись, горят девичьи лица. По древнему обычаю, будут нынче девушки переодеваться раза четыре, а то пять на дню, — чтобы показать себя перед приезжими гостями: женихов понаехала тьма…
На Троицу не было в селе двора без гостей. Множество народу из самых дальних сёл и деревень приезжало гулять к Престолу.
Степанов Александр Николаевич (1861–1911) Хоровод.
Ближе к вечеру начинались «кулачки», то есть кулачные бои на поляне между Троицей и Безобразово. Сперва дрались ребятишки, затем ребята постарше, а уже потом в бои вступали мужики. На кулачках были и свои правила: не били ниже пояса, не били лежачего, били до первой крови. По окончании боя следовало троекратное объятие, что никто ни на кого зла не держит. Кулачки продолжались до захода солнца.
Вечером незамужние Троицкие девушки шли к реке Рати, где плели из веток березы и цветов венки и бросали их в воду.
«Плыви мой венок на тот бережок, кто поймает мой венок – тот будет женишок», – приговаривали девушки.
Считалось, что если венок поплывет, то это означало неизменное счастье. Если венок завертится на одном месте, то это предвещало расстройство свадьбы, семейные ссоры.
Если венок потонет, то это угрожало несчастием, смертью родных или суженого.
Если венок останавливался на одном месте, то из этого заключали, что девицам в этот год не быть замужем.
Гуляния в селе продолжались и на следующий после Троицы Духов день, в который по старому поверью считалась именинницей Матушка-Земля и во вторник, когда именинницей была Вода.
Суходольский Петр Александрович (1835-1903) Троицын день. 1884 г.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Любителям истории Курского края хорошо известно имя Афанасия Ивановича Мезенцова (Мезенцева), одного из первых русских специалистов по картографии и геодезии. Афанасий Иванович в начале XVII века служил подьячим в Курской съезжей избе. В 1612, 1614-1615 и 1623-1626 годах избирался губным старостой, выполнял топографическую съёмку и межевание земель в Курском, Орловском и Белгородском уездах. Позднее был переведён в Москву в картографический отдел Разрядного приказа. А.И. Мезенцов считается составителем «Большого чертежа всему Московскому государству», а также его подробного описания, так называемой «Книги Большому Чертежу» (1627г.). В 1628-1633 годах он служил
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МИХАЙЛО-АРХАНГЕЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ В СЕЛЕ КАМЕНЕВО КУРСКОГО УЕЗДА
Авторы: Светлана Печенина Александр Куркулев В 5 километрах к северу от Курска на автомобильной трассе к Курской Коренной пустыне расположился пригородный поселок Камыши, отделённый от города полосой дач и железной дорогой. Современное название закрепилось за этим населённым пунктом на реке Виногробль только в середине ХХ века. В начале XVII века, на месте поселка Камыши располагались деревня Недоплехово и село Каменево, населённые преимущественно служилыми людьми «по отечеству» - детьми боярскими.
О ВОССТАНОВЛЕНИИ В ДВОРЯНСКОМ ЗВАНИИ КУРСКИХ ОДНОДВОРЦЕВ АЛЯБЬЕВЫХ ИЗ ДЕРЕВНИ ЧУЙКОВО КУРСКОГО УЕЗДА
После проведения Петром I на рубеже XVII и XVIII веков военной реформы в российском обществе из старых служб служилых людей, в том числе имевших дворянские корни, а именно: детей боярских, копейщиков, рейтар, драгун, солдат, казаков, стрельцов, пушкарей, затинщиков, сформировалась новая социальная прослойка - однодворцы. Отцы и деды многих из них за ратную службу получили поместные земли в порубежных на тот момент уездах Российского государства. На этих землях и осели однодворцы, по тем или иным причинам не поступившие на введённую с 1699 года Петром I пожизненную службу, дающую право на двор
КАК ЗЕМСКАЯ УЕЗДНАЯ УПРАВА УЛИЦУ РАЗДЕЛЬНУЮ МОСТИЛА
Автор - Светлана Печенина Транспортная дорога из города Курска на город Корочу, протяженностью 41 версту, пролегала по Курскому уезду вдоль следующих населенных пунктов: по слободе Стрелецкой до Сеймского моста, далее от моста к с. Рышково и селу Букреевка, от с. Букреевки к селу Шумаково, затем к селу Верхнее Гуторово до гати в селе Плоское и далее от села Плоского еще 6 верст до границы с нынешним Солнцевским районом. А чтобы проехать непосредственно в город, нужно было пересечь улицу Раздельную (ныне улица Малых). Из-за интенсивного движения участок дороги в черте слободы Стрелецкой пришел в негодность и требовалось основательное мощени
ДВЕ КАЗАНСКИЕ ЦЕРКВИ СЕЛА МЕЛЕХИНО ЩИГРОВСКОГО УЕЗДА
Авторы: Светлана Печенина Александр Куркулев До конца XVIII века в однодворческой деревне Мелехино Щигровского уезда не было церкви, её жители были прихожанами Николаевской церкви села Тестово. 2 октября 1790 года на общем сходе однодворцев было принято решение о строительстве в Мелехино церкви на отведенной для этих целей земле. В 1792 году построенная на средства прихожан церковь была освящена в честь Казанской иконы Божией Матери.[1]
ЭКОНОМИЯ АФАНАСИЯ НИКОЛАЕВИЧА ЧУПЯТОВА В СЕЛЕ ТИТОВО ЩИГРОВСКОГО УЕЗДА
Курский дворянский род Чупятовых происходил из купцов-старообрядцев города Ржева. Во второй половине XVIII века был широко известен Василий Анисимович Чупятов, большой оригинал и чудак, про которого ещё при жизни слагались многочисленные байки и анекдоты, их позднее собрал и литературно обработал писатель Михаил Иванович Пыляев. [1] 12 августа 1832 года сын купца 3-й гильдии Афанасия Чупятова – Николай поступил кадетом в Институт Корпуса инженеров путей сообщения, после окончания которого 20-летний подпоручик Николай Чупятов 11 мая 1839 года «назначен на действительную службу в Округ путей сообщения, с откомандированием
Современная деревня Петровское Бесединского сельсовета Курского района, как и большинство бывших помещичьих деревень, расположенных по левобережью реки Рати, была образована во второй половине XVIII века. К 1780-м годам на месте нынешней деревни находились два владельческих сельца: Зарецкое – собственность помещиков Тимофеевых и Арбузово – принадлежащее премьер-майору Петру Ивановичу Арбузову.
НЕСКОЛЬКО ШТРИХОВ К РОДОСЛОВИЮ КУРСКОГО ДВОРЯНИНА ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА ПЕТРА ВАСИЛЬЕВИЧА ДЕНИСЬЕВА
В военной галерее Зимнего дворца в Санкт-Петербурге представлены 332 портрета русских генералов, участников Отечественной войны 1812 года. На одном из портретов галереи изображён генерал-майор Пётр Васильевич Денисьев, представитель ветвистого и весьма многочисленного курского дворянского рода Денисьевых.
Комментарии 3