Наша история: о царском указе, который мог иметь фатальные последствия для азербайджанского народа…
Царский указ от 25 июня 1916 года о мобилизации мусульман в русскую армию мог иметь фатальные последствия для азербайджанского народа.
Первая мировая война оставила глубокий след в истории народов Российской империи. Огромную тяжесть великой войны почувствовало на себе как христианское население, так и мусульманско-тюркские народы империи. Тяжкий груз войны лег на плечи и азербайджанского-тюркского народа. Ситуация особенно ухудшилась после открытия Кавказского фронта в ноябре 1914 года.
Известно, что задолго до войны кавказские тюрки, как и все остальные представители тюркских народов, были освобождены от воинской повинности. Мусульмане в армию не призывались, а вместо воинской повинности платили денежный налог. В первую очередь, это было связано с проявлением крайней осторожности российских властей в военных вопросах. Большую часть населения России на ее границах с Османской империей и иранским государством Каджаров составляли именно азербайджанские тюрки, которые, в силу своей этнической принадлежности и религиозных убеждений, не вызывали доверия у метрополии.
Тем не менее, на дворянское сословие данный порядок не распространялся. Дети азербайджанских беев (беков) получали соответствующее образование в высших военно-учебных заведениях Российской империи и поступали на службу в русскую императорскую армию. Известно, что в годы войны в рядах русской армии служили более 200 офицеров азербайджанского происхождения, многие из которых были удостоены высшими наградами, в том числе и орденом Святого Георгия.
Среди них достаточно упомянуть имена таких военачальников, как генералы от артиллерии Самед-бей Мехмандаров и Али-ага Шихлинский, генерал от кавалерии Гусейн-хан Нахичеванский, генерал-майоры Ибрагим-ага Усубов, Фейзулла Мирза Каджар, Теймур-бей Новрузов, Ибрагим-ага Векилов, Тарлан Алиярбеков, поручики Осман-ага Гюльмамедов и летчик Императорского военно-воздушного флота, первый азербайджанский военный летчик Фаррух-ага Гаибов, героически погибший в воздушном бою в 1916 году.
В ходе Первой мировой войны из молодых азербайджанских солдат-добровольцев был сформирован Татарский конный полк, входивший в состав Кавказской туземной конной дивизии. Примечателен тот факт, что несмотря на то, что мусульмане имели полное моральное основание не принимать никакого участия в «русской» войне, тем не менее, сформированная из добровольцев мусульманская дивизия, получившая за свое бесстрашие пренебрежительное название «Дикая дивизия», выступила на защиту России.
Военная доблесть Татарского конного полка нашла свое отражение в русской прессе периода Первой мировой войны. В этой связи, довольно примечательна опубликованная в газете «Утро России» статья под заголовком «Верные сыны России», в которой говорится:
«Кавказская туземная дивизия, все те же многострадальные «дикие», жизнями своими оплачивающие торгово-предательские счеты русской армии, ее свободу и ее культуру... «Дикие» спасли русскую армию в Румынии, «дикие» безудержным ударом опрокинули австрийцев и во главе русской армии прошли всю Буковину и взяли Черновицы. «Дикие» ворвались в Галич и гнали австрийцев неделю тому назад. И вчера вновь «дикие», спасая отступавшую митинговую колонну, рванулись вперед и отбив позиции, спасли положение…».
В конце августа 1917 года в Тифлисе состоялся мусульманский благотворительный вечер в пользу увечных и семей погибших воинов Кавказской туземной конной дивизии.
Газета «Кавказский край» в связи с этим писала:
«Посетив мусульманский вечер, мы отдадим только крошечную частицу того громадного неоплатного долга, который лежит на всей России, на всех нас перед Кавказом и перед льющей свою кровь уже три года за Россию – благородной «дикой дивизией».
Стоит отметить, что после провозглашения 28 мая 1918 года Азербайджанской Демократической Республики (АДР), будучи одной из элитных частей новообразованной национальной армии, Татарский конный полк был включен в состав Конной дивизии армии АДР.
В свое время, в Азербайджане весьма болезненно отреагировали новостям о начале Первой мировой войны.
Война пагубно отразилась на большинстве отраслей народного хозяйства. Ситуация усугубилась после того, как был открыт Кавказский фронт. Азербайджанский-тюркский народ неоднозначно воспринял новость о том, что Российская и Османская империи объявили друг другу войну.
В те годы азербайджанская интеллигенция очень переживала за судьбу братского турецкого народа, единственного независимого тюркского государства – авангарда тюркского мира. Известно, что многие в Азербайджане добровольцами записывались в турецкую армию, дабы противостоять врагам, замышлявшим расчленить Османскую Турцию. Добровольно отправившись на фронт, они вместе со своими братьями встали на защиту Чанаккале и Галлипольского полустрова в 1915 году.
В той героической битве с британцами при Чанаккале участвовали и азербайджанские добровольцы. В ходе боев с марта по август 1915 года около трех тысяч выходцев из Азербайджана, встав на защиту тюркского мира, разделили судьбу 250-ти тысяч турецких солдат, павших на полях сражений.
В сознании народа все более укреплялись просветительские идеи, пропагандируемые такими общественными деятелями, публицистами и журналистами, как Али-бей Гусейнзаде, Ахмед-бей Агаоглу, Алимардан-бей Топчибашев и Мамед Эмин Расулзаде. В те дни при Чанаккале азербайджанцы сражались бок о бок с турецкими солдатами, в очередной раз доказывая, что они являются представителями единого тюркского народа.
В годы войны азербайджанские патриоты собирали деньги и все ценное для нужд турецкой армии. Известно, что тюркская солидарность дала о себе знать и тремя годами позже, когда 15 сентября 1918 года Кавказская исламская армия во главе с Нури-пашой освободила Баку от английских интервентов и армянских бандформирований.
В связи с подобным развитием событий, в 1914 году азербайджанский народ не испытывал особого энтузиазма от предстоящей войны. Перспектива Кавказского фронта была своего рода краеугольным камнем и сдерживающим фактором для определенных слоев общества. А царский указ от 25 июня 1916 года «О привлечении мужского инородческого населения империи для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии, а равно для всяких иных необходимых для государственной обороны работ», обострил и без того напряженную обстановку и трудное положение населения Азербайджана. Народ оказался в чрезвычайно чувствительной ситуации.
Отношение кавказских тюрков к Первой мировой войне и их симпатии к воюющим сторонам являются предметом отдельного исследования. В этой связи, примечателен рапорт главы местной уголовной полиции Руденко бакинскому градоначальнику от 1 ноября 1915 года, в котором говорится:
«Отношение кавказских мусульман к войне, в целом, меняется в зависимости от ситуации на турецком фронте. Когда турки наступают, мусульманское население пребывает в хорошем настроении, а когда они отступают – наоборот. В любом случае, как богатые, так и бедные мусульмане поддерживают турок. Если ситуация на фронте изменится не в нашу пользу, мы не можем быть уверены в том, что мусульмане сохранят спокойствие. Согласно источникам среди мусульман, сейчас их взгляды прикованы к событиям на Балканах. Они с нетерпением ждут объединения германских и турецких сил, и рассчитывают на то, что турки перейдут в наступление на своем фронте. В случае успеха турок, я не исключаю, что может вспыхнуть мусульманское восстание».
Следует особо отметить, что кавказские тюрки были далеко не единственными мусульманами, которые поддерживали в этой войне Турцию и ее союзницу Германию.
Знаменитый царский указ от 25 июня 1916 года был издан несмотря на то, что симпатии мусульман были явно на стороне врагов империи, и это было очевидно. Указ предусматривал привлечение в течение войны мужского инородческого населения империи в возрасте от 19 до 43 лет к работам по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии, а равно к всяким иным, необходимым для государственной обороны работам. Более того, указ обязывал кавказских мусульман обеспечивать дополнительную живую силу для работ в прифронтовой зоне. Мусульманское население крайне негативно отнеслось к царскому указу о мобилизации.
Весть о пресловутом указе дошла до кавказских мусульман за считанные часы. Тем не менее, ознакомиться с текстом указа они смогли намного позднее. Этот фактор сам по себе стал предметом для жарких дискуссий и разных сплетен в мусульманском обществе. Более того, по мнению мусульман, текст оставил слишком много неопределенности в вопросе об условиях мобилизации, что стало причиной крайней обеспокоенности среди кавказских тюрков.
Реакция азербайджанской общественности оказалась неоднозначной, но, тем не менее, она не заставила себя долго ждать. В связи с этим, особо выделяется деятельность азербайджанского миллионера и мецената, известного благотворителя, действительного статского советника Гаджи Зейналабдина Тагиева.
30 июня 1916 года известный меценат выступил с докладом перед бакинским градоначальником. В документе Тагиев подчеркивал, что война оставила глубокий след в жизни мусульман, однако их боевой дух находится на высоком уровне:
«Мы – мусульмане считаем, что защита отечества является очень важной и нужной миссией. Мы не хотим отставать от других регионов нашей родины и готовы встать на ее защиту. О героизме мусульман, сражавшихся за царя и отечество в составе Кавказской конной дивизии, знают многие. Они вписали славную страницу в историю этой войны», - говорится в докладе, предназначенном для высших властей Кавказа.
Примечательно, что Тагиев приветствовал указ царя о мобилизации мусульман. По его мнению, указ стал лишним свидетельством того, что власти относятся к мусульманам как к равноправному населению Российской империи. Он называл его законным и желанным для мусульман юридическим актом.
«Ислам, в первую очередь, учит мусульман к любви к родине. Любовь к отечеству, патриотический дух в крови и генах каждого мусульманина. Эти качества передаются из поколения в поколение через материнское молоко и проявляются в характере всех мусульман. Каждый мусульманин готов умереть за родину», - писал Тагиев.
Вместе с тем, азербайджанский общественный деятель отмечал недостатки, содержащиеся в тексте документа. Он призывал власти опубликовать соответствующие инструкции и провести разъяснительную работу среди мусульманского населения. Тагиев особо подчеркивал возможную роль местной прессы в деле просвещения населения.
Тагиев отмечал, что, в первую очередь, следует определить условия и сроки призыва мусульман в армию.
«Судя по данному тексту, к призыву подлежат все мужчины в возрасте от 19 до 25 лет (!). Это значит, что все земледельцы и скотоводы будут мобилизованы, некому будет содержать целые семьи, детей. Необходимо внести ясность и в религиозные вопросы. Будут ли обеспечены все условия для совершения религиозных обрядов?» - вопрошал он.
Азербайджанский меценат подчеркивал необходимость принятия ряда мер для социальной поддержки семей, отцы и мужья которых будут зачислены в армию.
«Русская женщина отличается своей проницательностью. Она умеет жить в отсутствие мужа и содержать семью. В этом вопросе ей нет равных. Малограмотная мусульманская женщина в хиджабе не может трудиться. Поэтому она не в состоянии содержать семью без мужа», - писал Тагиев.
В конце он предлагал временно приостановить мобилизацию до тех пор, пока не будет проведена разъяснительная работа среди населения. По словам Тагиева, для того, чтобы сомнения и недопонимание не имели место быть, следует издавать специальные административные инструкции на тюркском языке и распространять их среди населения. Правительство должно с пониманием отнестись к переживаниям мусульман, а местные газеты – опубликовать соответствующие инструкции с тем, чтобы их могли читать грамотные люди, считал он.
Предупреждение Тагиева, имевшее огромное значение, было очень дальновидным шагом. Восстание в Туркестане стало лишним свидетельством тонкости сложившейся ситуации. Позиция Гаджи Зейналабдина Тагиева и других известных лиц азербайджанско-тюркской общественности, представителей местной прессы, по сути, стала роковой, в хорошем смысле этого слова. Благодаря умелым действиям представителей интеллигенции, на Южном Кавказе удалось-таки избежать кровопролития и других фатальных последствий данного указа о мобилизации.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1