Вопрос: Какие права имеют жена и дети?
Ответ: Хвала Аллаху
1. Права жены
Об этом подробно рассказано в ответе №10680
2. Права детей
Аллах наделил детей правами перед родителями, а родителей – правами перед детьми.
Передается, что Ибн Умар (да будет Аллах доволен ими обоими) сказал: «Аллах назвал их благочестивыми (абрар), потому что они благочестиво вели себя (барру) со своими родителями и детьми. У твоего ребенка есть на тебя право точно так же, как у родителя есть право на тебя». «Аль-Адаб аль-Муфрад», 94.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал в хадисе от Абдуллы ибн Умара: «…и у твоего ребенка есть право на тебя». Муслим, 1159.
У ребенка есть права на своих родителей еще до рождения, например:
1. Выбор праведной жены, которая бы стала праведной матерью:
Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «На женщине женятся из-за четырех вещей: ее имущества, знатности, красоты и религии. Так ищи же ту, которая является религиозной, да покроются твои руки пылью». Аль-Бухари, 4802; Муслим, 1466.
Шейх Абдуль-Гани ад-Дахляви сказал: «Выбирай жену религиозную, праведную и благородного происхождения. Если она была незаконнорожденным ребенком, то эта наклонность может перейти по наследству ее детям. Аллах говорит:
الزاني لا ينكح إلا زانية أو مشركة والزانية لا ينكحها إلا زان أو مشرك
«Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице, а на прелюбодейке женится только прелюбодей или многобожник» (Женщины 24:3).
Необходимо искать равного по положению, чтобы соответствовать друг другу и избежать позора». См. «Шарх Сунан Ибн Маджа», 1/141.
Права ребенка после рождения:
1. После рождения ребенка желательно сделать тахник.
Передается, что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды когда Абу Тальхи не было дома, у него заболел и умер сын. Вернувшись, Абу Тальха спросил: «Как мальчик?». Умм Сулейма ответила: «Он спокоен, чем был прежде». После чего она подала ему ужин, затем он, поужинав, лег спать с женой. А после того, как они совершили (близость), она сообщила, что их сын умер. Наутро Абу Тальха отправился к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сообщил ему, что у них произошло. Затем Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Вы имели близость в эту ночь?». Он ответил: «Да». После чего Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произнес: «Да благословит Аллах вашу ночь». После этого Умм Сулейма родила сына и отправила его к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), передав вместе с ним несколько фиников. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) взял его и сказал: «Есть ли с ним что-нибудь?». Ему ответили: «Да, несколько фиников». Затем Пророк (мир ему и благословение Аллаха) взял их, разжевал, положил образовавшуюся кашицу из своего рта в рот ребенку, помазав ею нёбо, и назвал его Абдулла». Аль-Бухари, 5153; Муслим, 2144.
Ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Ученые согласны, что при рождении ребенка желательно делать тахник (втирать финиковую мякоть в нёбо ребенка); если фиников нет, то можно взять что-то похожее на них и близкое по сладости. Необходимо разжевать финики, пока они не превратятся в кашицу, затем открыть ребенку рот и положить туда кашицу так, чтобы он проглотил ее». См. «Шарх ан-Навави аля Муслим», 14/122-123.
2. Дать ребенку хорошее имя, например, Абдулла или Абдуррахман.
Передается от Нафи’, что Ибн Умар (да будет Аллах доволен ими обоими) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, самые любимые имена пред Аллахом – Абдулла (раб Аллаха) и Абдуррахман (раб Милостивого)». Муслим, 2132.
Желательно называть детей в честь пророков:
Передается, что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сегодня ночью у меня родился сын, и я назвал его именем своего отца Ибрагима». Муслим, 2315.
Желательно дать имя на седьмой день, но нет ничего плохо, если дать ребенку имя сразу после рождения, о чем свидетельствует последний хадис.
Передается от Самуры ибн Джундуба, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «За каждого новорожденного следует приносить жертву (акика) на седьмой день после его рождения, а также побрить ему голову и дать имя». Абу Дауд, 2838; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих аль-Джами», 4541.
Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Называют для того, чтобы дать определение, потому что трудно обращаться к тому, чье имя неизвестно. Разрешено дать имя сразу после рождения ребенка, или отложить это на три дня, или до акики, или до или после этого. Это широкий вопрос». См. «Тухфат аль-Маулюд», стр. 111.
3. Желательно побрить младенцу голову и дать милостыню серебром по весу волос.
Передается, что Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда родился аль-Хасан, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О, Фатима, побрей его голову, и дай в качестве милостыни серебро, вес которого равен весу его волос». Она взвесила волосы и их вес равнялся дирхаму или части дирхама». Ат-Тирмизи, 1519; шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим в «Сахих ат-Тирмизи», 1226.
4. Отцу желательно сделать акику за ребенка, как сказано в хадисе: «Каждый ребенок – заложник своей акики».
За мальчик следует принести в жертву двух овец, за девочку – одну.
Передается от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приказал им жертвовать двух одинаковых овец за мальчика и одну за девочку. Ат-Тирмизи, 1513; «Сахих ат-Тирмизи», 1221; Абу Дауд, 2834; ан-Насаи, 4212; Ибн Маджа, 3163.
5. Обрезание
Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пять вещей относятся к фитре: сбривание волос с лобка, обрезание, подстригание усов, удаление волос из подмышек и подстригание ногтей». Аль-Бухари, 5550; Муслим, 257.
Права ребенка на воспитание
Передается от Абдуллы ибн Умара (да будет Аллах доволен ими обоими), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый из вас является пастухом, и каждый из вас несет ответственность за свою паству. Правитель является пастухом и несет ответственность за свою паству; мужчина является пастухом для своей семьи и несет ответственность за свою паству, женщина является пастухом в доме своего супруга и несет ответственность за свою паству, слуга является пастухом имущества своего хозяина и несет ответственность за свою паству. Итак, каждый из вас является пастухом и несет ответственность за свою паству». Аль-Бухари, 2416; Муслим, 1829.
Родители должны приобщить детей к выполнению религиозных предписаний и других дел, одобренных Шариатом и полезных в мирской жизни.
Родитель должен начать обучение детей с самого важного, в первую очередь с объяснения правильного вероубеждения, исключающего многобожие и нововведения. Затем следует перейти к поклонению, уделяя особое внимание молитве. Затем пусть обучает и приучает ребенка к воспитанности, нравственности и всему хорошему.
Аллах говорит:
وَإِذْ قَالَ لُقْمَانُ لابْنِهِ وَهُوَ يَعِظُهُ يَا بُنَيَّ لَا تُشْرِكْ بِاللَّهِ إِنَّ الشِّرْكَ لَظُلْمٌ عَظِيمٌ
«Вот Лукман сказал своему сыну, наставляя его: «О, сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью»» (Лукман 31:13).
Передал Абдуль-Малик ибн ар-Раби’ ибн Сабра от своего отца, что его дед сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Приучайте детей к совершению молитвы, когда им исполнится семь лет, и наказывайте (шлепайте) их за ее оставление, когда им исполнится десять». Ат-Тирмизи, 407; Абу Дауд, 494; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих аль-Джами», 4025.
Передается, что ар-Рубайя бинт Му’аввиз сказала: «Как-то раз утром в день Ашура Пророк (мир ему и благословение Аллаха) направил в поселения ансаров такое распоряжение: «Кто встал утром, не собираясь поститься, пусть не принимает пищу оставшуюся часть дня, а кто встретил утро постящимся, пусть постится!», — и после этого мы стали поститься, а также заставили поститься своих маленьких детей. Мы делали для них игрушки из шерсти, и если кто-то из них начинал плакать и просить еду, то мы давали ему эту игрушку, и так продолжалось до тех пор, пока не наступало время разговения». Аль-Бухари, 1859; Муслим, 1136.
Передается, что ас-Саиб ибн Йазид сказал: «Я совершил хадж с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда мне было семь лет». Аль-Бухари, 1759.
Воспитание нравственности и этики
Каждый отец и каждая мать должны учить своих сыновей и дочерей нравственности и благородному поведению в отношении Аллаха, Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха), Корана, общины верующих, всех, кого они знают, и кто имеет над ними права, в отношении соседей и друзей.
Ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Отец должен дисциплинировать ребенка и обучать его религии в той мере, в какой это необходимо. Обучение ребенка является обязанностью отца и всех, кто несет за него ответственность до момента полового созревания. Это мнение аш-Шафии и его сподвижников. Имам аш-Шафии и его сподвижники сказали: «Если нет отца, то обучение ребенка является обязанностью матери, потому что это часть его воспитания и она должна принимать в нем участие. Затраты на обучение можно взять из имущества ребенка. Если у ребенка нет имущества, то ответственный за его содержание может заплатить за обучение, потому что это необходимость. И Аллах знает лучше». См. «Шарх ан-Навави аля Сахих Муслим», 8/44.
Отец должен привить детям хорошие манеры на все случаи жизни, например, связанные с едой, питьем, одеждой, сном, выходом из дома и возвращением, поездками на транспорте и т.п. Он должен воспитать в них хорошие качества, например, самопожертвование, альтруизм, готовность прийти на помощь, великодушие и щедрость. Он должен сделать все возможное, чтобы дети не приобрели такие качества, как трусость, жадность, подлость и нежелание совершать хорошие дела.
Аль-Манави сказал: «Как у ваших родителей есть права на вас, так и у ваших детей есть на вас много прав, например, обучение религиозным обязанностям, исламскому этикету и нравственности, справедливое распределение подарков, пожертвований и т.п. Если родители отдают предпочтение одному из детей без уважительной причины, то некоторые ученые считали этот поступок недействительным, а другие не одобряли». См. «Файд аль-Кадир», 2/574.
Он также должен защитить своих сыновей и дочерей от всего, что может ввергнуть их в Огонь. Аллах говорит:
يا أيها الذين آمنوا قوا أنفسكم وأهليكم نارا وقودها الناس والحجارة عليها ملائكة غلاظ شداد لا يعصون الله ما أمرهم ويفعلون ما يؤمرون
«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено» (Запрещение 66:6).
Аль-Куртуби сказал: «Аль-Хасан сказал об этом аяте: «Повелел им и запретил». Один из ученых сказал: «Слова «оберегайте себя» также подразумевают детей, потому что они часть родителя, как говорится в аяте: «Не будет грехом…и для вас самих, если вы будете есть в ваших домах» (Свет 24:61), при этом родственники не перечисляются по отдельности. Отец должен объяснить детям, что дозволено, а что запретно, защитить их от греха и научить другим положениям». См. «Тафсир аль-Куртуби», 18/194-195.
Содержание
Это одна из обязанностей отца по отношению к детям и не позволительно пренебрегать или воздерживаться от нее. Он должен выполнять эту обязанность наилучшим образом.
Передается, что Абдулла ибн Амр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Достаточно будет греха человеку, если он погубит тех, кого должен кормить (т.е. перестанет их содержать)». Абу Дауд, 1692; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих аль-Джами», 4481.
Одно из самых важных прав – это дать ребенку хорошее образование и хорошо заботиться о нем, особенно это касается девочек. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) призывал к этому богоугодному делу.
Передается, что жена Пророка Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Однажды какая-то женщина, просившая подаяния, зашла (ко мне) с двумя своими дочерьми, однако у меня не нашлось ничего, кроме одного финика, который я и дала ей. Она разделила этот финик между своими девочками, после чего встала и вышла, а потом к нам зашёл Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Я рассказала ему об этом, и он сказал: «Девочки послужат защитой от пламени (ада) тому, кому они были посланы в качестве испытания, а он относился к ним хорошо»». Аль-Бухари, 5649; Муслим, 2629.
Еще один важный вопрос, связанный с правами ребенка, это справедливое и равное отношение к детям. Об этом праве сказал сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Бойтесь Аллаха и будьте справедливы с детьми». Аль-Бухари, 2447; Муслим, 1623. Нельзя отдавать предпочтение девочкам перед мальчиками и наоборот. Если отец совершает ошибку и уделяет больше внимания одним детям, то он поступает несправедливо с другими детьми и это может привести к плачевным последствиям, например:
Если отец отталкивал и обделял кого-то из детей, то это навредит ему самому, потому что дети будут ненавидеть его. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил ан-Ну’мана: «Хочешь ли ты, что они (твои дети) чтили тебя так же?». Он ответил: «Да». Муслим, 1623. Другими словами, если ты хочешь, чтобы дети относились к тебе одинаково хорошо, то дари им равноценные подарки.
Несправедливое отношение к детям может также посеять ненависть и вражду между ними.
И Аллах знает лучше
Islam Q&A фатвы № 20064
Перевод:
www.sawab.ru
Нет комментариев