Наше путешествие продолжилось в Горожанке. Населенный пункт встретил запахом цветущей сирени, а на пороге библиотеки, расположенной в сельском Доме культуры, уже ожидала Ольга Королева — деятельная заведующая и создатель уникального музея крестьянского быта.
— Третьего июля будет 50 лет как я являюсь бессменным хранителем книг и истории нашего села, — рассказала Ольга Николаевна.
Но организовать музей она решила не сразу. В конце 1990-х у Ольги Николаевны появились мысли о небольшом уголке старины. За экспонатами ходила по домам, спрашивала, у кого что есть. Люди с радостью делились. Теперь же в музее есть и старинные вещи, некогда принадлежавшие Ольге Королевой и ее семье.
Общаясь, мы вошли вслед за библиотекарем в небольшое помещение, стилизованное под горницу деревенской избы. На стенах — старинная одежда, свадебные уборы, обувь, расшитые полотенца и наволочки, домотканые дерюжки и коврики. У стены — детская колыбелька, в которой в младенческие годы спала сама Ольга Николаевна.
— Вот эта кроватка была когда-то моей. Она сплетена дедушкой из лозы. Во времена дворян Веневитиновых в селе работала мастерская по плетению мебели из лозы, вот оттуда к жителям и пришло это умение, — рассказала библиотекарь.
Она показала нам еще один плетеный экспонат — корзинку, используемую раньше для хранения разных мелочей. Теперь это необычное рукотворное кашпо для цветка.
Но самую большую ценность музейной горницы составляют три вещи. Это кичка (или кика) — головной убор женщины в старину и две уникальные книги: Псалтирь конца ХIХ века и акафист Серафиму Саровскому 1904 года издания.
— На передней странице акафиста сохранились надписи, исходя из которых мы можем судить, что книгу эту передавали солдаты друг другу во время гражданской войны. Эти поистине бесценные вещи отдали в музей неравнодушные люди, за что им огромная благодарность, — говорит Ольга Королева.
На том перешли в основную часть музея. Здесь в основном старинная посуда и разные предметы. Фонарь XIX века, громоздкий и немного неуклюжий, контрастирует с аккуратным фарфоровым блюдом и чашкой. Блестят на солнце серебряный подстаканник и медный самовар 1877 года.
— На нем стоят клейма медалей разных лет, имеющие свои отличительные знаки. Раздувался такой самовар сапогом, он должен быть кожаным с мягким голенищем, — рассказала Ольга Николаевна.
Конечно, есть в музее и уголок воинской славы, и материалы о тружениках тыла и передовых работниках сельского хозяйства. Все, что собрано, можно не только посмотреть, но и сфотографировать, потрогать, подержать в руках. И общение это — лучший проводник во времена былые.
Оставив благодарный отзыв в специальном журнале для посетителей, мы распрощались с нашим экскурсоводом.
Каждый музей уникален. Не столь важно, где он и каких размеров. Важно, что остались люди, создающие и передающие эту капсулу времени из поколения в поколение.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев