👤Протоиерей Андрей Ткачев. ✅Чудеса – это непременное условие религиозной жизни в силу черствости наших сердец.
📚Мы с вами, многие, скорее всего – все, очевидцы множества чудес. Разной степени мощности, разной степени влияния на людей. Вся наша жизнь соткана из чудес. Как паутинка такая. Чудо – это что-то святое, которое не вмещается в сознание. То, что объяснить нельзя.
Иоанн Богослов называет исцеления Христа не чудесами, а – знамениями. Апостолы – они слово «чудо» используют. Но Иоанн говорит – «знамение». Знамение – это знак. «Я делаю это, – говорит Христос, – чтобы вы знали, кто – Я. Это – некий знак Моего приш6ествия в мир. Моего присутствия в мире. Знак, что новая эра наступает».
В чем разница между чудом и знамением? Чудо – это нечто, выходящее за рамки привычного. Нечто божественное, удивительное, иногда – исцеляющее, иногда – просто радостное. А знамение – это то, что учит людей долгие-долгие годы.
Это то, что произошло с одним, а учит всех. То, что произошло чудесным образом над одним больным или голодным, оно вовеки назидает многих людей. Показывает нам в Христе того, кто Он есть – Царя, Господа, от века Сущего, равного Отцу. Вечного Судью нашего. Нашего Пастыря, ведущего нас в вечную жизнь.
Чудеса Христа, имеют человеколюбивое направление. Он исцеляет, открывает глаза, выпрямляет скрюченные позвоночники. Все Его чудеса «заквашены» состраданием к человеку. Христос не пришел всех исцелить. Если бы Он пришел всех исцелить, были бы миллиарды обиженных людей. Если бы Он исцелил трех, или тридцать трех, или триста тридцать трех, остались бы еще тысячи неисцеленных. Но дела Его очевидно говорили о Нем, что Он – тот, кого ждали.
Для того, чтобы понять, что Христос Воскрес, нужно видеть не самого Христа, а только знаки некие, которые оставил Христос. Этих знаков очень много в мире.
Люди, которым нужно много, они говорят: «Покажите мне это. Покажите мне это. Объясните мне это. Еще вот это мне объясните. А почему вот так? А почему у этих вот так?» Такие «Почемучки» и «Почемукалы». Понимаете? Они никак не могут дойти до конца, эти люди. Им еще нужно... «Эти чудеса повидать... С этим повстречаться... У этого благословиться... Вот это еще съесть... И это выпить... Вот туда переплыть морем... И туда самолетом полететь... И вот это еще прочитать... И вот это...» Есть такие неугомонные, которым нужно мир обняв, в карман положить чтобы им поверить.
А есть люди, которым только знак покажи, маленький знак того, что Бог есть, и Христос Воскрес, и Церковь живая, и небо открыто. И рай – есть, и ад – есть. Они сразу все понимают. Только на знак посмотри. Такие – «не видевшие, но веровавшие». «Чтобы сильно верить, мне нужно мало. Нужен какой-то кусочек маленький такой. Посмотрел и – все понял». «Поехали вот туда еще! – Не надо...»
На фоне Моисея, Илии, Елисея, этих старцев, который сделали пять, семь, двадцать чудес за свою жизнь, есть юноша Иисус. Он – молодой, юный, свежий. Полный чудес. Христос творил чудеса естественно – как солнышко светит. Он не утомлялся от чудес. Он творил чудеса как вода из родника течет. При этом Он не изнемогал, не мучался, не отчаивался. Для Него – это простое дело. Он – чудотворец. Он – источник исцеления. Он – жизни податель. Он творил Свои чудеса и знамения. Он не хотел никакой славы. Это характерная черта Его чудес. Он хочет помочь, хочет сделать то, что нужно. Но его не интересуют эти движения вокруг. Сколько мы такого читали. Он – запрещал. Запрещал говорить о том, что Он делал. И при этом Он делал очень много. Он каждую секунду мог творить чудо. Каждым прикосновением. Каждым взглядом. Каждым словом.
Иисус Христос умел делать такие вещи удивительные. Гром гремит – это Его дела. Это страшные дела. «Ух! Боже, не карай!», – так говорят люди, когда видят, как небо рвется. Но Господь – Он и большое делает и маленькое. Самое нежное из чудес Евангельских, это, когда сборщики подати пришли к Петру и спросили: «Ваш Учитель даст на храм деньги или не даст?» Подати. Петр пришел и спросил Иисуса Христа: «Давать или не давать на храм?» Удивительная вещь. Разве Сын Божий кому-то должен? Иисус: «Чтобы они не смущались, дай им за себя и за Меня? – Что дать? – Пойди, забрось удочку, вытащи рыбу. У нее во рту найдешь деньги. Как раз равно нужные за тебя и за Меня на храм». «Там» сеткой ловили рыб. А «здесь» – удочкой. И одну. Но с деньгами, достаточными, чтобы заплатить налог за себя и за Христа. Мне кажется, это самое универсальное чудо Господне. Потому что здесь Его всемогущество. Абсолютное всемогущество! И такое тихое всемогущество. Без грома, без молнии. И в маленьком Христос особенно ценен нам и красив, не знаю как вам, но мне лично так. Когда будет Страшный Суд, все поколеблется, и земля затрясется, и гробы откроются. Кошмар начнется. Грешники завоют. Праведники запоют. Ангелы замолкнут. Труба затрубит. Кошмар будет – это все правильно и хорошо. И Слава Богу тогда тоже. Слава Тебе, Господи, во всякий день. И на Страшном Суде тоже Тебе – Слава. Но особенно ценна для грешного человека тонкая нежность Христова. Такая тихость. Нежность всемогущая. Такая, как будто Он глазик оперирует. Тонко-тонко. Как будто Он на сердце операцию делает. И опять сердечко бьется. Тонко-тонко.
Как мудрые души поступают с чудесами? Они не ищут чудес! Они боятся чудес! Считают себя недостойными чудес. По аналогии пойдем от противного: развратные души ищут чудес. Интересуются чудесами. Рыщут – «Где там еще новое чудо произошло?» Хотят в тайне сердца, чтобы чудо произошло с ними.
И нам надо быть осторожными. Надо, чтобы мы не были жадными до этого. Ибо, это признак отсутствия Божьего страха. Человеку, имеющему обрезанное сердце, – ему чудес не надо. Он и так их видит. Они заметны в окружающем мире. Слишком много чудес, на самом деле. Можно же запрыгать от радости!
Когда человек выигрывает в лотерейный билет, он что должен делать? Веселиться или пугаться? Пугаться. Потому что – по статистике через год или два становятся бедней, нежели они были до выигрыша. Когда совершается чудо – нужно радоваться или бояться? Бояться. Когда начинают кровоточить иконы, например, в храмах, это к счастью или к беде? Это к войне. К какому-то мору. К какому поветрию моровому. Это всегда так. Люди говорят: «Чудо!! Зачем?? За что?? Почему?? Что будет?? Что сие значит??» Боятся.
Поэтому, не надо этого всего искать. Надо иметь в руках Святое Писание и в нем упражняться. Потому что оно избавляет от ада. Чудеса не избавляют от ада.
Сколько евреи видели чудес? Так себе представьте. Они должны были бы все, как один человек, верующими быть, покаявшимися, молитвенниками. Но они чудеса видели, а толку с этого – никакого. Поэтому, на чудесах строить ничего нельзя.
Ничего нельзя построить на чуде. Можно только чудом развеселить человека, устрашить человека, взбодрить человека. Подкрепить человека. Дать ему надежду.
Но все остальное строится не на чудесах, а на Писании, на совести, на покаянии. На ежедневном незаметном маленьком труде человека.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев