Западная пресса пытается стравить Лукашенко и Путина с католиками. Мнение Станислава Стремидловского
========================================
Перед минувшими выходными, когда в Белоруссии проходили президентские выборы, известный американский публицист Пол Гобл опубликовал статью на сайте Eurasiareview. В ней он рассказал о якобы проводимой агрессивной политике Александра Лукашенко в отношении белорусских католиков и греко-католиков. С чего вдруг расчёсывать на ровном месте эту проблему?
АРГУМЕНТЫ БЕЗ ФАКТОВ
Пол Гобл утверждает, что, несмотря на довольно хорошие официальные связи Минска и Ватикана, Лукашенко относится враждебно и с презрением к католикам, которых в стране насчитывается по разным оценкам от 9 до 14 процентов.
Из статьи, например, можно узнать, что в преддверии выборов президент Белоруссии «начал масштабную атаку на католиков и католицизм». Проявляется это в сокращении католических приходов в стране, а также в осуждении католических священников, которые были уличены в госизмене. При этом автор подкрепляет слова ссылками на публикации.
В одной из них говорится, что, например, в Витебской епархии на севере страны сейчас существует 85 приходов по сравнению с 94 год назад, а в Минско-Могилёвской архиепархии стало на один приход меньше. Далее по тексту можно узнать, что решения судами принимаются в соответствии с существующим законом «О свободе совести», который запрещает возглавлять религиозную общину лицам, участвующим в экстремистской деятельности, а также запрещает религиозную деятельность, которая, по мнению властей, нарушает суверенитет, конституционный строй и гражданский мир Белоруссии.
Все подобные случаи, когда речь идёт о «притеснении», связанном с антиправительственной деятельностью, Пол Гобл и авторы статей, на которые он ссылается, трактуют исключительно «в одну сторону» без попытки разобраться в сути претензий к нарушителям.
БЕЗ ПУТИНА НИКУДА
Автор не смог обойти в своей статье и Владимира Путина, которому, якобы, подыгрывает Лукашенко. Гобл пренебрежительно относится к понятию Русского мира, отмечая роль президента Белоруссии в его защите. Кроме того, по мнению публициста, Лукашенко стремится всеми силами не допустить автокефалии Белорусской православной церкви, проводя параллели с Украиной. Якобы такая проблема в Белоруссии вообще есть, и белорусские верующие спят и видят как бы отделиться от РПЦ, как, опять-таки, на Украине.
Такими нехитрыми умозаключениями и односторонними рассуждениями Пол Гобл приходит к выводу, что «Минск и Москва склонны рассматривать белорусских католиков как „пятую колонну‟, группу, которая может бросить прямой вызов белорусскому режиму и его российскому союзнику. В соответствии с этим мнением Минск принял новые законы, предоставляющие правительству больше полномочий для вмешательства и ограничения роста католицизма в Белоруссии, что вызывает поддержку Москвы».
А вывод прост как шпала: российские власти тоже оказывают давление на католицизм в России, что якобы представляется большой проблемой для Ватикана.
ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ ГОБЛ?
Если разбирать по существу, то статья с приводимыми в ней фактами кажется очень слабой для аналитика разведывательной информации и адъюнкт-профессора Института мировой политики (округ Колумбия). И это только часть регалий автора. Прозвучавшие в статье утверждения, а также мотивы её написания в беседе с «Антифашистом» прокомментировал политолог, специалист по Польше и Ватикану Станислав Стремидловский.
— Станислав Михайлович, насколько можно говорить о существующих притеснениях католиков со стороны властей России и Белоруссии, как об этом пишет Пол Гобл?
— Нужно разделять ситуацию в Белоруссии и в России. Если говорить о России, то католикам здесь живётся вполне нормально, каких-либо проблем они не испытывают. И даже возвращаются храмы, с трудом идёт этот процесс, не самый простой, но тем не менее.
А вот что касается политической деятельности, католическая церковь России ею не занимается. С точки зрения её взаимодействия с органами власти тоже никаких проблем нет. Работа апостольской нунциатуры в России, в общем-то, вполне движется нормально, конструктивно, включая МИД России и Уполномоченной по правам человека в РФ.
Более того, даже греко-католики, которые, скажем, имеют не самую лучшую репутацию в России (особенно сейчас, в связи с той хамской, позорной и нехристианской деятельностью, которой занимается Украинская греко-католическая церковь), в общем-то, тоже не чувствуют здесь каких-либо притеснений по религиозной линии.
В Белоруссии ситуация несколько другая. Там всё же нужно отделять взаимоотношения Минска со Святым Престолом и внутрицерковную ситуацию, связанную с католической церковью в стране. Она серьёзно подпортилась в августе 2020 года, когда действительно некоторые католики оказались в числе тех, кто протестовал против переизбрания президента Александра Лукашенко.
Мы помним, тогда была очень сложная ситуация с архиепископом Минско-могилёвским Тадеушем Кондрусевичем. В итоге для разрешения ситуации Святому Престолу даже пришлось посылать своего специального представителя, на тот момент нунция Великобритании архиепископа Клаудио Гуджаротти, а ныне префекта дикастерии по делам Восточных церквей, кардинала Гуджаротти. Кондрусевич тогда был вынужден оставить свой пост.
Но с тех пор, я бы сказал, что отношения официального Минска с местными католиками и греко-католиками носят характер нейтральный. Хотя есть, конечно, и определённые сложности, но опять же, это связано именно с тем, что католические священники или греко-католические священники, активисты, пытаются использовать церковную площадку в качестве манифестации своих политических идей и идеологий.
— А если брать непосредственно с 2022 года на фоне продолжающей Спецоперации, можно ли белорусским властям действительно что-то предъявить?
— Насколько я знаю, системных нападок Минска на католическую церковь и греко-католическую церковь Белоруссии нет. Но у нас есть совершенно другие примеры государственных репрессий и преследований.
Из самого выдающегося — это закон, который приняли на Украине в отношении Украинской Православной Церкви. А в Прибалтике что? Ничем не лучше. Сейчас в Эстонии идёт очень жуткое давление на эстонскую православную церковь Московского Патриархата.
От неё требует чуть ли не на Библии поклясться, что она не имеет никаких связей с Москвой. Доходит даже до требования переименования своего названия, полного разрыва с Русской православной церковью.
Я знаю Пола Гобла, как достаточно хорошего специалиста. Он не первый год занимается этой темой. Вот почему он сейчас так ангажировано решил выступить? У меня это вызывает только сожаление и недоумение.
— Что вы можете сказать о текущих отношениях между Русской Православной Церковью и Ватиканом? В частности, о контактах и взаимодействии с Константинопольским Патриархатом.
— Контакты Святого Престола с Константинопольским Патриархатом и раньше не вызывали критической реакции Русской православной церкви. Даже когда Константинопольский патриархат пошёл на откровенно провокационную и политическую спецоперацию, когда они создали Православную Церковь Украины. Тогда Русская Православная Церковь никак этот факт не связывала с Ватиканом, контактами Святого Престола с Фанаром.
Так что нет, здесь это не имеет никакого значения. В целом, я бы сказал, что отношения сейчас ровные, спокойные. Например, сменивший митрополита Илариона на посту председателя отдела внешних церковных связей митрополит Антоний неоднократно бывал в Ватикане.
Рабочие контакты, как я понимаю, есть. Отношения поддерживаются. Другое дело, что, конечно, нет возможности какие-то яркие совместные акции проводить, наподобие встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска в Гаване или привоз в Москву из итальянского Бари мощей архиепископа Мер ликийских Николая Чудотворца.
В целом состояние отношений Русской Православной Церкви и Святого Престола у меня не вызывает никаких опасений. И я думаю, что со временем мы вернёмся к более публичным и более открытым мероприятиям.
— В таком случае, как можно объяснить смысл опубликованной статьи Пол Гобла? Судя по тому, что вы рассказали, не так уж всё и плохо, и есть много контактов на самом высоком уровне.
— Я вам приведу простой пример. Если бы в Белоруссии действительно были такие ужасы и преследования, о которых пишет Гобл, первым бы взяла слово католическая церковь Польши. Потому что для неё католическая церковь в Белоруссии это как младшая сестра.
Но за исключением нескольких эпизодических публикаций, когда того или иного священника вызывали и просили дать объяснение, сказать, что для польской католической церкви религиозная ситуация в Белоруссии представляет один ужас-ужас — этого нет.
Иван Солдатов
ИА «Антифашист»
28.01.2025
#Белоруссия #Политика #Религия #Христианство #Католицизм #Запад #Ватикан #Польша #Россия #СМИ #Мнения
#af https://antifashist.online/item/agressiya-na-bumage-zapadnaya-pressa-pytaetsya-stravit-lukashenko-i-putina-s-katolikami-mnenie-stanislava-stremidlovskogo.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1